Практически во всех играх, описанных ранее, дети встречались с игровыми действиями, в которых активно участвуют и речь и мышление. Эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом. Но в играх, указанных выше, использовался тот уровень развития речи и мышления, которого дети уже достигли, а приведенные ниже, нацелены на то, чтобы развивать эти процессы в необходимом единстве.
Цель: приучать детей различать и правильно обозначать пространственные отношения между предметами.
Оборудование: две игрушки (желательно зайчик и мишка), примерно одинаковых размеров и привлекательные для детей; небольшой стол, покрытый тканью, и открытая ширма. При повторении игры могут вноситься дополнительные предметы декорации (куст, дерево, забор и пр.).
* * *
Обучающая задача заключается в том, что ребенок должен обозначить словом разные варианты пространственных отношений, которые наглядно воспроизводятся при помощи действий с игрушками. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля игрушек). Взрослый, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух персонажей (зайчика и мишки). То они становятся друг напротив друга, то расходятся, то сходятся, то перегоняют друг друга и пр. С помощью взрослого дети узнают значение следующих наречий и предлогов: напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.
Вопросы воспитателя побуждают детей осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. Эмоциональная включенность детей в забавное зрелище — важное условие приобретения новых знаний.
Игра имеет коллективный характер. Все ее участники дружно отвечают на вопросы взрослого, сообща решают познавательную задачу, учатся у воспитателя и друг у друга. Даже те дети, которые еще не могут самостоятельно решить поставленную задачу, подражая другим, делают маленький шаг на пути к усвоению пространственных отношений и новых слов. При повторении игры их самостоятельность повышается.
Воспитатель. Жили-были два неразлучных друга: зайка-незнайка и мишка-шалунишка. Они любили вместе играть и баловаться. Хотите с ними познакомиться? Давайте позовем их все вместе: «Зайка! Мишка! Идите к нам!» (Дети вместе с воспитателем зовут друзей, которые тут же появляются с противоположных сторон стола (в руках воспитателя) и одновременно приближаются друг к другу — зайка прыжками, мишка вразвалочку. Они останавливаются на небольшом расстоянии друг от друга, кланяются и здороваются.)
(Разными голосами.) Здравствуй, мишка. Здравствуй, зайка. Вот они и встретились. Посмотрите внимательно и скажите, как они стоят — напротив друг друга или рядом? (Дети хором отвечают, выбирая нужное слово.) Правильно, они стоят напротив и смотрят друг на друга.
(Голосом мишки.) Зайка, иди ко мне поближе, давай посидим вместе.
Зайка приближается, игрушки поворачиваются лицом к детям, садятся, мишка обнимает зайчика.
Воспитатель. Теперь как они сидят? Подумайте и скажите — напротив или рядом? Правильно, конечно, рядом, очень близко друг к другу.
Вдруг зайчик вскакивает и прыжками убегает от мишки.
Воспитатель (голосом зайчика). Догоняй меня!
Мишка неуклюже старается его догнать, но никак не может.
Воспитатель (голосом мишки). Ой, устал, отдохнем немножко!
Игрушки останавливаются.
Воспитатель. Только что они были близко, а теперь как — близко или далеко? (Дети отвечают, а воспитатель подтверждает правильность их ответа.) А кто из них впереди и кто позади? Подумайте и скажите. (Дети отвечают, а воспитатель оценивает их ответ.)
Неожиданно зайчик подбегает к мишке, прыгает ему на спину и садится верхом. Мишка становится на четвереньки и катает зайчика по сцене.
Воспитатель. Кто из персонажей находится внизу, а кто наверху?
После этого начинаются веселые проказы игрушек, которыми заканчивается спектакль: мишка и зайка догоняют друг друга, зайка прячется за спиной мишки и поглядывает на ребят, мишка поднимает зайчика, они прыгают, кувыркаются, прощаются с детьми и убегают со сцены.
Игра требует специальной подготовки. Нужно тщательно отрепетировать все игровые действия, научиться управлять игрушками (освоить технику спектакля), говорить голосом мишки и зайки, приготовить необходимый материал.
Цель: развивать связную речь.
Оборудование: игрушки, изображающие хорошо знакомые детям предметы бытового окружения. Их можно заменить картинками. Это могут быть предметы домашней утвари и посуды (чашка, блюдце, тарелка, ложка, кастрюля), личной гигиены (зубная щетка, сапожная щетка, мыло с мыльницей), веник, ванночка, расческа, предметы одежды и пр. Предметов-подарков должно быть много, по числу участников игры. Непременным условием подбора является знакомство детей с каждым из них.
* * *
Гости, приглашенные куклой Аленушкой надень ее рождения, приносят ей подарки, рассказывают и показывают в движении, как действовать с данными предметами. При этом каждый ребенок в роли гостя не только производит условные игровые действия, но и учится подбирать нужные слова. С помощью взрослого дети приучаются передавать в развернутой и связной речевой форме свои впечатления и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях с ними. Это очень важно для развития активного воображения и для подготовки более сложных форм мыслительной деятельности и ясного осознания каждым ребенком своего личного жизненного и практического опыта.
Дети рассаживаются, воспитатель достает нарядно одетую куклу Аленушку и усаживается с ней напротив.
Воспитатель. Какая нарядная сегодня Аленушка! Это потому, что сегодня у нее день рождения. Ей сегодня исполнилось четыре года. Аленушка приглашает вас к себе в гости отпраздновать день рождения. Что надо сказать, когда вас приглашают на день рождения? (Говорит вместе с ними.) Спасибо, Аленушка, непременно придем к тебе в гости и принесем много-много подарков.
Усадив куклу на стол (на нем гости будут складывать свои подарки), воспитатель подходит к детям поближе.
Вот там, на больших столах, лежат игрушки. Пусть это будет магазин. Кого я назову, пойдет сначала в магазин, купит для Аленушки подарок (можно выбрать что-нибудь одно), а потом подойдет к ней и скажет: «Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Вот тебе мой подарок». Мальчик скажет: «Я принес тебе подарок». А как скажет девочка? Правильно: «Принесла подарок» — и назовет то, что принесла. Если Аленушка попросит рассказать ей и показать, что делают с этим подарком и для чего нужен этот предмет, нужно объяснить ей и показать, а мы все поможем это сделать. Когда все гости принесут Аленушке свои подарки и поздравят ее с днем рождения, мы поиграем с ними, а как поиграем, узнаете потом.
Воспитатель придвигает стол с Аленушкой, усаживается с ней перед малышами и начинает рассказ.
Сидит наша Аленушка и ждет гостей. Первым к ней в гости отправился Миша. (Называет имя ребенка.) По дороге Миша зашел в магазин, выбрал для Аленушки подарок, который ему больше всего понравился. Приходит Миша к Аленушке в гости и говорит: «Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Я принес тебе в подарок вот что...» (показывает и называет предмет). (Под эти слова названный ребенок производит соответствующие игровые действия.)
Воспитатель (от лица куклы). Спасибо тебе, Миша! Скажи, пожалуйста, а что с этим делают?
Ребенок, выполняющий роль гостя, объясняет назначение подаренного предмета. Например, если он подарил зубную щетку, то показывает, как чистят зубы, если ложку — как едят, если веник — как подметают пол и пр. Попутно он называет действие с этим предметом. Если ребенок затрудняется в составлении фразы и в связном объяснении, воспитатель вместе с остальными детьми помогает ему.
Аленушка благодарит за объяснения, принимает подарок, предлагает гостю сесть, а воспитатель продолжает вызывать новых гостей. Так, вызывая малышей то по одному, то по двое, он дает возможность каждому ребенку побыть в роли гостя и выполнить связанную с ней обучающую речевую задачу.
Когда гости соберутся и подарят свои подарки, воспитатель предлагает всем вместе поиграть в каравай. Кукла передается кому-нибудь из детей, гости берутся за руки, Аленушка становится в центр круга, и начинается традиционная игра в каравай.
Именинница благодарит своих гостей за поздравления и подарки.
Цель: научить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи.
Оборудование: предметное лото, которое состоит из больших карт и предметных картинок. На картинках изображены знакомые детям предметы бытового окружения. Это могут быть: предметы одежды (пальто, платье, рубашка), посуда (чашка с блюдцем, стакан, глубокая тарелка, ложка), мебель (стол, стул, кровать, скамейка, шкаф), игрушки (мячик, прыгалки, кегли, велосипед, ведерко, формочки для песка).
* * *
В игре участвуют 10—J2 детей (примерно половина группы).
Перед началом игры воспитатель вместе с ребятами сдвигает два стола и предлагает детям занять места вокруг них. Сам садится среди детей и раздает сидящим с одной стороны стола по одной предметной картинке.
Воспитатель. Дети, получившие по картинке, будут загадывать про них загадки и предлагать их тому, кто загадку отгадает. Тот, кто отдаст свою картинку, сразу получит другую (картинок много, хватит всем). Рисунок на картинке нельзя никому показывать, это секрет. Пусть ваши друзья сами догадываются. Но для этого им нужно загадать загадку. Например, на моей картинке нарисовано то, что надевают на голову, когда идут гулять, если холодно. Догадались? Правильно, это шапка. (Показывает картинку, чтобы дети убедились в правильности отгадки.) А на этой картинке нарисовано то, из чего мы пьем чай, какао или молоко. Правильно, это чашка. Вот видите, я не называла и не показывала вам картинки, а только говорила про нее, а вы сами догадались. Так же будут загадывать загадки те, у кого в руках картинки. Основное правило игры — нельзя называть то, что нарисовано на картинке, а нужно загадать про него загадку, рассказать, что с ним делают, а после этого спросить, кому нужна эта картинка.
Детям с картинками предлагается внимательно посмотреть на них и подумать, для чего этот предмет нужен и какую загадку про него можно загадать.
Воспитатель вызывает по очереди детей с картинками. Каждый достаточно громко и отчетливо спрашивает: «Кому дать предмет, который нужен для...». Дети с другой стороны стола отгадывают загадку, а тот ребенок, кто отгадает первый, получает картинку. Отдавший ее, получает новую.
Так постепенно разыгрываются все картинки.
Цель: развивать целостные представления об окружающих предметах.
Оборудование: предметные картинки, изображающие знакомые детям объекты — и живые и неживые. Это могут быть овощи, фрукты, игрушки, животные, предметы бытового окружения (стакан, чайник, часы, кровать) и пр. Картинки подбираются в соответствии с условиями жизни детей и зависят от того, с какими предметами малыши встречаются повседневно. Отобрать следует 10—12 картинок.
* * *
Воспитатель показывает детям коробочку с картинками и сообщает, что в коробке собраны как знакомые для них картинки, так и незнакомые. Он раскладывает картинки на столе рядами, изображением вниз. Потом подзывает кого-нибудь из детей и назначает его своим помощником.
Помощник берет любую картинку, показывает ее только воспитателю и вместе с ним рассказывает о ней, перечисляя характерные признаки изображенного предмета (цвет, форма, величина) и раскрывая его назначение (возможные действия с предметом). Название самого предмета при этом не дается. Например: этот предмет желтый, круглый, кислый, его режут и кладут в чай; этот предмет круглый, красный, маленький, в него играют дети. Загадка адресуется всем участникам игры, а они должны назвать описанный предмет. После того как существенные признаки предмета будут названы, воспитатель и его помощник произносят следующий текст, выполняющий роль сигнала.
Воспитатель и помощник. Кто загадку отгадает и картинку назовет, тот ее себе возьмет.
Ребенок, который первым (после текста) отгадал загадку, получает картинку; если два малыша отгадали одновременно, оба получают по картинке.
Вызывая каждый раз нового помощника, воспитатель подсказывает ему на ушко разные признаки предмета. Малыш загадывает загадку, а остальные дети отгадывают ее. Победители получают картинки с изображениями разгаданных предметов.
Развивающие задания на логику для детей 4-5 лет
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду
Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени
Наталья Николаевна Бывальцева # 11 октября 2019 в 15:53 0 | ||
|