Образовательные события в жизни современного детского сада: практика проведения
В течение этого года педагогами МАДОУ «Радость» было реализовано несколько образовательных событий. О некоторых из них, в соответствии с предложенной ранее классификацией, мы и поговорим.
Образовательное событие «Сюрприз для Деда Мороза»
Первое образовательное событие – «Сюрприз для Деда Мороза» – родилось из известного и всеми любимого нами праздника. Итак, предыстория, или: Как появилась идея образовательного события…
Новый год – традиционный праздник, но пандемия внесла свои коррективы. Педагоги стали думать, как же праздник в этих условиях сделать именно праздником для детей – эмоционально насыщенным, радостным, в ходе подготовки к которому они имели бы возможность тоже включиться, предложить и реализовать свои творческие идеи и увлекательно прожить это событие, ведь мы всегда должны помнить –
деятельность для ребенка должна иметь смысл.
Этот проблемный вопрос стал началом нового образовательного события в средней группе нашего детского сада. На утреннем круге воспитатель вместе с детьми обсуждали предстоящий праздник – Новый год. У одного из детей возник вопрос: Как Дед Мороз придет на праздник в детский сад, если у нас карантин?
В ходе обсуждения появились и другие
вопросы:
- Придет ли Дед Мороз к нам на праздник, если он будет на улице?
- А если он не придет к нам на праздник, как же передать ему пожелания и стихи?
Так дети совместно решили записать для Деда Мороза чтение новогодних стихов на видео. А некоторые ребята еще и выразили желание сделать открытку для Деда Мороза.
Какие образовательные эффекты события возможны?
- Развитие воображения и фантазии дошкольников за счет придумывания новых событий.
- Развитие коммуникативных способностей: детям потребуется договариваться между собой, согласовывать замыслы.
- Применение освоенных ранее изобразительных умений и навыков.
- Развитие произвольности действий и поведения: важно не останавливаться на полпути и довести задуманное до конца.
При обсуждении большинство детей с удовольствием предлагали свои варианты выхода из данного положения.
На следующий день в ходе утреннего круга ребята с педагогом обсуждали, как будут готовиться к долгожданному празднику. Дети средней группы рассказывали о том, какими игрушками украшали елку дома (те, кто уже наряжал елку дома). В ходе обсуждения ребята решили, что изготовить уличные елочные украшения лучше из CD-дисков, чтобы они не отсырели, не помялись, были долго красивыми.
Работа закипела. К концу дня каждый ребенок создал свою неповторимую игрушку.
На следующий день в группу пришел Снеговик и рассказал, что у главного входа стоит большая елка, и попросил детей помочь ему украсить лесную гостью. Каждый ребенок смог украсить ёлку собственной игрушкой.
У кого-то из детей возникла инициатива украсить еще и прогулочный участок, все ребята согласились.
Но из чего? Воспитатель предложила использовать бросовый материал (т.е. ненужные, но разные интересные вещи) для изготовления украшений для участка. И вот – детская фантазия и небольшая помощь взрослого позволила создать и на участке, где были развешаны детские фонарики, шарики и др. украшения, предпраздничное новогоднее настроение.
Дети с гордостью показывали родителям свою игрушку, с интересом рассматривали другие украшения, делились впечатлениями, главное из которых – Я сам сделал игрушку, сам украшал елку, участок.
Когда обсудили все впечатления от совместной деятельности – украшение елки и участка, то напомнили ребятам, что пора приступить к
созданию «фильма».
Возникли вопросы:
- Как сделать фильм?
- Что для этого нужно?
- Что такое киностудия?
- Кто там работает?
- С чего следует начинать съемку фильма?
Обсуждение этих вопросов послужило началом сюжетно-ролевой игры «Киностудия». Все ребята проявили интерес и активно включились в новую игру.
В ходе игры выяснилось, что недостаточно атрибутов, а значит, рождается новая детская деятельность – изготовление хлопушки, микрофона, прожектора и др.
Во второй половине дня начинается работа по написанию сценария: совместно выбираются стихи, которые будут рассказаны Деду Морозу.
Что важно было сделать педагогу? Главное, поддержать инициативу детей, дать им возможность реализовать собственный замысел.
На следующий день дети узнают, какие интересные дела их ждут сегодня:
- распределить роли
- создать сценарий к фильму,
- придумать ему название,
- решить, какие декорации нужны для фильма.
Совместно стали придумывать, как будет проходить съёмка, как будет называться этот фильм. В итоге остановились на названии «Сюрприз для Деда Мороза».
Ребята с нетерпением ждали нового дня, чтобы узнать как можно больше интересного о съемочном процессе. На утреннем круге дети узнали о том, что сегодня состоится репетиция. Но сначала закипела работа по подготовке съемочной площадки. Дети помогали создать съемочную площадку: расставили мебель, установили прожектор, определили место для актера-чтеца, для микрофона, закрепили панно с детскими рисунками, ширму с елкой.
После завтрака режиссер (воспитатель) сообщает в рупор:
Внимание! Внимание! Всем актерам собраться в гримерной комнате! Гример (младший воспитатель) помогает актерам одеться и «гримирует» их. Когда все актеры готовы к съемкам, режиссер объявляет начало съемки.
На съемочную площадку приглашаются актеры согласно сценарию. Актеры по вызову режиссера проходят на съемочную площадку. После того как всех актеров записали на видео, режиссер поблагодарил всех за работу.
Взрослый предлагает сфотографироваться на съемочной площадке. А на вечернем круге происходило обсуждение важного и яркого события – съемки фильма.
Дети поделились своими впечатлениями, эмоциями: «Было интересно!», «Я волновался!», «Мне понравилось быть актером!». Педагог предложил детям посмотреть, что получилось. После просмотра педагог вместе с детьми отправил фильм Деду Морозу.
Лаконичным итогом образовательного события стало Новогоднее развлечение на улице. Каково было удивление детей, когда Дед Мороз поблагодарил их за творческий подарок на Новый год.
На вечернем круге дети и воспитатели обменялись впечатлениями о новогоднем развлечении: «Мне все-все понравилось», «Давайте ещё что-нибудь снимем», «Мне тоже очень понравилось, только я слова немного забыл» и т. д.
Безусловно, жизнь события не завершилась после создания фильма. На протяжении длительного времени дети с удовольствием возвращались к полученному продукту, пересматривали, наслаждались, проигрывали разнообразные сюжеты между собой в свободной деятельности. Все чаще стали предлагать педагогу «снимать» маленькие фильмы. В результате событие способствовало актуализации интереса детей к новой для них культурноигровой практике.
В
результате реализации образовательного события и наблюдения за деятельностью и взаимодействием дошкольников можно говорить о следующем:
- дети получили уникальный опыт выбора: участвовать или не участвовать в событии; в какой роли, в какой момент присоединиться или выйти из процесса. Показали разную степень готовности к осуществлению данного выбора: зависимость от мнения педагога или другого ребенка, целенаправленный и обоснованный выбор и обозначение собственной позиции;
- продемонстрировали готовность к планированию и самоорганизации собственной деятельности: самостоятельно обсуждали и создавали необходимые атрибуты, проявили активность при создании сценария;
- особое внимание ребята уделяли выразительности речи, старались точно передать настроение и эмоции.
Образовательное событие «Путешествие в космос»
Идея организации образовательного события, относящегося к категории спровоцированного педагогом, возникла при планировании мероприятий, посвященных празднованию 60-летия первого полета человека в космос. Столь знаменательное событие в истории нашей страны, да и всего человечества, решено было провести не в виде педагогических проектов, состоящих из отдельных самостоятельных мероприятий, а в формате образовательного события.
