Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС

Доклад на тему "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС"
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский


Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Одной из целей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является развитие личности обучающегося, его творческих способностей. У обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) творческая активность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и духовно - нравственного развития.

Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у обучающихся усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Творчество даёт ребенку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества ребенок наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

Творческое развитие обучающихся своей группы мы осуществляем через программу театрального кружка «В гостях у сказки». На протяжении нескольких лет работе кружка предшествовала плодотворная и кропотливая работа.

Участвуя в конкурсах рисунков, в творческих конкурсах поделок, в различных праздниках и развлечениях в занимательной форме используем доступные детям виды практической деятельности, формируем такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Хочу отметить, что все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению.

Природный материал, фетр, ткани, бумага - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей обучающихся.

Как результат нашей работы по развитию творческих способностей детей является то, что наши дети являются победителями городских, районных, областных и всероссийских конкурсов. Например, на областном фестивале «Солнечный круг» в 2017 году, творческая работа «Шенкурский край» выполненная в технике рисование из шерсти заняла первое место, в 2018 году на этом же фестивале в номинации театральная деятельность инсценировка по произведению С. Михалкова «Фома» так же заняла первое место.

Начиная с этого учебного года с обучающими 5,6 классов решили работать в системе по программе кружка. Программа театрального кружка реализует общекультурное (художественно - эстетическое) направление во внеурочной деятельности обучающихся. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. В процессе занятий у обучающихся вырабатываются необходимые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность речи. Все это может дать театрализованная деятельность..
Реализация программы с помощью выразительных средств театральной деятельности таких как, интонация, мимика, жест, пластика, учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями. Именно театральная деятельность способствует формированию активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, является эффективным средством для социальной адаптации детей с ОВЗ, развивает коммуникативные навыки.

Свою работу начали со знакомства детей с театральными профессиями, закулисьем театра, правилами посещения театра, играли в сюжетно – ролевую игру «Театр», где дети выполняли роль «кассира», «билетера», «актера», «зрителя», провели проигрывание и анализ ситуаций «Я пришел в театр», «Что можно взять с собой в театр»и др.. Артикуляционная гимнастика, прослушивание и проигрывание шуток-малюток способствовало раскрытию у каждого обучающегося индивидуальных способностей, снятию эмоционального напряжения, дало возможность проявлению фантазии. Наши дети участвуют во всех общешкольных мероприятиях: например к Дню учителя подготовили сценку «Бедные учителя», к Новому году – новогоднюю сказку «Теремок». Подбирали инсценировки с учетом возможностей и интересов обучающихся.Считаем, что важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс переживания при подготовке, обсуждения, взаимоотношений детей друг с другом. Своим позитивным настроем дети «заражали» других детей, и другие дети просили, чтобы им тоже дали роль для исполнения. Ведь именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка.

При организации театральной деятельности с детьми, мы используем различные сказочные атрибуты, декорации: ширмы, занавес, изображения на заднем плане, цветы, деревья, домики, заборчик и т.д.Для создания костюмов сказочных героев работаем в тесном контакте с учителем труда, что-то дети делают своими руками.

При проведении занятий столкнулись с такими трудностями, как зажатость у детей, сложность передать чувства героя, заучивание текстов и т.д.

Таким образом, использование данной программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, развивать фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Способы развития творческих способностей дошкольников О роли изобразительного творчества для детей дошкольного возраста Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста
Сценарий фольклорного праздника, 1 класс
Опубликовано: 1893 дня назад (20 февраля 2019)
Просмотров: 4274
Рубрика: доклад
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!