Познавательный рассказ «Ноябрь - Чернотроп» для старших дошкольников с презентацией
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР, МОУ «Бендерский детский сад №9»город Бендеры Описание: Рассказ повествует о приметах месяца Ноября и о том, что происходит в природе в Ноябре. Рассказ можно использовать педагогам при ознакомлении с окружающим и родителям для закрепления познаний дошкольников.
Возрастная аудитория: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Цель: расширение представлений об изменениях в природе и жизни людей в ноябре месяце Задачи:
- Познакомить с осенними приметами ноября и изменениями в природе
- Воспитывать любовь к природе, умение замечать ее красоту осенью
Ноябрь является третьим месяцем Осени. В Ноябре полностью облетела вся разноцветная листва с деревьев. Все травы стали бурого цвета. Все цветы завяли. Зелеными остались только хвойные деревья – сосна и ель. Опавшая листва из ярко – желтой или оранжево – красной превратилась в коричнево – бурую (слайд 1)
Лес в Ноябре стоит опустевший: не слышно птиц, дикие животные попрятались в норы. Только лесные тропинки превратились в черные. Народ назвал Ноябрь – «Чернотропом»(слайд 2)
Небо из голубого или темно – синего превратилось в серое с тяжелыми тучами, из которых идет дождь или даже снег. Иногда в конце Ноября уже бывают морозы. В Ноябре на лужах все чаще по утрам бывает лед, начинает замерзать земля. Ветки деревьев без листьев качаются на холодном ветру.
Так Ноябрь начинает игру на «ледяных гуслях», а ему на смену придет белоснежная Красавица Зимушка. Такое время в самом конце Ноября называют «серебряной осенью»(слайд 3)
В дремучем лесу стало очень тихо. Лес совсем опустел. Не слышны по лесу звонкие голоса улетевших птиц. Обитатели леса давно спрятались в свои теплые норы или дупла, в которые они собирали припасы на зиму.
Медведь залезает в свою берлогу перед самым снегопадом. Спячка медведя проходит всю зиму. До самой весны медведь в своей берлоге спит, лапу сосет. Лисица любит курятину, поэтому в Ноябре часто ищет кур в курятниках около домов человека. Ежик, барсук, полевая мышь давно спрятались в теплые норы. Белка не очень любит такую ветреную и с дождями погоду. Она спряталась в своем утепленном дупле. Там она питается собранными шишками, орехами, грибами (слайд 4)
Заяц сменил шубку с серой на белую. Только пока нет снега, его шубку заметно волку и лисе. Зайцу нужна осторожность, чтобы спрятаться от своих врагов среди серых и черных веток кустов и деревьев. Заяц очень ждет, когда в лесу выпадет белый снег, тогда его шубка будет незаметна волку и лисе.(слайд 5)
Месяц Ноябрь называют «месяц полных кладовых». В дремучем лесу все дикие животные заготовили в своих норах или дуплах припасы на зиму. Если у дикого животного есть на зиму чем питаться – никакой мороз и стужа ему не страшен!
Перелетные птицы давно улетели в теплые края. Вместо них в лес прилетают зимующие птицы – клесты. Они открывают свои кузницы – клюют шишки. У клестов в самые морозы появляются птенцы (слайд 6)
Снегири, синички, щеглы прилетают поближе к человеку, в парках и садах клюют почки на ветках кустарников и деревьев. Ноябрь отмечает «синичкин день». В этот день люди вешали за окошко кусочки сала, изготавливали кормушки, подвешивали их возле домов, угощали птиц зернами, крупой, хлебными крошками (слайд 7)
Есть такая пословица: «Не велика птичка – синичка, и то свой праздник знает»
Люди в Ноябре завершили свои работы на огородах, в садах и на полях. В овощехранилищах есть урожай овощей, фруктов, ягод. Русские люди в Ноябре утепляли свои избы перед суровой и морозной зимой. Домашних животных – коров, овец, лошадей и коз – сельчане переводили в зимние постройки. Вечерами русские люди в Ноябре собирались на посиделки в избах: мужчины пели песни, играли на гармошке, пили чай из самоваров с пирогами, а женщины вышивали, пряли, ткали одежду, шили. Бабушки собирали возле себя внуков и при свете лучины рассказывали им русские народные сказки (слайд 8)
Вопросы для обсуждения:
1. Как называли Ноябрь русские люди? (Чернотроп – тропинки в лесу стали черными)
2. Что произошло с листвой в Ноябре? (Она стала коричнево – бурой)
3. Какие деревья остались зелеными? (Ель, сосна)
4. Каким стало небо в Ноябре? (Серое с тяжелыми тучами с дождем или снегом)
5. Почему называют конец Ноября «серебряной осенью»? (Лед на лужах, замерзает земля, идет снег)
6. Почему в дремучем лесу в Ноябре стало тихо? (Улетели птицы, звери спрятались в свои норы или дупла)
7. Что делает медведь в Ноябре? (Перед снегопадом прячется в свою берлогу)
8. Что делает лиса в Ноябре? (ищет кур в курятниках около домов человека)
9. Чего ждет заяц в Ноябре? (Когда в лесу выпадет снег, его шубку не будет видно врагам среди темных веток)
10. почему Ноябрь называют «месяц полных кладовых»? (Все лесные обитатели заготовили припасы на зиму)
11. Что делают клесты в Ноябре? (прилетают в лес, устраивают кузницы из шишек)
12. Что делают люди в «синичкин день»? (Они вешали за окошко кусочки сала, изготавливали кормушки, подвешивали их возле домов, угощали птиц зернами, крупой, хлебными крошками)
13. Что делали русские люди на посиделках в Ноябре? (Мужчины пели песни, играли на гармошке, пили чай из самоваров с пирогами. Женщины вышивали, пряли, ткали одежду, шили. Бабушки собирали возле себя внуков и при свете лучины рассказывали им русские народные сказки)
Презентация на тему: Рассказ про Ноябрь для дошкольников 5-7 лет
Добрый вечер, Вера Валерьевна! Интересная, грамотная и познавательная публикация. Актуальна как раз сейчас, очень поможет нам в работе. Презентация является неотъемлемой частью рассказа. Доступно, качественно, ярко! Спасибо! ГОЛОС! Удачи и новых творческих идей!
