Природоохранный проект "Исследование экологического состояния реки Осколец и прибрежной её полосы"
Участники проекта:
Автор: воспитатель старшей группы «Капелька» Цицорина О.В., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Василёк»
Исполнители: Ермоленко Веселина, Шариков Арсений, Тимонова Олеся
Сроки реализации проекта: 15.11-22.11.2018г.
Содержание:
I. Введение
II. Этапы реализации проекта
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
V. Приложения
Введение
Актуальность темы: Окружающий мир в его социальных, предметных и природных проявлениях оказывает огромное влияние на формирование личности подрастающего поколения. В дошкольном возрасте получению новых знаний и привитию специфических навыков большим подспорьем является практическая деятельность. Реализовать ее помогает экспериментальная и исследовательская работа. Наблюдая и исследуя окружающую действительность, ребенок обогащает свои знания в сфере экологии, биологии, ботаники и других наук. Исследовательская практическая деятельность обладает рядом особенностей: осязаемость предмета изучения, формирование практических навыков наблюдения, сравнения, формирование реалистичных представлений об окружающем мире, воспитание любви к природе и др.
Поскольку, основные нравственные качества закладываются с раннего детства, очень важно вовремя привить воспитанникам экологическую культуру.
На сегодняшний день в мире существует огромное количество экологических проблем. И от того, каким вырастет очередное поколение людей напрямую зависит состояние окружающей среды в будущем.
Именно осознание этого подтолкнуло нас к созданию данного проекта.
Проект разработан в целях экологического просвещения воспитанников старшей группы «Капелька», их родителей, воспитателей ДОУ, населения г.Старый Оскол, воспитания экологической культуры подрастающего поколения, посредством исследования состояния речных вод и прибрежной полосы реки Осколец, расположенной около детского сада. В ходе реализации проекта участники смогут провести исследовательскую работу по изучению экологической обстановки в районе одного из участков реки Осколец, постараются привлечь внимание общественности к экологической проблеме на территории г.Старый Оскол, внесут свой вклад в улучшение состояния реки и прибрежной зоны.
Задачи проекта:
-
образовательные: обогатить и систематизировать знания детей о воде, ее свойствах, значении для человека и животных; формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; способствовать усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов; формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
-
развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, взаимосвязей в природе; формировать простые исследовательские навыки (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, эксперимент);
-
воспитательные: воспитывать у детей чувство сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость; формировать навык культурного поведения на природе, а именно вблизи водоема, умение работать в одновозрастной и разновозрастной группе сообща; формировать устойчивый интерес к экологическим проблемам родного края, осознание бережного отношения к природе, сопереживания ее негативным изменениям, понимания необходимости охраны водных ресурсов города, основанном на собственных наблюдениях.
Пути достижения цели проекта:
1) работа с детьми (проведение НОД, познавательных, ситуативных бесед, чтение художественной литературы, образовательная деятельность в режимных моментах, рассматривание иллюстраций, трудовая деятельность, проведение природоохранных акций);
2) работа с родителями (проведение консультаций по темам проблем экологии, оформление информационного уголка, привлечение родителей к проведению природоохранных акций, реализации проекта);
3) работа с общественностью (информирование населения посредством проведения природоохранных акций).
Методы реализации проекта: научно теоретические (изучение и анализ литературы по теме проекта), научно-эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, изучение процесса деятельности).
Основные виды ресурсов:
-интеллектуальные: подбор малой группы среди дошкольников и их родителей, которые заинтересованы в разработке проекта;
-технологические: изучение карты г.Старый Оскол, требований САНПИН, сведений об ООПТ;
-информационные: создание памяток «Я спасу природу!», изготовление консультаций для родителей и педагогов по теме проекта;
-материально-технические-без значимых финансовых затрат, опираясь на физическую помощь родителей. С помощью оборудования, имеющегося в группе: микроскоп, бинты, вата, ёмкости для воды, стеклышки, пипетки и др.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап.
1. Опрос детей, родителей с целью выявления наиболее значимых, на их взгляд, экологических проблем нашего района города.
2. Постановка проблемы. Формулировка темы, целей, и задач. Формирование содержания проекта.
3. Обсуждение проекта с родителями. Внесение предложений о формах и методах реализации проекта.
4. Обозначение этапов реализации проекта.
5. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
6. Подбор и изучение методического материала, методической литературы и периодической печати по теме исследования.
