Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тренинг для воспитателей в ДОУ по развитию техники речи

Тренинг для педагогов ДОУ на тему «Техника речи педагога»
Речь педагога – это его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.
Если вслушаться, как говорят воспитанники детских садов, то можно заметить, что в их интонациях проявляются речевые особенности не только близких людей (папы и мамы), но и языковые особенности воспитателя. То есть ребенок возьмет от вас не только ваше языковое богатство, но и недостатки речи.
Речь воспитателя, которая постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Речь взрослого должна быть выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, грамматически оформленной, связной, доступной для понимания.
Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.
ТЕХНИКА РЕЧИ – это набор практических навыков в области дыхания, постановки голоса, дикции, артикуляции, доведенных до автоматических навыков, обеспечивающих эффективность осуществления речевого воздействия на собеседника.
Компоненты речевой техники:
1. набор практических навыков в области дыхания,
2. набор практических навыков в области постановки голоса,
3. набор практических навыков в области дикции,
4. набор практических навыков в области артикуляции.
1. ДЫХАНИЕ – это процесс газообмена между организмом и внешней средой связанной с поступлением кислорода и выделением углекислого газа.
Правильное дыхание – это основа красивой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса. Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. В повседневной жизни, когда речь педагога в основном диалогическая, дыхание не вызывает труда. Но для монологической речи физиологического дыхания, как правило, не хватает. Нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появится одышка.
– А как правильно нужно дышать? (акт дыхания состоит из вдоха и выдоха)
– Какие типы дыхания вы знаете?
Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе.
ТИПЫ ДЫХАНИЯ:
Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно работают лишь верхушки легких.
Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому выдох недостаточно энергичен.
Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения продольного объема грудной клетки, вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное).
Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.
ФОНАЦИОННОЕ ДЫХАНИЕ или РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
Фонационное дыхание является основным источником энергии при образовании звуков речи. Оно дыхание отличается от физиологического тем, что произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, очередной вдох осуществляется без паузы.
Необходимое умение для фонационного дыхания – добирать воздух в процессе речи (незаметно для слушателя в каждой удобной для говорящего паузе).
Не следует задерживать дыхание в паузах, а также расходовать в процессе речи весь набранный воздух, чтобы не захлебнуться.
Фонационное дыхание играет очень важную роль в технике речи. Для постановки и совершенствования дыхания существуют специальные упражнения.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Упражнение 1.
Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
Упражнение 2. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 – задержите дыхание (пауза), на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 – выдох.
Упражнение 3. Повторите задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.
Упражнение 4. «Ладошки» (одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой)
И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу (3-5 секунд). В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
Упражнение 5.
Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох и т. д.
Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опустить руки – выдох.
Упражнение 6.
Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ) + подключить пальцы.
Упражнение 7.
Произносить слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев).
Упражнение 8.
Фразы на одном выдохе.
Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха:
Вот дом, который построил Джек.

А это корова безрогая,
Боднувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном амбаре хранится
В доме, который построил Джек.

Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Боднувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном амбаре хранится
В доме, который построил Джек.

2. ГОЛОС
Голос – способность человека издавать звуки при разговоре.
Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе.
Свойства голоса:
—сила (громкость),
—высота,
—тембр или окраска звука,
—полетность,
—подвижность,
—экспрессия,
—чистота.
Сила голоса (громкость) зависит от размаха (амплитуды) колебаний голосовых складок, которая определяется силой выдоха. Силу или громкость звука измеряют в децибелах.
Педагог должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ ГОЛОСА
Упражнение 1.
Положите одну руку на грудь, чтобы чувствовать вибрацию грудной клетки. Другой рукой во время упражнения, как бы дирижируем своему исполнению, помогая произносить слова. Проговариваем слова медленно, нараспев, ощущаем силу и глубину собственного голоса:
А: Агу, ага, алое, Анна, аминь, аул, аналой, ауммм, Алла, агония, Аллилуйя.
У: Угу, уголь, уния, умный, юный, юнга, юла.
Э, О, И: Эмма, Элла, Оля, Ольга, Инга, Иглы. Иглы! Инга! Бинго!
М: Монна, манна, мама, муму, Мила, мыло, мина, мимо.
Н: Нума, Нона, Нана, Неля, Нелли.
Л: Лола, лань, Лама, лунный.
Г: Галлон, гармония, гамаюн, галлы, гуманный, гунны, гули-гули, гуга.
Упражнение 2. «Ауканье»
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче. Первоначально, возможно вы сможете повысить громкость только дважды. Стремитесь увеличить количество градаций уровня громкости до 3-5. Для облегчения задачи используйте визуализацию того, как далеко летит ваш голос и ручной рефлекс, приставляя руки к губам рупором.
Упражнение 3. «Гудок паровоза»
Изобразим гудок паровоза: «У-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.
Упражнение 4.
Выразительно прочитайте стихотворения, выбирая нужную степень громкости, объясните свой выбор интонационного рисунка для каждого стихотворения:

