Цели:
1. Способствовать привлечению отцов к активному процессу воспитания школьника.
2. Формировать у родителей культуру межличностного общения.
Подготовка к собранию:
I. Написать плакат: «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» (Дж. Родари).
II. Объявить конкурс на лучшую поделку, сделанную совместно с ребенком.
III. Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское собрание.
IV. Провести анкетирование отцов.
Анкета:
1. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
2. Сколько времени вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
3. Просит ли вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
4. Ругаете ли вы ребенка при посторонних, друзьях?
5. Курите ли вы в комнате, где находится ребенок?
6. Какие у вас возникают трудности в общении с детьми?
7. Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?
8. Есть ли у вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
9. Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в школу?
10. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?
V. Записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы.
а) За что ты любишь своего папу?
б) Кто с тобой больше занимается в свободное время, папа или мама? Чем занимаетесь в свободное время с папой? Чем папа занят вечерами?
в) Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?
г) Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете? Какие папа задает вопросы, о чем ты его спрашиваешь?
д) Кем работает папа? Чем занят на работе?
е) Приходилось ли тебе слышать бранные слова?
ж) Какой твой папа: добрый или строгий?
VI. Оформить выставку «Это сделал мой папа» (поделки или фотографии работ, построек и т. и.).
VII. Оформить выставку детских работ на тему «Мой папа».
VIII. Организовать встречи детей с папами - работниками разных профессий и экскурсии на работу к папам.
Звучит песня «Папа может все».
Классный руководитель. Сначала давайте познакомимся. Пожалуйста, пожмите друг другу руки, познакомьтесь. А знаете, за что вас любят ваши дети? Среди учеников был проведен опрос: «За что ты любишь своего папу?»
Включается запись ответов детей на вопрос: «За что ты любишь своего папу?»
Вопросы отцам:
- Какова ваша роль в семье?
- Что вы считаете главным в воспитании ребенка?
- Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца?
Классный руководитель зачитывает 2-3 ответа родителей (отцов) из анкет.
Классный руководитель. Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, с ребенком ласкова, добра. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца.
Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчика именно отец личным примером, совершаемыми поступками. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, встает с сиденья.
Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.
Вопросы отцам:
- Какие интересы вас объединяют с детьми?
- Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребенком?
- Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?
Классный руководитель. А вот еще вопрос для вас.
- Бывает ли так, что вы собрались поиграть с детьми, но откладываете это, потому что нашли себе другое занятие?
- Послушайте, что говорят ваши дети.
Запись ответов детей на вопросы.
- Чем твой папа занят вечерами?
- Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа?
- Что ты любишь делать вместе с папой?
- Чему тебя научил папа?
Классный руководитель обобщает ответы детей.
Классный руководитель. Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен.
Главное тут - не опоздать! Главное - буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе.
Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините сломавшуюся игрушку, собираете подъемный кран из пластинок конструктора, соединяете хитрые проводки радиосхемы, разыгрываете на полу «Бородинское сражение», гоняете по двору футбольный мяч, читаете по очереди вслух, обсуждаете последние новости.
Во время этих игр, не отдавая себе отчета, вы внушаете своему ребенку ощущение уверенности в себе и защищенности. Ребенок идет с этими ощущениями через детство, через трудную пору отрочества, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет.
Пока воспитание детей протекает спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен - отцу все интересно в его жизни.
Классный руководитель. Давайте с вами вместе разберем обычную жизненную ситуацию.
Ребенок приходит из школы. «Ну как дела?» - спрашивает его отец с теплотой в голосе. «Хорошо», - односложно отвечает сын. «Какие отметки получил? - спрашивает отец. - Чем занимался? Как вел себя?»
- Как вы оцениваете эту беседу?
- Верно ли отец повел разговор с ребенком?
- Есть ли у вас трудности в общении с ребенком? Какие?
Запись ответов детей на вопросы:
- Кем работает отец?
- Что он делает на работе?
- О чем беседуете вы с отцом, когда приходите из школы; в выходные дни?
Классный руководитель. Нужно завоевать доверие ребенка. Он должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно только в том случае, если вы сами идете ему навстречу: расскажите ребенку, что тревожило вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которыми встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскажите, что вас затронуло в прочитанной газете.
Говорите с ребенком обо всем: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему как к взрослому.
Чаще спрашивайте ребенка: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?
Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Вспомните, какие вы любили песни.
Классный руководитель. А вот еще одна ситуация для обсуждения. Она, что греха таить, тоже не редкость.
Отец кричит на сына: «Куда прешься» весь в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол... Вернись, говорю!» Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную горку построили дети во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?
Один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведете из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме. Четвертого... Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но нужно исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость.
Вопросы отцам:
- Слушают ли вас дети? Какими средствами вы добиваетесь этого?
- Как, по-вашему, есть ли у вас авторитет?
- Доброта или строгость - ваши помощники в воспитании?
Запись ответов детей на вопросы:
- Добрый или строгий твой папа?
- Почему ты так считаешь?
Классный руководитель. А. С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот что должно быть в семье.
В семье подчас следят за каждым шагом ребенка. Отец не дает ему ни в чем спуску: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснительного соблюдения режима дня. Не дай бог, если мальчик набросает игрушки или устроит беспорядок на столе для занятий!
В воспитании нужна мера. Для того чтобы ребенок был спокойным в школе, надо дать ему возможность для разрядки энергии дома.
Отец должен наказывать за непослушание, иначе в ребенке родится безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить - наказание ничему не научит, но может озлобить.
Запись ответов детей на вопрос:
- Если бы ты был папой, в чем бы помогал маме по хозяйству?
Классный руководитель. Теплота, покой, уют в доме во многом зависят от матери, а ее душевное состояние - от мужа, отца.
- Расширяются ли у вас обязанности в семье?
- Разрешите вам зачитать благодарности некоторых ваших жен за большую помощь по хозяйству, за отсутствие вредных привычек (сквернословие, курение в комнате).
Заключительное слово учителя.
Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.
Я знаю, что во многих семьях дети все больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет». И засыпает, так и не увидев отца. Проходят недели, месяцы, годы, и возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квартире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга. Папа даже не заметил, как выросли дети.
Знайте: гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту.
В конце собрания классный руководитель раздает отцам на память работы учащихся с выставки «Мой папа».
Родительское собрание в 5 классе. Роль общения в жизни школьника
Родительское собрание в 5 классе. Знаете ли вы своего ребенка
Родительское собрание в 5 классе. Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Родительское собрание в 5 классе. Трудности адаптации пятиклассников в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!