Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки. Из опыта работы

Методическая статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках искусства"
Описание материала: данная работа содержит описание инновационных технологий, которые могут быть использованы учителем на уроках музыки и художественной культуры для развития у школьников познавательной активности и творческой деятельности. Данный материал будет полезен как начинающему учителю так и имеющему большой педагогический стаж.
Что мы понимаем под творчеством? Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью.
Целью современного образования является не только передача информации, но и творческое развитие, а так же усвоение знаний с учетом реальных жизненных условий. Постепенно, главной целью обучения становится формирование умения управлять процессами творчества.
Важную роль в воспитании и формировании личности играет искусство. Оно обладает замечательной способностью влиять на человека, рассказывает, удивляет, дает пищу для размышления, вызывает фантазию. «Искусство - это всегда диалог между автором и зрителем. Урок искусства - это урок-диалог, в котором учитель перестает быть просто источником знания по предмету. Ведущей дидактической целью для него становится формирование опыта самостоятельного восприятия и анализа произведения искусства, текста культуры. Учитель выступает как организатор мыслительной деятельности и эмоциональных переживаний учащихся. Процесс обучения неизбежно опирается на интеллектуальный и эмоциональный опыт прошлого, представляя наглядно диалогичность культуры.
Общая педагогическая задача урока искусства – становление человека, способного к порождению нового, личностно значимого, ценностно - ориентированного знания и эмоционального опыта». В. А. Криушина. (технология РКМЧП в контексте преподавания МХК).
Уроки музыки могут способствовать развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Но и важно, чтобы разговор о музыке не подменял саму музыку.
К постановке проблемы относится система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, умение находить новые решения. Эта система представляет собой по сути диалогическое общение. Такое общение учителя и учеников на уроке рождает у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – так как нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка.
Задача учителя – продолжить цепочку: творчество – восприятие – творчество (саморазвитие, самосовершенствование).
Ученик на уроке музыки выступает как слушатель и исполнитель. Недостаточно дать ему знания о музыке и научить музыкальным умениям. Восприятие музыки опирается больше на чувства, интуицию, поэтому задача учителя научить ребенка выражать свои чувства, грамотно оформлять мысли. Необходимо пробудить потребность в общении с музыкой, творческую активность.
Исследователи приходят к выводам, что первопричиной не результативности музыкального воспитания и образования, в том числе на уровне школы, является непонимание сущности музыкального искусства самими педагогами (стереотипность педагогического мышления).
Музыкальная методика все больше уделяет внимание приемам творческой деятельности. Благодаря речевой, пластической, импровизационной деятельности легче и доступней происходит усвоение музыкальных понятий и общих художественных закономерностей
Творческие задания. Начальная школа.
Волшебный человечек (пальчики руки) помогает постичь ритмические тонкости танцев, особенности марша, т.е. легче ориентироваться в основных жанрах музыки. Человечек может выполнять конкретное задание, а можно и импровизировать, придумывая подходящие движения.
Коллаж поможет разобраться в многочисленных видах марша и танца, понимать логику выбора композитором средств музыкальной выразительности.
Ребята рисуют танцующих или марширующих персонажей, цветом, размером, штриховкой показывая особенности музыки. Все работы детей соединяются в одну тематическую композицию. Ребятам всегда нравится грандиозность и непредсказуемость коллажа. Можно создавать коллаж на другие темы курса музыки, например, о жанрах народной музыки, о легкой и серьезной музыке, об образах в музыке различного характера и других. , пластическое интонирование на прослушиваемую музыку.
Веселые путешественники. Приемы передачи движения в музыке, использования звукоподражания. Импровизация (цвет, движение, звук).
Гармошка. Громко – руки широко, тихо – узко.
Листья. Постепенный переход от зеленого к желтому или к другому осеннему цвету в окраске листьев.
Высота звука.
Рисуем звук. Графически изображать изменение высоты звука.
Старается воспроизвести зафиксированные изменения высоты звука.
Я_- композитор. Это задание позволяет продемонстрировать знание закономерностей музыки, показать взаимосвязь идеи, содержания, построения произведения, обосновать выбор средств выразительности, выбор исполнителя.
Этапы выполнения:
1. выбор темы (о чем хотел бы написать музыку).
2. Название. Рисунок - содержание;
3. какая будет музыка по характеру и почему;
4. кто будет исполнять произведение и как его лучше исполнить, что бы верно передать замысел.
Времена года - цветовые ассоциации.
1 вариант: 1 ЦВЕТ. 4 прямоугольника раскрасить одним цветом, соответствующим каждому времени года.
2 вариант: ЛЮБЫЕ ЦВЕТА. Раскрасить прямоугольники, соответствующие временам года, используя любое сочетание цветов.
3 вариант: ЦВЕТА И ФОРМЫ.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие : выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков и т.д.

2. Игровые технологии
Использование игровой технологии является неотъемлемой частью методики преподавания музыки в начальных классах.
Игра – это наиболее доступный вид деятельности ребенка младшего школьного возраста, который способствует расширению поведенческого диапазона ученика, развитию коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, побуждает к творчеству.
В практике используются следующие игровые приёмы: инсценирование (инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов из музыкальных сказок), игры на развитие слухового внимания, игры на развитие чувства ритма, игры на развитие динамического слуха, импровизацию.
Как используется приём импровизации, для этого вернёмся к теме «Маршевый порядок». Итак, после того как мы определили тему урока, дали название маршу, предлагается сочинить свой марш. Но сначала необходимо определить, кем мы будем? Ребята хотят быть и военными, и спортсменами, но учитель подводит их к тому, что музыка – это сказочная страна, а в сказках всё может быть. И предлагается сочинить марш лягушат. Сочиняем слова, мелодию к ним и в результате этой деятельности усилиями детей создаётся творческий продукт. Импровизация находит продолжение в инсценировании. Выбираем командира и инсценируем сочинённый нами марш.
Фантазия, сиюминутность рождения и воплощения многих идей, атмосфера непринуждённости составляет суть игровой деятельности на уроке.

3.Технология развивающего обучения
Методы и приёмы развивающего обучения способствуют тренировке и развитию памяти, мышления, активности наблюдательности, целеустремлённости, логике.
При знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр, различать военные, игрушечные, спортивные, найти общие для всех маршей черты. Но можно, это сделать по-другому: рассмотреть всеобщее отношение — жизнь-музыка, в их взаимовлиянии.

4. Технология критического мышления.
Большим потенциалом для развития творческих способностей обладают методы и приёмы технологии развития критического мышления. На уроках музыки, начиная уже с младшего школьного возраста используют следующие приёмы: «Мозговую атаку» с целью активизации имеющихся знаний, «Групповая дискуссия», «Синквейн», «Верите ли вы?», «Дерево шедевров», Музыкальный ринг.
Обычно на стадии рефлексии можно составить синквейн. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах.
Например:
Марш.
Спортивный, военный.
Призывает, собирает, вдохновляет.
Он может организовать людей.
Шествие.
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, вырабатывать собственное мнение.

5. Проектная технология
Активизировать познавательную деятельность учеников, превратить урок музыки в настоящий творческий процесс, помогает метод проектов. Этому методу обучают детей с 1 по 11 классы .Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, исследовательской деятельности. Ученики учатся свободно выражать собственные мнения, чувства, активно включаются в работу и чувствуют личную ответственность за реализацию проекта.
Основные выводы: Использование данных технологий позволяет придать урокам практическую направленность, построить их игровом действе и творческом характере обучения. На таких уроках каждый ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, свободно реализует свои способности, у него развивается творческое мышление.
Целью деятельности каждого педагога является создание активного личного отношения каждого ученика к изучаемому материалу, организация самостоятельной работы, предельно полное достижение развития тех способностей личности, которые нужны ей и обществу.
Куртис С. Меридит: «Мы хотим, чтобы наши выпускники были готовы ко всем испытаниям будущего. Им понадобятся те навыки и умения, которых требует такое общество. Они должны уметь браться за дело, всесторонне и творчески подходить к решению задачи, а также формировать собственное мнение и договариваться с другими, чтобы вывести оптимальное решение. Все эти способности не возникают сами собой, их надо развивать и тренировать, прежде чем они станут естественной моделью поведения. Учащихся следует рассматривать не как сосуд для накопления и хранения идей, но как сознательных творцов, способных генерировать свои идеи».

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты Художественная деятельность для школьников Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через сказки Развитие творческого мышления на занятиях ИЗО в начальной школе
Опубликовано: 987 дней назад (14 января 2019)
Просмотров: 522
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!