7. Подбор опытов и экспериментов: «Опыты с водой», «Очистка воды с помощью фильтрации», «Исследования под микроскопом» (Приложение 1);
8. Создание консультативного и образовательного материала (Приложение 2,3).
II.Основной этап.
1) Распространение памяток «Я спасу природу!» с правилами рационального природопользования среди родительского коллектива ДС и за его пределами (Приложение 4);
2) Подготовка консультаций для родителей, оформление папок-передвижек о бережном отношении к природе и водным ресурсам (Приложение 5);
3) Проведение НОД, индивидуальных и групповых бесед с детьми на темы: «Вода-наш друг», «Жители рек» , «Правила поведения в природе», «Куда девается мусор?» , «Круговорот воды в природе», «Не сори!»;решение проблемных ситуаций «Если на планете исчезнет вода», «Если использованную воду не очищать, что произойдет?»;
4) Осмотр территории реки и прибрежной полосы;
5) Взятие и сравнение проб воды из реки и из-под крана для исследования (Приложение 6);
6) Рассмотрение и сравнение состава речной воды и воды из-под крана под микроскопом (Приложение 7)
7) Привлечение родителей к наведению порядка на берегу реки Осколец (Приложение 8).
III этап.Заключительный.
1) Оформление и презентация проекта;
2) Оформление информационно-справочных материалов (папок, буклетов) по экологическому воспитанию дошкольников.
Заключение
Таким образом, проведя в рамках проекта «Исследование экологического состояния реки Осколец и прибрежной ее полосы», можно сделать вывод о том, что данный природный объект имеет такие признаки загрязнения водоема и прибрежной полосы, как обилие зарослей и ила, плохой запах и помутнение воды, бытовой мусор на берегах и в толще воды ,т.е. проблема исследования оказалась очень актуальной в действительности.
Мы считаем, что нам удалось привлечь внимание дошкольников, их родителей и жителей г.Старый Оскол к проблеме загрязнения реки Осколец и ее прибрежной зоны. Проведенные групповые мероприятия способствовали экологическому просвещению воспитанников старшей группы «Капелька», их родителей, воспитателей ДОУ, воспитанию экологической культуры подрастающего поколения. Таком образом, цель поставленную перед данным проектом считаем достигнутой.
Однако, работу, проведенную для улучшения экологической обстановки у реки Осколец, считаем не завершенной и предлагаем следующие пути дальнейшего решения обозначенной проблемы.
Экологическое состояние реки и прибрежной полосы будет улучшено, если:
- район речного водопользования будет иметь статус санитарно-охраняемой зоны;
- ужесточат требования к качеству вод рек;
- будет повышен контроль за недопущением сброса химических веществ в зоне санитарной охраны;
- будет производиться регулярный контроль за чистотой прибрежной полосы;
- будет осуществляться регулярная очистка от бытового мусора берегов и вод реки;
- раз в 2 года будет проводиться профессиональная чистка реки от бытового мусора и растительных остатков.
Для чего мы предлагаем:
-чаще привлекать внимание населения к проблеме загрязнения реки посредством раздачи памяток, через СМИ, интернет-сообщества;
-вынести проблему чистки рек для административного решения городскими властями;
-включать в городские субботники для уборки территорию вдоль рек;
-разместить в образовательных учреждения, торговых центрах и иных местах массового сбора людей ящики для благотворительного пожертвования на профессиональную чистку рек в городе Старый Оскол.
Таким образом,по результатам проекта:
-расширены и обогащены знания детей о воде, ее свойствах, значении для человека и животных; получены знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; усвоены первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов; закреплены познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
-заложен фундамент знаний для осознания ребёнком себя как части природы, взаимосвязей в природе; сформированы простые исследовательские навыки (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, эксперимент);
- показана важность гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы; акцентировано внимание к эмоционально - положительному отношению к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость; объяснена необходимость культурного поведения на природе, а именно вблизи водоема; вызван интерес к работе в одновозрастной и разновозрастной группе сообща, к экологическим проблемам родного края; побуждено чувство сопереживания негативным изменениям в природе; заложено понимание необходимости охраны водных ресурсов города, основанном на собственных наблюдениях.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический, познавательно - исследовательский проект в детском саду для детей 5-7 лет «Хлеб всему
Экологический проект в старшей группе "Лес - наше богатство"
Экологический проект в старшей группе детского сада: «Лекарственные растения Дона»
Экологический информационно - творческий проект с презентацией в старшей группе детского сада "Берег