Завязка события произошла в понедельник 12 апреля. Утром, при входе в свою группу, дети сразу увидели развешанные иллюстрации и расставленные макеты на космическую тематику. Поэтому вся беседа, все вопросы детей затем на утреннем круге были вокруг одной темы – космоса, такого удивительного и загадочного.
Вспомнили все, что знали о космическом пространстве и, конечно, о человеке, впервые его покорившем – Юрии Гагарине. Воспитатель напомнила, что на календаре 12 апреля, и весь мир в этот день празднует годовщину первого полета человека в космос. Ключевым проблемным вопросом, положившим начало будущей работы, стал «Как стать космонавтом?». Завязалось бурное обсуждение: какой он – космонавт? Что нужно, чтобы отправиться в космос?
В ходе совместного обсуждения было решено, что могут стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. На вопрос педагога, что нужно для совершения такого путешествия, разработали
план мероприятий. Он включал в себя такие дела, как:
– проверить свою физическую подготовку,
– узнать больше о космосе и космонавтах,
– изготовить костюмы для космического путешествия,
– сконструировать космический корабль,
– разработать маршрут космического путешествия.
Такой план, схематично составленный, обязательно остается в группе на видном месте, чтобы до конца образовательного события дети смогли видеть, какие мероприятия уже выполнили, а какие еще впереди. Обсуждали также, какие материалы нужны для реализации намеченных дел, что дети сами смогут выполнить из намеченного, а что потребует помощи со стороны взрослых.
Физическая подготовка оценивалась в процессе организации эстафеты «Будущие космонавты». Дети проходили различные испытания – на выносливость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, и др. Конечным итогом стала оценка своего состояния после физических нагрузок: измерение пульса, оценка частоты дыхания, цвета кожи. Опытным путем было установлено, что физические нагрузки по-разному влияют на организм человека.
Космонавт – человек, интеллектуально развитый, много знающий о космосе. Эти выводы, сформулированные детьми после совместного обсуждения, послужили началом мини-проектов, которые дети подготовили дома с родителями. При этом темы, выбранные детьми для исследования, действительно основаны на детских вопросах и отражали детский интерес: «Зачем люди летают в космос», «Про невесомость», «Как устроен космический корабль», др.
Каждый день образовательного события начинался с планирования: что сегодня предстоит нам сделать? Как это выполнить?
Так, один из дней был полностью посвящен конструированию космических кораблей. Сначала в группе появились детские рисунки с изображением ракет. А затем развернулась работа по их изготовлению – из картона, бумаги, конструкторов Lego.
Вопросы воспитателя о летательных свойствах ракет спровоцировали обращение детей к экспериментированию с воздушными шарами – «Как летит ракета», с невесомостью – «Вода и воздушный шарик». В ходе экспериментирования с помощью глобуса и фонаря ребята получили представление о вращении земли и ответы на вопросы: почему бывает день и ночь? почему меняются времена года?
На следующий день дети и воспитатель пришли к совместному решению, что отправляться в путешествие нельзя без
специальных костюмов. В течение дня группа превратилась в мастерскую по изготовлению атрибутов для костюмов космических путешественников. Воспитанники группы с увлечением рисовали эскизы своих будущих нарядов, а затем мастерили атрибуты к ним. Пришлось подключать и родителей юных исследователей космоса, которые из подручного материала вместе с детьми смастерили одежду космонавтов – скафандры.
Тема еще одной образовательной ситуации не была спланирована заранее. Ее определил вопрос одного из воспитанников группы:
что мы будем есть во время нашего путешествия? И снова пришлось ребятам обратиться к популярной детской литературе, в материалах которой описаны секреты космической кухни, особенности еды космонавтов. По предложению воспитателя посмотрели фрагменты документального фильма «Человек в космосе». И закипела работа: одни ребята направили свои усилия на составление меню и разработку «технологии изготовления блюд» для космонавтов. Другая часть детей проявило творчество в создании из бумаги специальных емкостей – тюбиков для упаковки «еды».
Заключительной образовательной ситуацией стало
составление маршрута космического путешествия. Предварительно воспитанники рассматривали, читали и обсуждали заранее приготовленные педагогом материалы о космосе: фотографии, альбомы и рисунки планет Солнечной системы. Пригодились также детские книги и энциклопедии на космическую тему, которые принесли родители из домашних библиотек в процессе буккроссинга.
Разработке маршрута звездного путешествия помогла виртуальная экскурсия «Мир космоса» и квест-игра «Путешествие к звездам», в конце которой ребят ожидало знакомство с глобусом звездного неба. В ходе игры дети познакомились с наиболее яркими звездами (Сириус, Альдебаран, Полярная звезда), получили представление о том, что такое созвездия, нашли на глобусе созвездия Большой и Малой Медведиц. Задания квеста придумали как педагоги группы, так и сами воспитанники. Продуктом этого увлекательного дня стала изготовленная детьми карта космического путешествия.
Кульминацией образовательного события стал музыкально-спортивный праздник «Космическое путешествие». В нем вместе с детьми и воспитателями группы участвовали специалисты детского сада – инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. Это было яркое событие, наполненное интересными играми и испытаниями, с которыми дети сталкивались в полете на Луну и неизведанную планету Краус.
Положительный эмоциональный эффект праздника заключался в проведении демонстрации костюмов юных покорителей космоса.
После поведенного образовательного события дети продолжают обсуждать со сверстниками и педагогами наиболее понравившиеся и запомнившиеся моменты. В группе остались книги, которые дети продолжают с интересом рассматривать и читать, и не спешат забрать их домой. По инициативе ребят и при участии их родителей продолжается изготовление альбомов, поделок и рисунков космической тематики. Макет ракеты, атрибуты костюмов, оставшиеся в группе, становятся поводом для сюжетно-ролевых игр «Путешествие в космос».
Образовательное событие «День рождения Снеговика»
Еще один пример образовательного события – это событие, возникшее по инициативе детей. «Поймать» детский интерес – большая удача для педагога. Однако организация такого вида событий нередко вызывает затруднения у воспитателей.
Во-первых, нужно быть очень внимательным к детским вопросам, разговорам, увлечениям. Не все, о чем разговаривают дети, демонстрирует их интерес. Ребенок может с радостью рассказать воспитателю о том, что ему подарили книгу про лошадей или что он был в планетарии, но это еще не означает, что его заинтересовали лошади и звезды. Об устойчивом интересе можно говорить лишь через некоторое время. Возможно, это был просто способ привлечь внимание воспитателя, желание с ним пообщаться.
Во-вторых, педагог должен суметь превратить интерес одного ребенка или группы детей в общий.
В-третьих, ему необходим навык достаточно быстрого разворачивания образовательного события.
В-четвертых, педагогу надо уметь предвидеть, какие виды деятельности могут быть потенциально интересны детям.
Рассмотрим,
как было организовано и разворачивалось событие «День рождения Снеговика».
Тема эта возникла спонтанно, по инициативе детей. Однажды, во время проведения «Дня снежков», Максим на утренней прогулке поставил три снежка друг на друга и воскликнул: «Снеговик родился!». Все подбежали, порадовались за друга. И педагог услышал от ребят: «А есть ли день рождения у снеговика? И если есть, то когда он его празднует?».
Поскольку никто ответа на эти вопросы не знал, было решено дома узнать об этом подробнее.
Так педагог, подхватив детский интерес, смогла начать череду увлекательных образовательных ситуаций.
На следующий день, на утреннем круге, дети поделились информацией: день рождения Снеговика 18 января!
Ребята задались вопросом: как же отметить день рождения Снеговика, какие приготовить сюрпризы тому, кого мы еще ни разу не поздравляли?
