Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация развивающей среды в детском саду для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным, способом познания мира. Об этом же говорит Е. Е. Кравцова в своей книге «Разбуди в ребенке волшебника». Малыши по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. Развивающая среда в детском саду предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного проживания ребенком дошкольного детства: пространственно-временные условия (гибкость и трансформируемость предметного пространства); социальные условия (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей и родителей); деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствие возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации).
Именно грамотно организованная предметно-пространственная среда, помогает педагогам решить поставленные задачи. Материалы, оборудование и инвентарь для организации познавательно-исследовательской деятельности должны быть подобраны в соответствии с учетом возрастных особенностей детей. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное, – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
При организации развивающей предметно-пространственной среды должны быть обеспечены следующие: поддержка инициативы и самостоятельности детей; психологический комфорт; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Материалы должны периодически сменяться и обязательно находится в свободном доступе. Педагог – партнер, который всегда рядом. Обязательно должна имеется картотека экспериментов и центр экспериментирования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: развитие у воспитанников первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций и формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования.
Познавательно-исследовательская деятельность дает детям возможность тесного общения со сверстниками, проявлению самостоятельности, самоорганизации, свободу действий, и в то же время - ответственность. Познавательно-исследовательская деятельность может быть организована в трех основных направлениях: самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность педагога с детьми, специально организованное обучение. К числу основных методов работы с детьми в центрах активности относится: поисково-исследовательская экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.

Существует множество форм работы по познавательно-исследовательской деятельности – это и непосредственно образовательная деятельность; беседы познавательного характера; знаково-изобразительные средства; лабораторные работы; киносеансы; прослушивание аудиозаписей; дидактические и развивающие игры, упражнения; сюжетно-ролевые игры; опыты и эксперименты; рассматривание картин; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки; работа в уголках природы; экологическая тропа, экскурсии и целевые прогулки; акции добрых дел; предметные недели; кружковая деятельность и многое другое.
Последовательность детской познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования такова: сначала возникает, чаще всего, при участии взрослого, проблемная ситуация, ставится цель, выдвигается гипотеза и происходит проверка предположения. Если предположение подтвердилось, формулируем выводы (как получилось?). Если предположение не подтвердилось, выдвигаем новую гипотезу, подтверждаем и формулируем вывод (как получилось?). В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Цель познавательно-исследовательской деятельности: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи:
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать — научиться — познать». Реализовать этот интерес можно при помощи: языка, речи через элементарно-поисковую деятельность, опыты и эксперименты при условии: постепенного усложнения, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использования проблемных ситуаций, и, в результате получаем опыт самостоятельной деятельности и приобретение новых знаний и умений.
Примерный алгоритм проведения познавательно-исследовательской деятельности:
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики познавательной деятельности.
3. Выбор цели и задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования и учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Формы фиксации опытов и экспериментов могут быть следующими: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений, составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении), картинки, фотографии, схематические зарисовки, натуральные объекты, записи звуков, использование условных знаков, планы-схемы, рисунки-прогнозы, фотографирование и т. п.
В Центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини – лабораторий в младшем дошкольном возрасте – это книги познавательного характера для младшего возраста, различные тематические альбомы, коллекции семян, шишек, камешков, ткани, песок, глина, набор резиновых и пластмассовых игрушек для игр в воде, простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» или чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь которых помещены вещества и травы с различными запахами, бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки, семена бобов, фасоли, гороха. На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста а также могут присутствовать персонажи, от имени которых моделируется проблемная ситуация.
В среднем дошкольном возрасте ко всему вышеперечисленному более широко могут быть представлены коллекции различной направленности и добавляются карточки-схемы проведения экспериментов, которые заполняются воспитателем.
В старшем дошкольном возрасте – различные схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, серии картин с изображением природных сообществ, книги познавательного характера, в том числе, атласы, материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» , более широко представлен природный и утилизированный материалы, технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора, разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная, пищевые и непищевые красители (гуашь, акварельные краски и др.),медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки. Может быть организован мини-стенд «О чем хочу узнать завтра», карточки-подсказки «Что можно, что нельзя». - Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательская деятельность в лаборатории в детском саду Исследовательская и экспериментальная работа с детьми старшей группы в ДОУ Исследовательская деятельность в старшей группе (опыты). Мир магнитов Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ
Образовательные события в ДОУ. Примеры | Тренинг для воспитателей в ДОУ по развитию техники речи
Опубликовано: 812 дня назад (3 октября 2022)
Просмотров: 1328
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!