Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи младших дошкольников»

Методические рекомендации по реализации проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи младших дошкольников»
Прекрасна речь, когда она, как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - О! как же ты красива!
Е. Щукина


Развитие речи является одной из наиболее главных задач воспитания детей. Главной вершиной, конечно же, является ребенок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя. С помощью речи ребенок выражает свои чувства, потребности, рассказывает о своих переживаниях, познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет кругозор.

Наша задача — помочь детям развивать грамотную речь.

Речь ребенка можно развить различными способами. Один из таких способов – устное народное творчество, которое является не только важнейшим источником, но и средством развития всех сторон речи детей, играет огромную роль в воспитании у дошкольника чувство патриотизма, воспитывает любовь к родине.

Устное народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские, казахские сказки веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, дразнилки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, это создает уникальные условия для развития речи, улучшается речь ребенка, повышается уровень познавательной и коммуникативной способности, обогащается словарь детей, развивается артикуляционный аппарат, фонематический слух.

С помощью малых форм устного народного творчества можно решить практически все задачи методики развития речи.

Цель проекта: Развитие речевых способностей детей средствами произведений устного народного творчества.

Задачи проекта:
1. Формировать способности детей понимать произведения устного народного творчества;
2. Обогащать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.
3. Развивать у детей память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.
4. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Проект реализуется во всех видах деятельности и включает интеграцию образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание»,
Этапы реализация проекта:
Проект по работе с детьми предполагает организационный, практический и аналитический этапы.
1 этап. Организационный
На первом этапе проводится анализ проблемной ситуации; определяется тема, цель, задачи и основные направления работы, составляется перспективное планирование, осуществляется выбор инструментария,
2 этап. Практический
На втором этапе происходит реализация проекта, проводятся мероприятия, направленные на развитие речевых способностей детей средствами произведений устного народного творчества, проводится работа с родителями по теме проекта.
3 этап. Аналитический
На третем этапе проводится анализ работы: качественная и количественная оценка результатов диагностики, выявление эффективности программы, корректировка плана работы с детьми и с родителями.

Методы и приёмы, используемые на проекте:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий, мультимедийные пособия.
Словесный метод: беседы, рассказ, чтение, заучивание
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, подвижные, пальчиковые игры.

Формы работы:
- Заучивание потешек, прибауток, считалок;
- Использование пословиц, загадок, поговорок;
- Чтение художественной литературы;
- Использование пальчиковых игр;
- Проведение русских, казахских народных игр;
- Применение игрушек и изделия народных промыслов;
- Представление кукольного театра;
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- Рассказ о народных обычаях и традициях;
- Беседы, вопросы, разъяснения.

Учебно-воспитательная работа проводится при соблюдении следующих принципов:
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности усвоения знаний;
- принцип наглядности

Предполагаемый результат:
- Проявление устойчивого интереса к устному народному творчеству.
- Творческие проявления в ролевых играх и драматизациях.
- Пополнение словарного запаса, развитие речевой активности в различных видах деятельности.
- У родителей расширятся представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей.

Содержание проекта
Ознакомление детей с устным народным творчеством начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, сказок. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, фантазия, воображение, образность языка – особенности этих фольклорных произведений. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки).

Народные сказки самый богатый по содержанию и весьма своеобразный жанр русского, казахского народного творчества. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляют эти образные слова в сознании детей, и они начинают их использовать в своих играх. Запоминание устного народного творчества (стихов, сказок) оказывает большое влияние на развитие словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире.

Загадки отличаются яркой символикой, выразительностью и красочностью языка. Они требуют от разгадывающего умения логически мыслить, воображения, знания жизни. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса. Например, "Открылся белый сундук и оттуда вывалились шелка”, - так загадывают восход Солнца, а вот: "Под чием (ограждёние юрты) пестрый ножик” - это, конечно, змея с острым жалом. Когда поочередно сменяются люди при взбивании шерсти для кошмы или чия, загадывается загадка: "Лошади соседей и наши лошади брыкаются и дерутся. Благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода (печь, веник, кадка, ведро, об орудиях труда (топор, пила, коса, небесных светилах (солнце, луна, звезды, явлениях природы (радуга, дождь, гром, град). Дети пополняют этими словами активный словарь. При этом не только слова запоминаются, но и усваивается смысл каждого слова. Дети учатся правильно подбирать нужные слова при высказывании. А этому помогают различные песенки, заклички, потешки. В сказках, закличках используются такие средства выразительности как сравнения, эпитеты, образные слова. Дети легко запоминают их и используют в своей речи, например: «Золотое солнышко», «Земелюшка добра», «Курочка-ряба», «Лиса и коза», «Храбрый осел», «Ласточка и богомол», «Медведь и комар». Основная цель сказок – это воспитательная. Они учат детей храбрости, совести, доброте, сочувствию, отзывчивости, честности.

Пальчиковая гимнастика о пользе пальчиковой гимнастики: у малышей благодаря подобным «развлечениям» развивается мелкая моторика рук, речь и правильное звукопроизношение, а также улучшается общее физическое состояние. А если пальчиковые игры сопроводить народными потешками, то получится двойная польза: ребёнок познакомится и с фольклором, и с историей своего народа. «Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. «Ты дров не рубил, Кашу не варил, На стол не накрывал, Всех не созывал! Кашу сами мы съедим, А лентяю не дадим!», «Бас барма, балан йрек». При ознакомлении с устным народным творчеством ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений. В дальнейшем ребенок будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли. Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки.

Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывается правильное речевое дыхание.

Песенки, считалки, дразнилки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное упоминание детьми падежных форм, использование в речи различных форм: глаголов, предлогов, местоимений.
Устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать сказки, стихотворения, используя различные виды предложений, последовательно излагать свои мысли при рассказывании, в беседе со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста
Скачать Методические рекомендации по реализации проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи младших дошкольников»

Рекомендуем посмотреть:

Проект для детей младшей группы ДОУ. Нетрадиционные техники рисования Роль ИЗО в развитии речи у младших дошкольников Организация работы по обогащению словарного запаса у детей второй младшей группы. Презентация

Похожие статьи:

Игры на развитие речи и мышления для детей 3-4 лет в детском саду в группе

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи на тему «Профессия модельер»
Опубликовано: 1404 дня назад (21 февраля 2021)
Просмотров: 675
0
Голосов: 0
Sofia # 21 февраля 2021 в 20:31 0
Очень понятно и хорошо написано, спасибо автору!!!
Maria # 21 февраля 2021 в 20:37 0
Голос
Серик # 21 февраля 2021 в 20:51 0
Спасибо автору очень хорошо написано.