Ночь. Уснули улицы.
Тише, туча, тише,
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям.
Фонари зажглись.
Тише, тише, ветер,
В окна не стучись.
Л. Яхнин

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!
С. Маршак

ВЫСОТА ГОЛОСА - зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая в свою очередь находится в зависимости от длины, толщины и напряжения голосовых связок. Чем больше число колебаний, тем выше голос, и наоборот. Длина голосовых связок у мужчин 22-24 мм, у женщин 18-20 мм, у детей 6-8 мм, именно поэтому у детей такой высокий и звонкий голос.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОТЫ ГОЛОСА
Упражнение 1.
Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем «спускайтесь» вниз.
Упражнение 2.
Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу:
«Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»
Упражнение 3.
Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе.
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
Упражнение 4. «Радиоприемник» – чтение текста с разной силой голоса
Прочитайте стихотворение, учитывая, что
— желтый цвет – обычный голос,
— красный цвет – громкий голос,
— зеленый цвет текста – шепот.
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч.

ТЕМБР ИЛИ ОКРАСКА ЗВУКА - это характеристика качества голоса, которая складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов. Тембр обусловлен анатомическими особенностями гортани. В образовании тембра участвуют мягкое небо, губы, щеки, язык, нижняя челюсть и гортань. Тембр дан человеку от природы, это его индивидуальная голосовая окраска.
Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость: Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат.
ПОЛЕТНОСТЬ ГОЛОСА – это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛЕТНОСТИ ГОЛОСА
Упражнение 1. «Хэй»
Один человек встает спиной к другому на расстоянии 6 метров. Второму человеку нужно произнести: «Хэй» так, чтобы коллега почувствовал звуковой удар в спину. Если коллега услышала, то поворачивается.
Упражнение 2.
Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между собеседниками должно быть достаточно большое расстояние (6-10 метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается.
Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы).
ПОДВИЖНОСТЬЮ ГОЛОСА – это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПОДВИЖНОСТИ ГОЛОСА
Упражнение 1.
Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:
«Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали».
Упражнение 2.
Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:
Божья коровушка,
Полети на солнышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Упражнение 3. Скороговорки
Прочитать медленно, обычно, очень быстро (помогать руками).
1. Из-под топота копыт, пыль по полю летит.
2. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои!
Упражнение 4.
Прочитайте стихотворение в заданном темпе:
Еле-еле, еле-еле — (медленный темп)
Завертелись карусели — (медленный темп)
А потом, потом, потом — (средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — (быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — (очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — (очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — (средний темп)
Карусель остановите — (средний темп)
Раз, два, раз, два — (медленный темп)
Вот и кончилась игра — (медленный темп)
Это упражнение можно провести в виде игры: встать в круг, взявшись за руки, и читать стих в движении по кругу, меняя темп и движения, и чтения
ЭКСПРЕССИЯ – это способность говорящего ярко передать голосом свое эмоциональное состояние.
Упражнение 1.
Произнесите фразу: «Какая у него профессия» так, чтобы выразить:
— восхищение;
— сочувствие;
— презрение;
— пренебрежение;
— вопрос;
— зависть;
— вопрос-переспрос;
— удивление.
Упражнение 2.
Соедините реплики персонажей и авторские слова:
Реплики Авторские слова
1.«Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела...» 5 – с сожалением протянула она.
2.«И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься прашивать?» 4 – сказала она тихо, но решительно
3.«Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь» 2 – кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.
4.«Я ни в чем не виновата» 3 – сказала она веселым голосом.
5.«Да-а-а, с тобой каши не сваришь...» 1 – сказала она кающимся голосом.

