Тренинг «Сплочение» для педагогов
Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата;
- нахождение сходства у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы;
- повысить коммуникативные навыки педагогов;
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения, переключение внимания;
План тренинга:
1. Приветствие. Настрой педагогов на взаимодействие друг с другом:
- Вступительное слово ведущего.
- Упражнение «Давайте поздороваемся».
- Знакомство с правилами работы в группе.
2. Основная часть:
- Упражнение «Имя как аббревиатура».
- Упражнение «Вы еще не знаете, что я люблю…».
- Упражнение «Говорящие очки».
- Упражнение «Танец отдельных частей тела».
- Упражнение «Мне нравится в тебе…».
- Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…».
- Упражнение «Атомы и молекулы».
- Игра «Сердце коллектива».
- Релаксационное упражнение «Летняя ночь».
3. Заключение. Ритуал окончания тренинга:
- Беседа – обсуждение – формулируется впечатление о прошедшем тренинге.
- Упражнение «Подари улыбку другу».
Ход тренинга
1. Приветствие. Настрой педагогов на взаимодействие друг с другом
• Вступительное слово ведущего
«Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же, о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате любого коллектива: в одних условиях педагоги чувствуют себя не комфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся). Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».
• Упражнение «Давайте поздороваемся»
Педагог-психолог:
Я рада, что мы смогли встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах. А самое главное – выразить друг другу радость встречи.
Сейчас, для снятия эмоционального напряжения, раскрепощения всех участников группы и на формирование настроя на тренинговое занятие мы поприветствуем друг друга необычным способом, через упражнение «Давайте поздороваемся».
(Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечами; 3 хлопка – здороваемся спинами).
•
Упражнение «Знакомство с правилами работы в группе»
Педагог-психолог:
Для того чтобы нам было легче общаться, давайте обсудим
правила общения в группе:
Правило 1 - Искренность в общении.
Правило 2 – Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
Правило 3 - Запрет на вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
Правило 4 - Право каждого члена группы сказать «стоп» - прекратить обсуждение его проблем.
Правило 5 – Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
Правило 6 – Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
2. Основная часть.
•
Упражнение «Имя как аббревиатура».
Педагог-психолог предлагает педагогам записать на листе бумаги тот вариант своего имени, который они считают наиболее приемлемым для общения в данной группе. Расшифровать свое имя, представив его как аббревиатуру, называя свои характеристики (например: Таня – Т – таинственная, А – активная, Н – надежная, Я – яркая.) Затем педагоги называют свое имя, а также его расшифровку.
•
Упражнение «Вы еще не знаете, что я люблю…»
Педагог-психолог предлагает педагогам передавать по кругу мячик при этом, каждый педагог продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю делать в свободное время…» (Называет какой-то факт о себе, который большинству неизвестен. Игра продолжается. Пока каждый участник не представится).
•
Упражнение «Говорящие очки».
Один из педагогов надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот, в свою очередь. Произносит фразу: «Наяву, а не во сне – что прекрасного во мне?». Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать приятные, теплые слова в адрес коллеги.
•
Упражнение «Танец отдельных частей тела».
Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Психолог по очереди называет части тела, танец которых будет исполнен под музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.(например: «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота», «танец ягодиц» и т.д.) участники максимально стремятся использовать в танце названную часть тела.
•
Упражнение «Мне нравится в тебе…» (комплименты)
Психолог рассказывает строки из стиха:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты…!»
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Психолог обращается к одному из педагогов со словами «Мне нравится в тебе…» и продолжает говорить ему приятные слова – комплименты, передавая ему цветок. Затем, этот педагог со словами «Мне нравится в тебе…» обращается к рядом сидящему и также говорит комплимент. Таким образом, все педагоги говорят друг другу комплименты.
•
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...».
Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
•
Игра «Атомы и молекулы»
Группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего:
«Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.
•
Упражнение «Сердце коллектива»
На ватмане нарисован контур большого сердца. Педагогам говориться о том, что это сердце коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце (на маленьких сердечках пишутся позитивные пожелания своим коллегам, затем они приклеиваются к контуру большого сердца). Затем зачитываются в слух. Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз,
затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т.д.)
•
Релаксационное упражнение «Летняя ночь».
«Психолог включает расслабляющую музыку и говорит:
Ложитесь на коврики в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.
- «Представьте себе, что наступает чудесная ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину, руки, ноги… Вы чувствуете. Как тело становится легким, теплым, послушным…
Дышится легко… ровно… глубоко… (2 раза)
- Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен.
Дышится легко… ровно… глубоко… (2 раза)
Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…
Открывайте глаза и медленно поднимайтесь… Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день.
3. Заключение. Ритуал окончания занятия
• Беседа, обсуждение.
формулируются впечатления о прошедшем занятии, имеющие конструктивную или эмоциональную направленность.
• Упражнение: «Подари улыбку другу».
Рекомендуем посмотреть:
Тренинг для педагогов в школе «Конфликты и способы их разрешения»