Рассказ про ноябрь для детей 5-7 лет соответствует возрасту детей, описание природных явлений написано доступным языком, наглядное сопровождение составлено в соответствии с рассказом. замечательно, что использованы и народные названия, упоминание традиций русского народа после земледельческих работ. Достойная публикация! Молодец!
Вера Валерьевна, с удовольствием посмотрела вашу работу, всё понравилось!
Описание месяца сопровождается прекрасными иллюстрациями на слайдах. Дети с интересом будут воспринимать материал, подкреплённый иллюстрациями и надолго запомнят удивительные приметы ноября, я уверена.
Примите мой голос +7
Вера Валерьевна, здравствуйте!
С удовольствием познакомилась с Вашей пубикацией, мне всё понравилось!
В своем рассказе «Ноябрь - Чернотроп» Вы знакомите детей с информацией о явлениях природы, зверях, птицах, традиционных занятиях людей в ноябре. Рассказ подкрепляется яркой, красочной презентацией! Профессиональное оформление, качественные фото материалы! Голосую!
Вера Валерьевна,материал познавательный,интересный,дополнен яркими осенними иллюстрациями.Актуален.Можно использовать на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.Спасибо.+1Удачи Вам.
Здравствуйте,Вера Валерьевна! Насыщенная, грамотная, увлекательная и познавательная публикация. Востребована как раз сейчас, очень поможет в работе педагогам. Доступно, качественно, ярко! Удачи и новых творческих идей!
Здравствуйте,Вера Валерьевна. Интересный, а главное грамотно оформленный материал вы нам представили. Цель и задачи сформулированы понятно, лаконично и правильно. Особо хочу отметить иллюстрации. Качественный наглядный материал - это важная часть работы педагога. Сам рассказ простой, но вместе с тем интересный, познавательный и добрый. Именно это и надо детям! Думаю со временем рассказ может дополнится новыми историями, интересными сравнениями. Удачи! Голос!
Информация очень интересная и познавательная,изложена доступно для понимания старших дошкольников! Материал могут использовать в своей работе и учителя начальной школы! Спасибо! Творческого вдохновения! Голос!
Здравствуйте! Спасибо за приглашение. Материал изложен доступно, последовательно и грамотно. Оформление красочное, презентация является логическим завершением рассказа. Желаю победы в конкурсе. Примите голос.
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Я с интересом прочитала о знакомстве детей с «Чернотропом». Вы очень легко, интересно и непринуждённо рассказываете детям о поздней осени, учите их замечать красоту в каждое время года. Ноябрьские изменения в природе, среди животных, о которых Вы говорите детям, воспитывают их внимание к окружающему миру, учат их наблюдательности. Дети станут присматриваться к животным, растениям, станут беречь природу, но и интересоваться народными традициями (посиделки). Итак, хотя может показаться простым рассказом о ноябре, Ваш рассказ детей учит, развивает, воспитывает. Молодец! Примите голос! Успехов Вам и удачи!
Добрый день Вера Валерьевна. В рассказе для детей про ноябрь описаны самые характерные проявления поздней осени, описаны понятным детям-дошкольникам языком. Нет лишней, перегружающей восприятие информации. Отличные иллюстрации!
ГОЛОСУЮ "ЗА"!
Добрый вечер, Вера Валерьевна! Интересная, грамотная работа. Актуальна как раз сейчас, очень поможет нам в работе. Возьму на заметку. Презентация- неотъемлемая часть рассказа. Доступно для детей. Спасибо! ГОЛОС! Удачи и новых творческих идей