Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока "Герои живут среди нас...", 7 класс

Разработка урока для 7 класса "Герои живут среди нас..."
Автор: Малодушная Елена Викторовна, учитель предметов духовно - нравственного воспитания, МКОУ "Островская СОШ"
Цель: сформировать представление у обучающихся о героизме, как о многогранном понятии
Задачи:
- выяснить что общего между понятиями Святость и Героизм,
- формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм;
- развивать умение выбирать качества характера, свойственные герою;
- развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;
- развивать умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, поступкам;
- формировать активную жизненную позицию;
- способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.
Ход урока
1 . Присоединение
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдёт необычно. Этому способствует настроение всех сидящих в классе. И когда я вижу ваше хорошее настроение, то на душе становится тепло и светло. Ребята, а с каким настроением вы пришли на урок. Сегодня каждый из вас будет стремиться внести свой вклад в урок. Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.
2. Подготовка к основному этапу
Учитель: Ребята, вот уже в течение нескольких уроков мы с вами пытались увидеть и понять истоки и традиции воинства в нашем Отечестве. Мы уже познакомились с теми, кто в нашем государстве традиционно относился к воинскому сословию, в чем заключалось его служение Родине и ближнему, познакомились с воинскими атрибутами, попытались понять смысл воинского служения.
Скажите, а в чем вы видите основной смысл воинской службы?
Ученики: Защищать свою землю
Учитель: А, что это значит защищать свою землю?
Ученики: Защищать свою землю - право и долг каждого народа
Учитель: Ребята, прежде чем мы с вами определим тему нашего урока. У вас на партах лежат карточки со словами. Вы должны из слов собрать пословицы и сказать, что у вас получилось.
• Герой за родину горой
• У храбрых есть только бессмертие, смерти у храбрых нет.
• Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.
• Герой умирает раз, - трус тысячу раз.
• Сам погибай, а товарища выручай.
3. Постановка темы и целей урока учащимися
Учитель: Как вы считаете, так о чем пойдет речь на нашем уроке? (учащиеся высказывают свое мнение)
Учитель: Да, правильно. Мы поговорим с вами о героях и героизме, но не только об этом. Тема нашего урока: "Герои живут среди нас...". Я долго думала, какой знак препинания поставить в конце - точку, восклицательный или вопросительный знак. Но остановилась на многоточии. Почему? Я думаю, что вы сможете ответить на этот вопрос в конце нашего урока.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова Иисуса Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» ( Иоанн, 15.13) (когда приходится человеку жертвовать жизнью ради другого)
Как вы понимаете эти слова?
Учитель: Ребята, на какие вопросы вы бы хотели найти ответы сегодня на уроке?
Учитель: Нам с вами предстоит выяснить, что общего между понятиями святость и героизм, каковы истоки подвига нашего героя, как героизм в воинском служении связан со святостью? Почему русский солдат готов отдать жизнь за своё Отечество? Это и будут задачи нашего урока, и сегодня мы попытаемся найти ответы на все эти вопросы.

Учитель: – Святость и Героизм! Что означают эти слова? Что связывает и роднит эти два великих понятия? Обратимся к словарю русского языка.
Святость близость Богу, духовное совершенство. Проявляется святость в любви к Богу и любви к ближнему.
Героизм отвага, решимость и самопожертвование в критической обстановке.
Герой (в переводе с греческого) богатырь, витязь; полубог… Высший идеал святости – мученичество, страдание за веру, даже до смерти. Высшее проявление воинского героизма отдание жизни «за други своя», за Отчизну.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о человеке, в котором два эти высокие понятия, героизм и святость, соединились.
Учитель: Ребята у меня на доске дата 9 декабря. А кто из вас знает, что это за день?
Учитель: 9 декабря наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. Россияне, отмеченные почетным званием героев достойны, чтобы у них был собственный праздник.
День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации.
Учитель: Война – явление жестокое, страшное. Но пока существует на нашей земле злоба, ненависть, будут существовать и войны. Они наносят боевые раны людям, уносят жизни близких нам людей.
Очень часто мы говорим, вспоминаем о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Но среди нас живут люди или память о тех, кто прошел “ад” Афганистана, Чечни это наши современники.

4. Работа с презентацией и сообщениям
Учитель: На прошлом уроке я дала опережающее задание. Подготовить сообщение о человеке прошедшем «ад» Чечни. Ребята мы сейчас с вами очень внимательно слушаем сообщение. И постараемся ответить на вопросы: Почему русский солдат готов отдать жизнь за своё Отечество? Как героизм в воинском служении связан со святостью? (вопрос выводится через компьютер на доску) Просмотр презентации, сообщение.
Учитель: Какую же смерть принял воин? (+ Мученическую.)
А что это значит?
Обобщение ответов учащихся: Высший идеал святости – мученичество, страдание за веру, даже до смерти
Учитель: Итак ребята, как вы считаете легко ли быть героем? Во имя чего или кого человек готов совершить подвиг, даже зная, что он станет для него последним?

Учитель: О чём же говорит нам подвиг Евгения Родионова? Подвиг Жени Родионова говорит об очень важном для нашего времени – о тайне неразрывного единства целомудрия и мужества, стойкости и силы духа, без которого не бывает мученичества. А иначе как бы юный человек, которому предложена жизнь или смерть, может выбрать смерть, мучительную и безвестную. Он выбрал крест и смерть… Крест как символ верности… Верности и любви! Стал для всех примером огромного мужества и благородства. Образ Евгения-воина будет восхищать как живой памятник русскому солдату
Учитель: Во имя веры, во имя своих убеждений можно стать героями, но я считаю, что героями становятся из-за любви. Да-да, именно любви - любви к Родине, любви к матери, любви к ближнему своему.
Учитель: Ведь еще Иисус Христос сказал: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»
Учитель: Каким образом в подвиге Евгения Родионова соединились понятия СВЯТОСТЬ и ГЕРОИЗМ? (высказывания учащихся).
Учитель: 19 неполных лет жизни в маленьком, тихом городке и несколько месяцев войны совсем короткая биография русского паренька, ставшего на защиту Родины. Короткая жизнь, а вместила в себя всю историю нашего славного Отечества: и СВЯТОСТЬ, и ГЕРОИЗМ, и ПОДВИГ, и БЕССМЕРТИЕ
Учитель: : А сейчас мы с вами попробуем составить портрет героя (на доске - слова "Внешность", "Возраст", "Профессия", "Место рождения", "Национальность", "Качества"). Помощь в этом нам окажет стихотворение
Ученица:
Герой не тот, что грудь горою.
И голос – во! И руки – во!
Не громким голосом героя
Мы измеряем рост его.
Другой, глядишь, и скажет скупо,
И вид не тот, и ростом мал...
Но как высок его поступок!
Как звонок мужества металл!
И мы теряемся порою,
И нелегко бывает нам
Все подвиги и всех героев
Назвать стране по именам…
Учитель: Спасибо! Итак, нам важно, какая внешность у героя? (ответ: нет). Убираем эту карточку. Важно, какой возраст? Место рождения? Профессия? Национальность? А что тогда нужно, чтобы стать героем? (ответ: качества)
Учитель: Так какие же качества присущи герою? Я предлагаю вам объединиться в пары. У вас на партах карточки с разными качествами. Посовещайтесь немного и выберите те, которые, на ваш взгляд, обязательно должны быть у героя и поместите их на этот круг. Когда вы закончите работу, кто-то один поместит их на доске и пояснит, почему именно эти качества, по вашему мнению, присущи герою. Так мы и получим портрет нашего героя (работа в парах - подбор качественных характеристик, объяснение своего выбора).
Учитель: Ребята, какие трудности вы испытали в работе?

5. Работа с цитатами
Учитель: У вас на столах лежат листочки с высказываниями выдающихся людей. Вы прочитаете содержание и выразите свое отношение к прочитанному. Хотелось бы услышать, согласны ли вы с автором, как вы понимаете то, или иное высказывание. (обучающиеся составляют высказывания)
1 ряд - Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. Иоганн Вольфганг Гёте
2 ряд- В жизни всегда есть место подвигам (М. Горький)
3 ряд- Нет героев от рожденья, — они рождаются в боях (А. Т. Твардовский)
(затем учащиеся читают вслух получившиеся высказывания)

6. Заключительный этап
Учитель: Патриарх Кирилл однажды сказал: "Мы должны помнить такие имена. Это имена героев, имена святых. И покуда Россия не оскудела такими людьми, которые способны жизнь свою отдать за ближних, у нас есть надежда на то, что и народ наш, общество наше преобразится, и вернутся в нашу жизнь те высокие идеалы, за которые люди готовы отдать жизнь, те идеалы, которые способны реально сплотить нацию поверх всех политических разногласий и социального неравенства»
Учитель: В память обо всех погибших на Чеченской войне, Афганской войне и других горячих точках объявляется минута молчания и зажигается свеча памяти. Право зажечь свечу, памяти предоставляется самому активному ученику. Минута молчания

Учитель: Подвёдём итог нашего урока.
Какие открытия вы для себя сделали сегодня на уроке?
Так почему все-таки я поставила в конце предложения многоточие? (мнение учащихся)
Учитель: Действительно, время героев еще не закончилось. Герои были, есть и будут в нашей жизни.
Учитель: Ребята, кому мы должны сказать спасибо за урок?
Учитель: Наш урок походит к концу. Закончить его мне хотелось бы такими словами:
Срывает время тайного печать.
И подвиг не забыть, не замолчать,
Не спрятать вместе с папками в архив.
Пока мы помним, этот подвиг жив!
Учитель: Если тема сегодняшнего урока хоть немного затронула вас, затронула пусть даже самый маленький кусочек вашей души, зажгла в вашем сердце хоть искорку, или просто вам понравилось то, что вы сегодня услышали, возьмите это маленькое сердечко (они лежат у вас на партах) и прикрепите его сюда, на большое сердце. Это будет знаком того, что герои живы, жива и память о них - она в наших сердцах (учащиеся прикрепляют сердечки на макет сердца и крепят его к доске).
Звучит песня «Баллада о Евгении Родионове»
Учитель: Отметить детей оценкой.
Спасибо вам за работу!

Сообщение
Евгений Родионов родился в Пензенской области, в селе Чиберлей, в семье Александра Константиновича и Любови Васильевны Родионовых 23 мая 1977 года. По настоянию верующей бабушки он был крещён в детстве и от неё же воспринял основы Православной веры.

В 1995 году Евгению исполнилось 18 лет и его призвали в армию.
Определили в пограничные войска. Курс молодого бойца проходил в учебке г. Неман Калининградской области. Военная специальность – гранатомётчик. Женя очень гордился, что он пограничник, что занят настоящим делом, которое нужно Родине. Он написал заявление, в котором просил отправить его добровольцем в Чечню.

«Женя, там идёт война, ты даже не знаешь, насколько это серьёзно. Там уже есть пленные, есть погибшие, и если что случится, ты ведь знаешь, мне не пережить», – отговаривала его Любовь Васильевна. Увидев, как побледнела мать, Евгений попытался её успокоить:
«Мама…– ответил ей Евгений. – От судьбы ещё никто никогда не ушёл. Я могу выйти на дорогу, и меня задавит машина. Тебе что, от этого будет легче?..
А плен… Плен это уж как повезёт…» Эти слова оказались пророческими.

На границе с Чечней вместе с Александром Железновым, Андреем Трусовым и Игорем Яковлевым. Женя нес службу на КПП, через который проезжали машины, проходили люди, следуя в Чечню и обратно. Блокпост был не оборудован для проверки: ни света, ни связи, ни огневой поддержки...
Женя и его сослуживцы досматривали машины, чтобы не допустить провоза оружия и боеприпасов для боевиков.
Однажды ночью "уазик" остановился сам. Из него выскочили несколько хорошо вооруженных бандитов. Завязалась борьба. Спустя некоторое время "уазик" уехал в сторону Чечни, увозя в плен молодых солдат.

Сто дней и ночей провели узники в чеченском плену в местечке Бамут. Их избивали, пытали, подвешивая на дыбе, почти не кормили. Стены сырого темного подвала и бетонный пол почернели от крови солдат.
Днем пленников заставляли носить воду, стирать, копать траншеи, таскать ящики с боеприпасами...
Женя и его друзья пытались освободиться через решетку в маленьком окне, но слишком толстыми были прутья решетки и мало сил у пленников. Ребята пытались вырвать ее, погнули вовнутрь, но дом был построен прочно.
Они мужественно терпели, до последнего веря, что их спасут, не оставят в беде.

Мама Евгения, не дождавшись от командиров помощи в поисках их бойца, ходила по селам и аулам, пытаясь хоть что-то узнать о пропавшем сыне.
Чеченские женщины и старики кричали на нее, кидали камнями угрожали ей смертью.
И только российские солдаты жалели и кормили её, спрашивали, есть ли новости о сыне.

Развязка произошла в день рождения Евгения 23 мая 1996 года, в день православного праздника Вознесения Господня. В этот день Жене исполнилось 19 лет. Его вместе с остальными солдатами вывели в лес под Бамутом.
Перед смертью им ещё раз предложили изменить присяге, отказаться от Родины и от матери. Жене в последний раз предложили: «Сними крест! Аллахом клянёмся, жить будешь!!!» Какой же силы воли должны обладать молодые, полные сил восемнадцатилетние парни, чтобы на краю могилы, под свист ледяного дыхания смерти, не уцепиться за спасительную соломинку, не выбрать жизнь, пусть даже жизнь предателя, но жизнь! Солдаты России объяснились Родине-Матери в любви и выбрали вечность. Сначала убили друзей Евгения, тех, с которыми он был на своём последнем пограничном дежурстве. Потом в последний раз предложили: «Сними крест! Аллахом клянёмся, жить будешь!!!» Евгений не снял. И тогда его хладнокровно казнили. Евгений был обезглавлен.

Только 21 сентября убийца сказал матери о смерти сына и запросил выкуп за тело.
Изуродованные тела Евгения Родионова, Андрея Трусова, Александра Железнова и Игоря Яковлева подняты со дна воронки, выбитой авиабомбой. Сына Любовь Васильевна узнала по крестику, который остался на шее обезглавленного тела.
Мать воина-мученика вывезла тела всех четверых в Ростов. Пока перевозила тело сына в Ростов, он снился ей, всё просил: «Мама, помоги!» И мать солдата вновь вернулась в Бамут – за головой Евгения. Ей даже довелось – глаза в глаза – взглянуть на мучителя и палача своего родного сына – когда она получала из его собственных рук голову Евгения.

На его могиле теперь почти всё время горит лампадка. А на кресте, установленном над могилой, – надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрёкшийся от Христа, казнённый под Бамутом 23 мая 1996 года».
«Однажды на могилу сына приехал один из ветеранов ВОВ, – вспоминает Любовь Васильевна. Он снял с себя награду – медаль «За отвагу», положил её на могильный камень и сказал: «Я, дочка, знаю, что такое война, и считаю: он достоин этой медали. Он душу России спас!»
Почитание воина-мученика растёт. Русские христиане обрели в его лице ещё одного Небесного покровителя. Люди, попавшие в беду, пишут записки, прося его о заступничестве.

Государство наградило посмертно рядового Родионова орденом Мужества. По большому счёту Евгений и его однополчане претерпели мученическую кончину, до последних мгновений жизни безропотно неся свой тяжкий крест страданий и испытаний за верность Отчизне и Веру. И в первую очередь Евгений, – православный христианин, так и не снявший своего креста. Сколько бы не пытались чеченцы сорвать его у парня с груди, им это не удалось.
Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс Сценарий внеклассного мероприятия для 7-8 классов Внеклассное мероприятие к 9 мая, 6-7 класс. Сценарий

Похожие статьи:

Встреча с воинами интернационалистами в школе. Сценарий

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

Опубликовано: 2138 дней назад (15 января 2019)
Просмотров: 4116
+1
Голосов: 1
Елена Борисовна Жданова # 18 января 2019 в 07:16 +1
Хорошая разработка: и познавательная, и поучительная, и патриотичная.Этапы продуманы четко, структура урока правильная, материал подобран качественный и интересный. Удачи вам в работе!