Развитие самостоятельности и инициативности в дошкольном возрасте
Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Ричард Олдингтон, английский поэт, прозаик, критик.
Актуальность:
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Актуальным направлением является проблема формирования личности, способной исследовать новизну и сложность меняющего мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные способы действий и предметы окружающего. Такое активное, познавательное, творческое отношение к действительности должно формироваться с детства. В этой связи возрастает роль эвристической деятельности, которая позволит дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные материальные модели, модельные образы и т. д. В результате такой деятельности с одной стороны, расширяются и углубляются уже имеющиеся знания об окружающем, с другой- возникают еще не совсем ясные, незавершенные, гипотетические знания, проявляющиеся в форме вопросов. Таким образом, в эвристической деятельности ребенок сможет реализовать свой личностный творческий потенциал, инициативность и самостоятельность.
Цель: создание социальной ситуации развития самостоятельности и творческого мышления у детей дошкольного возраста посредством использования эвристических технологий. Задачи:
• Создать условия для формирования у детей умения системно воспринимать и анализировать проблемные ситуации;
• Создать условия для развития творческого мышления, воображения, познавательной активности и интереса, памяти;
• Создать условия для формирования самостоятельности в работе;
• Создать условия для воспитания творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.
1. Организационно-ознакомительный
Работа с детьми
Выделение и постановка проблемы: дети самостоятельно или с помощью педагога определяют то, что им хочется исследовать. Их выбор обусловливают вопросы, возникающие в процессе деятельности, в результате чего формируется познавательная проблемная задача, которая требует установления причин, связей и отношений между ними.
Работа с родителями: Повышение компетентности:
Информационный стенд: буклеты, памятки «Знакомство с эвристической технологией»
«Эвристические методы и приемы работы с детьми» Работа с педагогами: Повышение квалификации и внедрение результатов научных исследований и инновационного педагогического опыта. Семинар практикум «Применение эвристической технологии в повседневной жизни ДОУ»
2. Содержательный
Работа с детьми
Эвристические образовательные ситуации
«Оживить» каждую цифру: нарисовать, слепить,
выложить, вырезать, изобразить телом.
Придумать и обосновать собственные изображения чисел.
Нарисовать города с жителями – сказочными числами, которые выполняют действия сложения и вычитания, собираются в таблицы, прячутся в окружающих предметах.
Нарисовать (слепить, смоделировать из конструктора) геометрический сад.
Подобрать цвета к числам, дням недели, месяцам..
Дать свое определение понятиям точка, линия, треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник.
3. Заключительный
Неделя опытов и экспериментов «Что? Зачем? И почему?».
Опыты: «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «Хитрый магнит»
Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» Работа с родителями: Онлайн презентации результатов семейных проектов в сети интернет и группе ВАТСАП Работа с педагогами: составление картотеки игр с использованием эвристических технологий. Отчет о результатах на итоговом педагогическом совете. Презентация выставки «Каплеграфия»
Скачать Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста