Классный час на тему «День Конституции РФ» с презентацией, 3 класс
Конспект классного часа на тему «День Конституции РФ» для детей начальной школы, 3 класс
Цель: Формировать у детей понятие значений "Конституция", "государственные символы России" (флаг, герб, гимн), воспитывать уважение к российскому законодательству; Задачи:
- развить знания о Конституции РФ;
- воспитывать чувства уважения, гордости, патриотизма;
- учить бережному отношению к историческому наследию нашей страны;
- формировать у учащихся активную гражданскую позицию;
- привитие интереса к правам современной жизни в игровой форме;
- расширять кругозор и повышать общую культуру учащихся;
- познакомить с основным законом - Конституцией России, дать представления о правах ребенка, объяснить детям, что означает понятие «право», где отражены права;
- формировать представление о правах и обязанностях школьника. Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, карта России, портрет президента России, Конституция РФ, аудиозапись гимна, песня "С чего начинается Родина?", герб, флаг, национальные символы России, макет Конституции. Оформление класса: на доске написано: 12 декабря – День Конституции РФ. Оформлена мини-выставка книг, стихи.
Ход классного часа
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом РУСЬ.
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о Родине. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина. С детства формируется свое понятие о Родине. Велика и прекрасна наша Родина - Россия. Необъятные просторы, большие города, много разных народов и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура - все это наша Россия. Каждый человек любит свою Родину. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.
Как называется наша Родина?
Наша Родина называется – Россия. (слайд 1)
Как называют людей, живущих в России?
Людей, живущих в России, называют россиянами.
Почему к Москве у нас особое отношение?
Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)
Какие символы государства вы знаете?
Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3)
Учитель: Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белого, синего и красного цвета. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом.
Ученик: Словно крылья полотнище плещется,
Отражая ветра напор,
Символ нашего государства –
Флаг соцветия триколор.
Белый цвет – символ чистоты,
И свобода – полоской неба,
И все это, как знаешь ты,
Обрамляет кровью победа.
Ученик: Гимн - это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников. Государственный гимн Российской Федерации был утверждён Государственной Думой в декабре 2000 г. Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям С. В. Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
Ученик: Герб - в переводе с немецкого языка – наследие, наследство. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Двуглавый орёл символизирует государственность Российской Федерации, её независимость. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
Ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Ученик: Спокоен за наше Отечество,
Его охраняет не год –
Двуглавый орёл человечество
России на крыльях несёт.
Учитель: Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. (Слайд 4)
Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. (слайд 4). Россия занимает часть восточной Европы и северную часть Азии. Это самое большое государство в мире по площади.
Учитель: Нет на свете Родины дороже.
Надо всё нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Учитель: У каждого государства, каким бы оно не было маленьким или большим как Россия, живут люди по своим определенным законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые регламентируют их жизнь. Все эти права и обязанности, выработанные на протяжении многих веков, собраны в определенном документе и называется такой документ - Конституция. Конституция — это основной закон государства (слайд 5)
Знакомство с Конституцией РФ
Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия(слайд 6). В переводе с латинского это слово означает “устройство”(слайд 7). Согласно энциклопедическому словарю, конституция - это основной Закон государства, определяющий общественное и государственное устройство страны, порядок и принципы образования представительных(т.е. избираемых) органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция – это основной закон государства. Он определяет все самое главное для нашей страны и ее граждан: какая власть осуществляется в нашей стране, какие органы власти ее реализуют, какие права и обязанности есть у наших граждан.(слайд 8). Историческая справка.
Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем. Что записано в Конституции? Давайте поразмышляем? (Дети отвечают.)(Слайд 9, 10).
Учитель: в Конституции записаны права наших граждан, такие, как право на образование, охрану здоровья, отдых, труд и др. Кроме прав, у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например сохранять и беречь природу, защищать Родину.
- У каждого из вас есть права: право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и т. д. А что же такое право? (Дети отвечают.)(Слайд 11).
Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.
Ученик: Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Учитель: Знать свои права и обязанности – это долг каждого гражданина России. Действовать в рамках Конституции – это значит думать о счастье, свободе, справедливости для себя и для всех. Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Эта принадлежность подтверждена в нашей стране следующими документами: свидетельством о рождении и паспортом.
Сегодня мы посмотрим с вами основные положения Конституции Российской Федерации. (слайд 12)
Учитель: Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация. В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»? Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. (слайд 13). Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации. (слайд 14).
Подведение итогов Учитель: Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. И для того, чтобы мы хорошо с вами закрепили наши знания, я предлагаю ва сейчас создать в группе макет Конституции, который мы назовём «Конституция глазами детей». У вас на столах лежат заготовки самой книги Конституции. В неё необходимо вклеить все необходимые заготовки. Это все понятия, связанные с Конституцией, как с документом. Давайте их перечислим:
1. Физическая карта России. Она нам нужна для того, чтобы показать, какая большая наша страна по размерам. Хорошо!
2. Государственные символы РФ: гимн, герб, флаг.
3. Основные положения Конституции.
4. И конечно фраза «Моя Родина – Россия».
Учитель: Приступаем к работе. А пока вы работаете, я предлагаю вам параллельно послушать песни о России, о Родине.
Ученик 1:
Мы знаем о законах мало,
Не больше всех иных,
Но знаем: делать нужно то,
Что благо для других.
Ученик 2:
Человеку много нужно.
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно поле.
Ученик 3:
Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Ученик 4:
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете.
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
(Звучит гимн России, дети встают).
Учитель: Благодарю вас, ребята за ваше внимание, за ваши ответы, за вашу работу. И конечно, самое главное что хотелось бы вам пожелать, это чтобы Вы выросли достойными гражданами своей страны и Вами гордилась Россия!
Здравствуйте, Татьяна Ивановна. Мне понравился Ваш классный час на тему «День Конституции РФ». Вы знакомите детей с государственными символами России, воспитывая у них уважение к законодательству Родины. Ребята знакомятся с правами и обязанностями современного гражданина, в то же время узнают значение новых понятий: Конституция, Федерация. Материал изложен ясно и понятно, классный час организован логично и в соответствии с возрастом детей (это видно в игровом характере урока и активностях детей). Презентация сопровождает и дополняет тему урока. Мне очень нравится то, что Вы, наряду с развитием общей культуры учеников, воспитываете их патриотические чувства и гордость за свою страну. С удовольствием голосую и желаю успехов!