Упражнение 3.
Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:
Пришла! Мне страшно за тебя! — (со страхом)
Во всем вини саму себя! — (со страхом)
Пришла! А самолюбье где? — (с осуждением)
За ним как верный пес везде! — (с осуждением)
Пришел? Так обмануть меня — (с презрением)
Ты не мужик, а размазня! — (с презрением)
Пришел! Вот и попался, друг! — (с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! — (с ехидством)
Пришла! Знать, так тому и быть! — (радостно)
Нам друг без друга не прожить! — (радостно)
Ушел. Придет иль нет? Загадка. — (с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! — (с тревогой)
Ушел! Гора свалилась с плеч! — (с облегчением)
Избави бог от этих встреч! — (с облегчением).
ЧИСТОТА ГОЛОСА – отсутствие в нем хриплости, гнусавости, придыхания.
ВЫНОСЛИВОСТЬ – свидетельствует о способности голосового аппарата выполнять нагрузку в течении длительного времени. Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упраж¬нениями:
3. ДИКЦИЯ – это способность отчетливо произносить звуки, слоги и слова.
Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки.
Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции движения органов речи. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика, которая включает, во-первых, упражнения для разминки речевого аппарата и, во-вторых, упражнения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для губ:
1. «Улыбочка»: Растяните губы в улыбке (максимально).
2. «Трубочка»: Вытяните губы максимально вперед.
3. «Круги»: Кончик языка помещаем между верхними зубами и верхней губой. Напряженным языком делаем под напряженными губами широкие энергичные круги по часовой стрелке 6 раз, затем в обратную сторону 6 раз
4. «Укол»: Челюсть чуть опущена, напряженным языком давим изнутри на напряженную щеку – держать 1 сек. Затем на другую. По 6 раз в каждую сторону.
5. «Массаж»: Мягко, осторожно разминаем-покусываем зубами язык: Та-Та-Та.
6. «Лошадка»: Здесь все очень просто – не открывая рот, с силой выдыхаем воздух, чтобы расслабленные губы фыркали, как у лошади. Упражнение расслабляет уставшие мышцы, можно его использовать в качестве отдыха в промежутках между другими упражнениями.
Разминку с помощью карандаша достаточно проводить до 5 минут перед упражнениями, это упражнение нужно для «прокачки» мышц артикуляции. Также вы можете разминаться с помощью орехов. Еще Демосфен в Древней Греции вывел уникальный метод тренировки речи камнями. Он на берегу моря набирал полный рот камней и кричал слова в бурю морскую, стараясь их четко произносить. Почти то же подразумевает тренировка с орехами. Вы набираете их в рот и стараетесь как можно лучше произнести слова, улучшающие речь. Разминка с помощью карандаша в домашних условиях вы отлично сможете улучшить произношение речи, ведь карандаши и доступ к скороговоркам у всех имеется. Это минимальный набор развития артикуляции. Скороговорки на ваш выбор.
ГИГИЕНА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА
Для того чтобы речевой голос всегда был в хорошей форме, педагог должен соблюдать определенный режим и строгие гигиенические условия.
1. Укрепление нервной системы. Правильный режим сна: очень важно, чтобы сон был спокойным и глубоким и педагог просыпался отдохнувшим (следует помнить, что частой причиной неврозов является недосыпание, а невроз отрицательно влияет на голосовой аппарат).
2. Борьба с простудными заболеваниями путем закаливания должна занять в быту педагога одно из первых мест: полоскание горла, сначала комнатной, а потом холодной подсоленной водой по нескольку раз в день — это закаливает носоглотку; умывание лица холодной водой с последующим растиранием по типу косметического массажа кожи. Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определенные условия работы. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2-3 ч избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее). Надо обратить внимание и на здоровое состояние верхних дыхательных путей, нервной системы, режим питания. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище. Слишком холодные, слишком горячие, острые блюда, вызывают покраснение слизистой оболочки полости рта, глотки. Для избегания сухости в горле специалисты рекомендуют полоскать горло раствором соды и йода.
Итак, умение говорить является главным орудием педагога, и его можно развивать.

Рекомендуем посмотреть:

Тренинг для педагогов ДОУ на снятие эмоционального напряжения Тренинг для педагогов в детском саду «Сплочение педагогического коллектива ДОУ»
Организация развивающей среды в детском саду для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников | Конспект развлечения к 23 февраля в старшей группе ДОУ
Опубликовано: 812 дня назад (3 октября 2022)
Просмотров: 29994
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!