Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тренинг для педагогов в школе «Конфликты и способы их разрешения»

Тренинг для педагогов «Конфликты и способы их разрешения». Сценарий
Цель: профилактика и разрешение конфликтов.
Задачи:
• дать представление о различных стилях разрешения конфликта;
• углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте;
• способствовать развитию способности успешно действовать в конфликтных ситуациях и регулировать их.
Ход тренинга
1. Приветствие. Введение в тему
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами попробуем разобраться, что такое конфликт и как его избежать.
Один философ сказал: “...тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории..." (Г.Дарендорф)

2. Настрой участников на работу
Игра «Давайте поздороваемся».
Участники передвигаются по залу, по хлопку – здороваются за руку, на 2 хлопка – плечами, на 3 хлопка – друг другу машут рукой и говорят «привет!».
• Оформление визиток: «Мое имя…».
Каждый участник готовит себе визитку, пишет, как он хотел, чтоб его называли во время тренинга (на бейджиках).

Упражнение “Ассоциации”
- Если мебель, то какая? (табурет)
- Если животное, то какое? (крокодил)
- Если фрукт или овощ, то какой? (чеснок)
- Если цветок, то какой? (кактус)
Какой можно сделать вывод? (высказывания педагогов).

3. Знакомство с целями и правилами тренинга
Сейчас я хотела бы вам сообщить цели и правила нашей сегодняшней встречи.

Целью тренинга является:
• осознание причин, механизмов и разновидностей конфликтов;
• освоение методов поиска решений в конфликте;
• использование конфликтной ситуации для личного роста;
• овладение приемами общения в конфликте;
• освоение приемов предотвращения конфликтов с близкими, знакомыми и малознакомыми людьми в повседневном общении.

Правила работы в группе:
• искренность в общении;
• принцип активности;
• каждый участник говорит за себя, от своего имени;
• прислушаться друг к другу, не перебивать друг друга;
• уважительное общение между всеми участниками и ведущим.

4. Теоретическая часть
Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.

Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей. В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. раздражение рождает конфликт, агрессию. Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты. Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по - разному.

Конфликты – это необходимое явление социальной жизни. Они неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такого почти не встречается. Но конфликт – это не всегда плохо. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть и положительную роль.

Вопрос к группе:
Назовите положительные и отрицательные стороны конфликтов.
Отрицательные
• Настроение враждебности
• Ухудшение социального самочувствия
• Формализация общения
• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение
• Эмоциональные затраты
• Ухудшение психологического здоровья
• Снижение работоспособности

Положительные
• Получение социального опыта
• Нормализация морального состояния
• Получение новой информации
• Разрядка напряжённости
• Помогает прояснить отношения
• Стимулирует позитивные изменения

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Что является основой возникновения конфликтов? (варианты ответов)
- Столкновения противоположных интересов, взглядов, целей.
- Несовместимые стремления сторон.
- Несогласия между сторонами, когда каждая стремится сделать так, чтобы была принята именно ее позиция.
- Основой конфликтов является отличие в миропонимании, представлениях о добре и зле, нежелании поставить себя на место другого человека, преодолев свой эгоцентризм... Конфликты существуют в любых отношениях. Это случается потому, что люди разные и по-разному реагируют на ситуации. Вместо того, чтобы стараться решить проблему, люди начинают спорить.

Конфликты бывают:
• межличностные
• между личностью и группой
• внутри группы
• межнациональные
• межгосударственные

Стадии конфликта:
1. Рост напряженности в отношениях
2. Открытое противоборство
3. Решение конфликта
4. Завершение открытого противоборства

Нас сегодня больше интересуют межличностные конфликты. Они могут протекать в форме:
1. соперничества - старание к доминированию;
2. спора - расхождений по поводу нахождения наилучшего варианта решения общих проблем?
3. дискуссии - обсуждение спорного вопроса.

Различают две стороны конфликта: конструктивные и деструктивные.

Конструктивные конфликты:
• Конфликт вскрывает “слабое звено” в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта);
• Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;
• Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
• Конфликт - это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;
• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;
• Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные конфликты:
• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально - психологический климат;
• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
• Представление о победителях или побежденных как о врагах;
• Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Поговорим о способах протекания конфликта.
- Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее:
• молчание;
• демонстративное удаление;
• обиженный уход;
• затаенный гнев;
• депрессия;
• игнорирование обидчика;
• едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной;
• переход на “чисто деловые отношения”;
• полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.

- Приспособление – подстройка под собеседника, отказ от своих интересов:
• вы делаете вид, что все в порядке;
• продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;
• миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;
• ругаете себя за вашу раздражительность;
• пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;
• молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;
• подавляете все ваши негативные эмоции.

- Компромисс – решение конфликта через взаимные уступки.
• поддерживаете дружеские отношения;
• ищете справедливого решения;
• делите предмет желаний поровну;
• избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;
• получаете что-то и для себя;
• избегаете столкновения в лоб;
• уступаете немного ради поддержания отношений.

- Соперничество – открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера:
• вы стремитесь доказать, что другой человек не прав;
• обижаетесь, пока они не передумают;
• перекрикиваете других;
• применяете физическое насилие;
• не принимаете явного отказа;
• требуете безоговорочного послушания;
• призываете на помощь союзников для поддержки;
• требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.

- Сотрудничество – предполагает поиск решения, которое не только бы удовлетворило интересы обоих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта.
• определяете потребности всех участников;
• стараетесь их удовлетворить;
• признаете ценности других, равно как и ваши собственные;
• стараетесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;
• ищите творческих и неординарных решений;
• не щадите проблему, щадите людей.

Пути выхода из конфликта
- Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон.
- Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.
- Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы.
- Арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.
- Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

5. Тест «Конфликтная ли вы личность?»
Вопросы:
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
А) не принимаю участия
Б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой
В) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой лидеров?
А) нет
Б) только если имею для этого веские основания
В) критикую по любому поводу не только лидеров, но и тех, кто их защищает

3. Часто ли вы спорите с друзьями?
А) только если люди необидчивые
Б) лишь по принципиальным вопросам
В) споры – моя стихия

4. Как вы реагируете, если кто-то пытается пройти в обход очереди?
А) возмущаюсь в душе, но молчу – себе дороже
Б) делаю замечание
В) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
А) не буду поднимать бучу из-за пустяков
Б) молча возьму солонку
В) не удержусь от едких замечаний, демонстративно откажусь от еды

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу.
А) с возмущением посмотрю на обидчика
Б) сухо сделаю замечание
В) выскажусь, не стесняясь в выражениях

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не нравится.
А) промолчу
Б) ограничусь коротким, тактичным замечанием
В) устрою скандал

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
А) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово больше не участвовать в ней
Б) не скрою досады, но отнесусь к происшествию с юмором, пообещав взять реванш
В) проигрыш надолго испортит отношение

Обработка результатов:
А-4 балла
Б-2 балла
В-0 баллов

22-32 балла
Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на роботе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина важнее!» - никогда не было вашим кредом. Может быть поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберите смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

11-21 балл
Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны . Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем положении в обществе или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов
Споры конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете съесть живьем. Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть ваш вздорный характер!

6. Практическая часть
Упражнение “На мостике”.
Сейчас мы с вами сыграем в одну игру, представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоит тоже человек, которому, так же как и вам, необходимо перебраться на другой берег.
Группа делится на две команды. С каждой команды выходят по 2 участника, которые расходятся в разные концы комнаты, между ними рисуется узкая дорожка.

Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.
Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.
Обсуждение:
• Как вы себя чувствовали?
• Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
• В реальных ситуациях, вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?
• Какого стиля общения придерживался каждый из участников?

Просмотр видеоролика «На мосту».

Упражнение “Я свой”
Все кроме водящего, встаём в круг и берёмся за руки. Стоять нужно на близком расстоянии друг от друга лицом снаружи. Ведущий остаётся вне круга, его задача - доказать, что он свой, и попасть внутрь круга.

Ведущий может использовать разные способы:
1. Попытаться уговорить двух наиболее доброжелательных к нему игроков;
2. Попробовать силой или хитростью ворваться в круг.
Но эта задача может оказаться слишком трудно решаемой для кого-то из ведущих.
(Нужно сказать, что в группе почти всегда находится один два человека, которые теряются, оказавшись лицом к лицу с группой людей, которых нужно убедить что- либо сделать. Таким участникам сложно начать выполнение упражнения. Важно, чтобы и ведущий и группа оказали незаметную помощь таким игрокам).
Ведущему нужно следить за тем, чтобы никто не оставался за кругом больше одной минуты, так как это может привести к отказу.

Беседа: Есть определенные выходы из конфликтной ситуации, так называемые “Пути решения конфликтов”:
- Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить:
1. Почему данный человек поступил так, а не иначе.
2. Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.
3. Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное
время не контактировали друг с другом.
4. Не злоупотреблять официальной властью.
5. Предупреждать и устранять межличностные конфликты (многие конфликты можно избежать, если вовремя остановить, лучший вариант это извиниться).
6. Уметь учитывать интересы друг друга.
7. Воспринимать критику своих коллег.
8. Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.
9. Дисциплинированность в работе.
Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

В конфликте, когда человек переживает сильные отрицательные эмоции, появляются проблемы с их выражением: стресс, повышение голоса, сердцебиение, ускоренное дыхание, побледнение, грубые слова, которые унижают другого.

Есть два вида утверждений, которые часто используются во время конфликтной ситуации. Одним из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, есть понимания своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Такой способ называется “Я - утверждение”. Такое утверждение улучшают взаимоотношения, напротив “Ты - утверждение” подрывают их и ведут к углублению конфликта. Используя “я - утверждение” мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: “Ты должен…”, “Это твоя обязанность…”, “С тобой невозможно разговаривать…”, “Ты безответственный человек” и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Упражнение “Другими словами”.
И так, попробуйте перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, “Ты должен вернуть мне книгу” (Я была бы рада, если бы ты вернул мне книгу).
• “Ты должен заботиться обо мне”. (“Мне хочется, чтобы ты заботился обо мне”);
• “Ты не должна была ходить на ту вечеринку”. (“Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку”);
• “Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!” (“Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны”);
• “Ты должна была предвидеть возможные трудности”. (“Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности”);
• “Меня заставили”. (“Я не сумела отказаться”);
• “Он – упрямый осёл”. (“Я не смог убедить его”);
• “Он меня унизил”. (“Мне было неприятно”);
• “Прекрати меня злить!” (“Я начинаю злиться”);
• “Ты должна мне дать программу, книгу” (“Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу”).
• «Ты опять на меня кричишь!» (Мне не нравится, когда на меня повышают голос)
• «Когда ты это сделаешь?» (Я буду руда, если у тебя получится правильно распределить время на важные дела)
• «Ты никогда меня не слушаешь!» (Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи).
• «Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?» (Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной).
• «Вечно ты хамишь!» (Когда со мной некорректно разговаривают, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой).
• «Ты всегда ужасно себя ведешь!» (В данной ситуации меня обижает твое поведение).
• «Ты всегда без спросу берешь журнал со стола!» (Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно).
Вывод: Успешное решение любой конфликтной ситуации, неизбежно связано со способностью прощать.

Беседа «Умение прощать»:
Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других. Если вы не прощаете своего обидчика, то вредите лишь самому себе. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.
Прощение означает, что вы “отпускаете” свой гнев и не собираетесь мстить.

Избежать конфликт также можно согласием, и ответить на выпад (оскорбление, обвинение) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом, не отступая от своей позиции, например: “Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!” - “Иногда я выполняю свои обязанности, а иногда мне приходится их нарушать”.

Многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться, так, например, в нашей культуре, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения, а второй отвечает ему: “Ничего страшного”. Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например, если в магазине кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: “айм сорри”, он услышит в ответ: “айм сорри”. Первое “айм сорри” означает: “Простите, что я задел вас”, второе “айм сорри” - Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили”. Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ “сорри”, что означает: “Извините конфликта не будет” или “Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами”.