Был
организован настоящий мозговой штурм! Заранее оговорены все правила проведения мозгового штурма: никого не перебивать, ничего не отвергать, не критиковать, можно доброжелательно обсуждать, уточнять, чтобы принять общее решение.
Так, при обсуждении возникло несколько предложений по празднованию дня рождения Снеговика.
Идеи мозгового штурма записывались и размещались на доске, не мелом, а на листочках, чтобы в будущем не стерлось и можно было всегда к ним обратиться.
Марк предложил создать «Музей Снеговиков» и рассказать историю о нем. Варя захотела, чтобы дети сделали подарки для Снеговика. Какой же праздник без подарков? Тут же стали предлагаться различные идеи подарка: варежки, шарфик, морковка, шапочка. Дети проголосовали за варежки. Значит, будем мастерить подарок – варежки! Ульяна предложила сделать выставку Снеговиков. Идея всем понравилась. Лев предложил слепить на улице Снеговика. Конечно, какой же праздник без именинника! Максим сказал, что можно пригласить Снеговика к себе в группу. Дети задумались. Снеговик же растает. И снова Максим предложил провести эксперимент по созданию условий в группе для Снеговика. Идеи всем понравились. Осталось их только реализовать!
В течение недели каждый день на утреннем и вечернем кругах обсуждалось, что уже сделано, успеем ли мы до 18 января подготовиться к празднику.
Марк вместе с мамой приготовил удивительную презентацию об истории создания Снеговиков. Ребята с интересом прослушали рассказ Марка и назвали его настоящим экскурсоводом.
На одном из этапов подготовки к празднику реализовалась идея Вари. Дети вырезали варежки, придумывали различные узоры, украшали варежки декоративными элементами.
К созданию выставки снеговиков ребята совместно с родителями подошли с большим энтузиазмом: использовали различные материалы, с фантазией украшали. Работы получились яркие, красочные, необычные.
А в детском саду дошколята самостоятельно строили своих снеговиков из конструктора Лего.
Ульяна в течение всей недели хлопотала у выставочной полки, следила за порядком, поправляла поделки Снеговиков, а с кем-то из ребят даже совместно украшали свои работы. У нас получился настоящий «Парад Снеговиков».
На участке дети с удовольствием вылепили друга для Снеговика. Чудик - такое ласковое имя ему придумали! Равнодушных детей не было совсем! Очень необычный снеговик у нас получился!
Вылепили и обязательный атрибут дня рождения – огромный торт!
Но можно ли Снеговика пригласить в гости? Этим вопросом занялся Максим. Вместе с другими детьми решил сделать три холодильника: из пластилина, конструктора, картона. В ходе эксперимента выяснилось, что пригласить Снеговика в группу не получится, зато открыли удивительный факт: пластилин впитывает воду! Вот это да!
И вот наконец настал тот день, к которому все готовились. Утром 18 января дети только и говорили о Снеговике. Вдруг на занятии по физической культуре неожиданно открылась дверь и вошел Снеговик. Дети были в восторге от встречи! С удовольствием поиграли со Снеговиком в игры, спели ему каравай, покатались на роликах и подарили варежки. Для ребят и Снеговика день рождения стал настоящим удивительным радостным событием!
В результате все дети и взрослые зарядились позитивной энергией и хорошим настроением. После такого веселого события ребята высказали свои впечатления. На вопрос, что лучше: когда взрослые придумывают задания или их придумывают сами дети, ребята однозначно ответили: «Мы!». В этот момент происходит понимание того, что не нужно бояться отдавать инициативу детям, потому что они зачастую предлагают интересные и неординарные решения.
Конечно, провести хорошо спланированное и продуманное до мелочей мероприятие легче, но станет ли оно значимым для ребенка?
Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для взрослого это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его. Для ребенка – возможность заявить о том, что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. Организация жизни в детском саду в событийной форме – это есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный период.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе
Чем занять ребенка в дождливую погоду
Детские капризы и истерики. Советы родителям
Моделирование РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО