Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Родительское собрание на тему «Психологические особенности и варианты детской агрессивности»

Родительское собрание на тему «Психологические особенности и варианты детской агрессивности»
Участники: педагог-психолог, родители 5-8 классов, администрация школы, классные руководители.
Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.
План мероприятия:
1. Организационный этап:
- разработка рекомендаций для родителей;
2. Проведение собрания:
- приветствие, вступительное слово;
- Причины детской агрессии;
- Факторы, влияющие на формирование детской агрессивности;
- Варианты проявления детской агрессивности
- Как правильно вести себя с агрессивным ребенком
- Как правильно вести себя с агрессивным подростком
- Методические рекомендации для родителей
- Тест «Все ли в порядке с моим ребенком?»
3. Подведение итогов собрания:
- рефлексия;
- обмен мнениями.
Ход мероприятия
Добрый день, уважаемые родители, педагоги!
Тема нашей встречи: «Психологические особенности и варианты детской агрессивности».

«Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения
своей способности любить,
он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется
от собственной душевной боли»
Эрих Фромм.

Повышенная агрессивность детей и подростков является одной из наиболее характерных проблем в современном обществе. Согласно многочисленным исследованиям, проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям, учителям, психологам, психотерапевтам. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
1. ухудшением социальных условий жизни детей;
2. Смена места жительства;
3. Адаптация к новым социальным условиям (смена школы, новый классный коллектив и т.д.)
4. кризисом семейного воспитания (недостаток внимания своим детям, в связи с занятостью родителей);
5. невниманием взрослых к нервно-психическому состоянию детей;
6. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (удары, побои) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у школьников, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, близкими значимыми людьми – родителями.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

Причины детской агрессии:
• стремление привлечь к себе внимание, как взрослых, так и сверстников;
• стремление получить желанный результат;
• защита и месть, на основе низкого уровеня самооценки, когда ребенок не уверен в себе, он воспринимает окружающий мир как агрессора;
• освободиться от социальной нагрузки – желание освободить себя от участия в общественной жизни, чтобы получить время для собственных развлечений (например, компьютерные игры);
• влияние «толпы» - социальное заражение агрессивными эмоциями.
• сниженный уровень саморегуляции;
• нарушения в отношениях со сверстниками (социальная дезадаптация);
• средства массовой информации и пр.

Факторы, влияющие на формирование детской агрессивности:
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
- Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
- Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к формированию «детского госпитализма», т.е. появляется чувство одиночества, замкнутость, погружение в себя, отсутствие желания общаться с родными людьми, соблюдать семейные традиции, законы.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, если:
1. оно следует немедленно за проступком;
2. объяснено ребенку;
3. оно суровое, но не жесткое;
4. оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку. Важно помнить, что ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям.

Варианты проявления детской агрессивности:
1. ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ - желание использовать физическую силу против другого лица.
2.ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ - выражение негативных чувств через ссоры, крик, сквернословия в адрес других людей.
3. КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ - агрессия, которая направлена на другое лицо через сплетни, злобные шутки.
4. НЕГАТИВИЗМ - оппозиционная манера поведения, направленная против авторитета.
5. РАЗДРАЖЕНИЕ - готовность к раздражению при малейшем возбуждении, вспыльчивость, резкость, грубость.
6. ОБИДА - зависть и неприятное отношение к окружающим, обусловленное чувством гнева на весь мир за действенные или мнимые страдания.
7. ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
8. УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ, ЧУВСТВО ВИНЫ - влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества).

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить детей и подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?
Мальчики:
А. «Кумиры семьи», выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки и пр.). Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью.
Девочки:
А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью.
Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания.

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком:
1. Гиперактивно-агрессивный ребенок. Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях психо-эмоционального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, повышенной эмоциональной возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно. Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, - «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь, иди, извинись», - «пожми руку» и т.п.).

Как правильно вести себя с агрессивным подростком:
Подросток может бунтовать, например, выражая свое категорическое несогласие с определенными действиями окружающих. В этом случае он бунтует, потому что не имеет других средств выразить свое несогласие, либо они исчерпаны.

Что делать его близким?
Во-первых, учиться слушать подростка, пытаться понять его потребности, страхи, мотивацию, учится вместе с ним доверять друг другу.
Во-вторых, помочь ему расширить поведенческий репертуар, попытаться показать с максимальной деликатностью, что кроме бунта существует много других способов реагирования, в том числе конструктивных (умение договариваться, находить компромиссные решения).

Взрослым важно помнить, что в детстве родители, воспитатели, учителя являются непререкаемыми авторитетами для ребенка, именно на их мнение и оценки он ориентируется. В подростковом возрасте все меняется. Молодой человек уже приобрел некоторый опыт и пытается на основе своих суждений выносить оценки событиям, самостоятельно принимать решения. Кроме того, у подростка за пределами семьи появляются референтные группы, на оценки которых он ориентируется. Мнения взрослых становятся менее значимыми. Если окружающие не учитывают этих изменений, продолжают общаться с подростком как с несмышленышем, они угрожают его самооценке. Подросток пытается ее уберечь путем обесценивания в своем сознании травмирующих его взрослых. В результате мы получаем идеальную почву для агрессии и конфликта.

Как реагировать родителям на хамство, грубость и непослушание подростка?
Психологи рекомендуют в ответ на хамство или грубость спокойно и уверенно отметить, что в таком тоне разговаривать с родителями непозволительно, и предложить подростку некоторое время побыть одному в комнате, чтобы успокоиться. Это один из способов выйти из «горячей» фазы конфликта. А вот обсуждать, что именно привело к конфликту, какие при этом переживания возникли у родителей, какие у подростка, как разрешить возникшее недопонимание – следует позже, на фоне спокойного эмоционального состояния всех заинтересованных сторон.

Предлагаем вашему вниманию, видеоролик, в котором представлены две ситуации разрешения конфликта, а именно: диструктивный способ, который не дает положительного результата конфликтующим сторонам и конструктивный, который разрешает конфликт с помощью договора и нахождения компромисса.

Методические рекомендации для родителей:
1. Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

2. Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

3. Необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

4. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем.

5. Избегайте практики физического наказания.

6. При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания». Преимущества «Я-посланий» очевидны: они действуют менее угрожающе, чем «Ты-послания», и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар».
Примеры «Я-послания»:
• Я думаю, что твой поступок не совсем правильный….
• Я недоволен тем, как ты поступил…
• Мне не нравится, что ты меня обманываешь….
• Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.
• Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.

Примеры «Ты-послания»:
• Ты поступил плохо.
• Ты не смеешь.
• Ты должен.
• Почему ты получил двойку.
• Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан.

7. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.

Способы открыть ребёнку свою любовь:
В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Ребенок должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим.

Три способа открыть ребёнку свою любовь:
1. Слово
Называйте ребёнка ласковыми именами, пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал проявлять агрессию. Прикосновения и доброжелательный контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка.
3. Взгляд
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Тест
Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?», и выполните простой тест. Отвечайте: «никогда», «иногда», «часто» или «очень часто».
Мой ребенок:
1. Выходит из себя
2. Спорит со взрослыми
3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми
4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
7. Злобен и нетерпим к критике
8. Недоброжелателен или мстителен

Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, следует внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его.

«Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания:
1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребёнку, каких бы то не было условий, ищите компромиссы.
4. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.

Похожие записи:

Эссе учителя начальной школы. Родительское собрание Перспективный план работы с родителями в средней группе на год Социальное партнерство с семьей в ДОУ Родительское собрание. Мастер-класс для родителей ДОУ
Родительское собрание на тему «Гиперактивный ребёнок в школе» | Тренинг «Сплочение» для педагогов
Опубликовано: 47 дней назад (12 апреля 2022)
Просмотров: 120
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!