Психологи рекомендуют выработать следующие позиции: извиняться не потому, что сделали что-то не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверенны в своем поведении. Извиниться или высказать свое сожаление о том, что случилось, и забыть. Сделать все, чтобы избежать конфликта, который нам не нужен. Оставаться в хорошем настроении, потому что умеем держать себя на высоте.

Пословица: “В любом конфликте виноват тот, кто умнее”.

Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Небрежно брошенная фраза перерастает в ругань с личными оскорблениями, навешиванием ярлыков и т.п. Это создаёт практически непреодолимые барьеры в общении, которые гораздо легче предотвратить, нежели разрешить конфликт на стадии их возникновения. Но тем не менее есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряженность ситуации даже в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями и словами.

Одна из таких техник состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что - то, с чем можно согласиться, и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, приказ) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом, не отступая от своей позиции.

Упражнение “Согласие”
И так, предлагайте варианты согласий на негативные высказывания оппонента:
1. “Ты совсем с ума сошла!” - “Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди”;
2. “Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!” - “Чаще я выполняю свои обязанности, но иногда мне приходится их нарушать”;
3. “Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!” - “Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника, но я к этому не стремлюсь”;
4. “На нашей работе по – настоящему работаю только я!” - Да, Вы действительно тратите много времени и сил на работу”.
5. «Своими вещами ты заняла весь шкаф!» - Действительно, у меня столько вещей (с сожалением…)

Сюжетно-ролевая игра «Мельница»
разыгрывается следующие эпизоды:
• Роль ученика значительно опоздавшего на урок, роль учителя, который делает замечание….
• Роль родителя предъявляемого претензию учителю, который, по его мнению, занижает оценки, роль учителя, который отстаивает свою позицию…
• Роль директора, который отчитывает учителя за не вовремя заполненный электронный журнал, роль учителя, который поступил безответственно…
• Роль продавца, которому нет дела до покупателя, роль покупателя, который спешит, но вынужден купить товар...
• Роль жильца, которого залил сосед сверху, роль соседа сверху.

И так, вспомним способы выхода из конфликтных ситуаций
- Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.
Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.

- Избегание (уклонение) — уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.
Недостатки: переход конфликта в скрытую форму характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

- Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.
Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.
– достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

- Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир.
Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается. Предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

- Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.
Недостатки: временные и энергетические затраты.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Любой конфликт разрешаем, но есть люди, которые не стремятся к сотрудничеству. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.

«Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого». Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации, и тогда, ситуация изменится сама».

В случае конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:
• Понимание другого - проявлять эмпатию к собеседнику;
Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.
• Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства.
Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.
• Первому сделать шаг к нормализации отношений.
Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
Миролюбие — ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться, и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.
Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
• Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)
О - открытость ума.
П - положительное отношение.
Р - рациональное мышление.
С - сотрудничество.
Т - терпимость к людям.

«Правила построения эффективного общения»
Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить

«Правило трех плюсов», чтобы расположить к себе собеседника:
1. улыбка
2. имя собеседника
3. комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации - уважительная манера разговора и умение слушать собеседника.

Есть такая притча
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начался ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под воротник, рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

8. Релаксация
Упражнение «Тихое озеро»
- Займите удобное положение. Расслабьтесь. Закройте глаза.
«Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь, медленно откройте глаза».

9. Рефлексия
Что было полезно, интересно для вас?

Литература:
1. Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. "Речь" Санкт - Петербург, 2008;
2. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
3. Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
4. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. "Владос" Москва, 2004;
5. Фопель К. Групповая сплоченность. "Генезис" Москва, 2010;
6. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. "Речь" Санкт - Петербург, 2007.

Рекомендуем посмотреть:

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива в школе. Сценарий
Тренинг для педагогов на сплочение коллектива в школе. Сценарий
Опубликовано: 738 дней назад (13 апреля 2022)
Просмотров: 4514
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!