Развитие творческой одаренности детей через комплекс инновационных методов на занятиях хореографическим искусством
«В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, и в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом успех России», – отметил президент РФ В.В. Путин.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, выявления, обучения, развития одаренных детей, к вопросу подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными способностями или имеет внутренние предпосылки для достижений в том или ином виде деятельности.
Одним из видов деятельности, где одаренность ребенка видна невооруженным глазом, является хореография. Здесь существуют критерии, по которым проходит выявление одаренных детей: наличие музыкального слуха, гибкость корпуса, эластичность стопы, танцевальный шаг, артистичность, работоспособность, выносливость как физическая, так и психологическая. Задача педагога – не столько измерить одаренность, сколько создать среду, способствующую раскрытию природных возможностей обучающихся.
Система развития одаренности ребенка в образцовом хореографическом коллективе Дома детского творчества города Рассказово «Эдельвейс» выстроена через реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа Терпсихоры».
В программу включены такие разделы как, классический танец, народный и современный танец, импровизация и постановка концертных номеров. В свою очередь, разделы состоят из теоретической и практической частей. С каждым учебным годом материал в данных разделах усложняется.
Для создания благоприятных условий раскрытия и развития творческого потенциала одаренных детей, формирования у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией в содержании занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Школа Терпсихоры» предусмотрен и используется комплекс традиционных и инновационных методов работы.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Хороший показ движения педагогом вызывает у детей желание поскорей научиться также красиво танцевать. В начале работы педагог выполняет упражнения вместе с детьми. Педагогу необходимо заранее проанализировать, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, найти точные слова для объяснения отдельных деталей.
Словесный метод. Методический показ хореографа не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь в хореографии является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения педагога должны быть краткими, точными, образными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию. К примеру, при проведении разминки используется стихотворная считалочка, усиливающая внимание и работоспособность детей:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг друга).
Игровой метод. Является ведущим методом обучения. Танцевальная игра – незаменимый способ закрепить интерес детей к хореографическому искусству. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию. Так, игры-превращения помогают научить детей выразительному выполнению движений, развивают их фантазию и воображение, а игры-импровизации помогают каждому ребенку выразить свое внутреннее состояние и поделиться им.
Атрибуты игры – игрушки украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца, тем самым, придают танцевальному произведению детскую непринужденность.
Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагог тактично направляет внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения. К примеру, в ходе занятия детям дается музыкальное произведение и небольшой отрывок времени (10 мин.), за который они должны придумать небольшую композицию. Танцевальная группа делится на 2 команды, и каждая из них готовит свою постановочную работу. Каждая работа анализируется и оценивается за самобытность и оригинальность постановки, отмечаются оригинальные композиции каждого ребенка.
Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией. Релаксация занимает значительное место в учебно-танцевальном процессе, так движение любой части тела является результатом сочетания возбуждения и расслабления мышц, которое необходимо для успешного выполнения любого танцевального элемента. Отсутствие такого расслабления часто приводит к напряженности и скованности, а также к снижению эффективности движения.
В каждое занятие вводятся упражнения для развития способности к произвольному расслаблению мышц, такие как: свободное раскачивание руками в плечевом и локтевом суставах, встряхивание руками и ногами, туловищем, расслабление, лежа, большое значение имеет дыхание – дается ряд упражнений в сочетании с выдохом и вдохом. Систематическое применение таких упражнений способствует более быстрому овладению двигательных качеств, также являются средством восстановления организма после занятий.
Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу). Эффективно используется в метро-ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок. Музыка бывает разная по ритму, по темпу, по настроению, она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и помогать проявлять ребенку свои актерские способности. Например, дети слушают музыку и одновременно изображают кошечку – мяукают, потягиваются, лежат. В ходе постановки народного танца педагог использует танцевальные зарисовки народных потешек, песенок, где дети звенят колокольчиками, гремят погремушками, поют.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.
Метод тройных передвижений позволяет развить у детей координацию, чувство равновесия, ориентировки в пространстве. Без воспитания координации занятия танцем станут невозможными, ее необходимо развивать и закреплять постоянно, какое бы телодвижение ни изучалось.
Начинать следует с тройных поворотов головы. Например: вправо, влево, вправо – остановка, затем влево, вправо, влево – остановка. Этот элемент движения должен сопровождаться взглядом, сфокусированным в одной точке. Обязательно надо что-то увидеть (выделить), ибо при ориентации в танцевальном зале или изучении впоследствии элементов вращения ребенок испытывает трудности (как минимум будет кружиться голова).
Метод индивидуального подхода к каждому ребенку помогает рассмотреть и поддержать самобытность, проявление индивидуальности, свободу его самовыражения, выделить одаренных детей.
Работа с одаренными детьми хореографического коллектива «Эдельвейс» направлена не столько на разучивание хореографических композиций, сколько на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по развитию способности к импровизации, сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце, элементы актерского тренинга.
Оптимальное сочетание методов дает возможность работать индивидуально с каждым ребенком, учитывая его возможности, способности и давать стимул к новым достижениям, способствовать поддержанию и дальнейшему раскрытию его одаренности.
Рекомендуем посмотреть:
О работе с одаренными детьми
Опыт создания условий развития одаренных учащихся
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Похожие статьи:
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова