Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по предмету «Сольфеджио» на тему: «Игры с интервалами» для учащихся 2 класса ДМШ

Конспект урока по предмету «Сольфеджио» на тему: «Игры с интервалами» (Урок-повторение) для учащихся 2 класса детской школы искусств
Автор: Плясова Г.Ю., преподаватель теоретических дисциплин.
Место работы: МБУ ДО «Русско-Высоцкая ДШИ» Ленинградской области.
Пояснительная записка:
Данный урок может быть интересен преподавателям детских музыкальных школ и школ искусств при изучении темы «Интервалы» на уроках сольфеджио. Урок построен на сочетании как традиционных, так и новых форм работы; особое внимание уделяется практическим заданиям с использованием наглядных материалов, созданных на основе ТВ технологий.
Выбор темы урока обоснован учебным планом по предмету «Сольфеджио», 2 класс, IV четверти, тема «Интервалы» (Дополнительные предпрофессиональные программы в области музыкального искусства, предметная область «Теория и история музыки», примерная программа по учебному предмету «Сольфеджио», главный редактор И.Е. Домогацкая, Москва, 2012).
Для всесторонней проверки знаний учащихся рекомендуется использовать репродуктивный метод, а для успешного выполнения практических заданий – поисковый метод.
Тема урока: «Игры с интервалами».
Целевая аудитория: 2 класс инструментального и вокального отделений детской школы искусств (детской музыкальной школы).
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет.
Учебный предмет: сольфеджио, 2 класс, IV четверть.
Время учебного занятия: 1 час 10 минут, перемена 5 минут.
Оборудование: учебный класс, экран, колонки, наглядные пособия (презентация, карточки-интервалы, листы-«подсказки», нарисованные клавиатуры, лесенка,столбица и нарисованная клавиатура на доске).
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель: определение на слух простых интервалов.
Задачи:
- проверить теоретические знания по теме «Интервалы»;
- расширить и закрепить круг вопросов по изучаемому материалу в новом аспекте;
- использовать наглядные материалы для решения учебных задач;
- учиться сосредоточенному восприятию нового учебного материала;
- развивать творческие способности учащихся, память, внимание, логическое мышление;
- повышать самооценку учащихся;
- учить детей эмоциональному раскрепощению;
- учить преодолевать трудности в работе с новым учебным материалом.
Ход урока:
1. Организационный этап 5 минут
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! («раскачкой»: I-II-I,I-III.I-IV, I-V…, )
Ученики: Здравствуйте! (Распевка, настройка в тональности )


2. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности 25 минут
Преподаватель: Дети! Сегодня мы продолжаем изучать тему «Интервалы», а урок наш называется: «В гостях у интервалов» Я приготовила для вас новые задания, которые вам помогут в освоении новых знаний. Надеюсь, что они вам понравятся. Для начала споем нашу «Интервальную песню».
Рефлексия 1,2 (Карта оценивания у каждого ученика).
Давайте повторим мелодические интервалы (раздаются листы-подсказки. Приложение):
М2 «Пусть бегут неуклюже…»
Б2 «Антошка, Антошка…»
М3 «В небесах высоко…» (Песня кота Леопольда)
Б3 «Чижик-Пыжик, где ты был?»
Ч4 «В траве сидел кузнечик…»
Тритон «Гном» М. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»
Ч5 «По малину в сад пойдем»
М6 «Срубили нашу ёлочку…»
Б6 «В лесу родилась ёлочка…»
М7 Танго «Кумпарсита» Х.Родригеса
Б7 «Баба Яга» М. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»
Ч8 «Кабы не было зимы…»
Игра «Угадай начало мелодии и мелодический интервал» в совмещении с игрой «Кто победил»
Рефлексия 3
Ритмическая пауза. Звучит вступление к песне «Настоящий друг» Б. Савельева в исполнении преподавателя. Необходимо разложить ритмические карточки в правильном порядке. (Приложение)
Рефлексия 4
Дети, задумывался ли кто-нибудь из вас о том, что любая мелодия состоит из интервалов? И мы с вами можем определить, из каких именно интервалов состоит мелодия. Только надо помнить о том, что два звука мелодии должны находиться рядом друг с другом. Хотите попробовать?
Ученики: Да!
Преподаватель: На примере этой замечательной песенки мы будем определять интервалы. Песня состоит из четырех четырехтактов. Давайте разделимся на команды. Первая команда будет определять интервалы первых четырех тактов, вторая – вторых четырехтактов. Затем команды по очереди будут диктовать другой команде последовательность, цепочку интервалов для выкладывания карточка в два ряда (верхний ряд – интервалы, имеющие восходящую направленность, нижний ряд – интервалы, имеющие нисходящую направленность (Приложение).
Ч5 вниз, м2 вниз, м3 вверх, тритон вверх, тритон вниз…
Следующие 8 тактов мы попробуем определить на слух и записать с помощью песенок-«подсказок».
Сейчас я сыграю эту мелодию в виде мелодических интервалов, а какой-то интервал прозвучит «не так». Игра «Найти или поймать преступника».
Рефлексия 5
Перемена 5 минут
3. Актуализация знаний (поиск решения учебной задачи, способ поиска информации, поиск информации) 20 мин
Преподаватель: Каким образом можно еще играть интервалы этой песни?
Ученики: В гармоническом звучании.
Детям раздаются листы-«подсказки» с изображенными образами-интервалами.
Ч1 «Кап-кап-кап»
М2 «Ой, оса летит, жужжит»
Б2 «Ёжик, ёжик, ты хорош»
М3 «Очень скучный, грустный день» (Грустная кукушка)
Б3 «День веселый!» (Веселая кукушка)
Ч4 «Кукареку! Всех разбужу!»
Тритон «Тритон, колдун!»
Ч5 «Иа, Иа, уши, хвостик, голова!»
М6 «Бемби - милый олененок, оленихи он ребенок»
Б6 «Я – олень, король лесной, в звонкий рог трублю весной.
М7 «Носорог, носорог на носу таскает рог!»
Б7 «Крокодил, зубастый, страшный и поэтому опасный!»
Ч8 «Жираф большой»
Интервалы пропеваем попевками.
Интервальные попевки пропеваем двухголосно, делясь на группы.
Рефлексия 6
4. Первичное усвоение новых знаний
Преподаватель:
Игра «Угадай гармонический интервал» в совмещении с игрой «Кто победил»
5. Первичная проверка понимания 5 минут
Преподаватель: Сейчас мы еще раз поиграем в игру «Найти или поймать преступника».
Теперь я сыграю цепочку интервалов песни «Настоящий друг» в виде гармонических интервалов, а какой-то интервал прозвучит «не так». (Меняю сексты на септимы)
6. Первичное закрепление учебного материала 10 минут
Преподаватель: Дети! Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно, поэтому будьте очень внимательны. Это задание поможет вам закрепить полученные на уроке навыки для определения на слух интервалов (4-5).
Нужно выложить карточками последовательность гармонических интервалов двухголосного диктанта.
Рефлексия 7
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении, подведение итогов занятия 5 мин
1) найти интервалы в мелодии любой детской песенки (на ваше усмотрение) и подписать их
2) выучить эту песню наизусть
8. Рефлексия 8
Преподаватель: Дорогие ученики! Наступило время подведения итогов нашего урока.

9. Окончание учебного занятия
Преподаватель: Дорогие ученики! Вот и закончился наш урок, наше путешествие в гости к интервалам. Вы все прекрасно поработали на уроке, спасибо! До свидания!
Используемая литература:
1. Сиротина Т.«Музыкальная азбука»,
2. Ефремова Л. «Учиться интересно»
3. Лёхина Л. «Путешествие в страну интервалов».






Скачать Конспект урока по предмету «Сольфеджио» на тему «Игры с интервалами» для учащихся 2 класса ДМШ


Рекомендуем посмотреть:

Конкурсная программа по теории музыки «Юный музыкант» Конспект урока в ДШИ. Открытый урок по хору Конспект занятия в ДШИ. Многоголосие в хоре Конспект урока по хору в ДШИ, 1 класс
Опубликовано: 2200 дней назад (14 декабря 2018)
Просмотров: 6510
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!