Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц–хваста»
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Музыка, Социализация.
Цель: Познакомить детей с такими нравственными качествами, как: хвастовство – скромность, трусость – смелость через знакомство с русской народной сказкой «Заяц – хваста»; познакомить с чертой русского характера – смекалкой; познакомить с жанром народного творчества – поговоркой
(Разум силу победит).
Задачи:
Коммуникация:
• развивать умение детей инсценировать отрывки из сказки;
• развивать интонационную выразительность речи;
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Музыка:
• Развивать чувство ритма;
• Формировать навыки исполнения танцевальных движений.
Социализация:
• Развивать игровую деятельность детей;
• Воспитывать нравственные качества: не хвастаться, прийти на помощь в трудной ситуации.
• Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Предварительная работа:
Разучивание с детьми словесной игры «Заинька», изготовление персонажей настольного театра к сказке из втулок из рулонов туалетной бумаги, проведение бесед на нравственные темы.
Словарная работа: расширить словарный запас детей за счёт слов: гумно, сноп, сено, крестьяне, кокорина, хваста, смекалка, поговорка.
Предметно-развивающая среда:
- Книга со сказкой «Заяц-хваста».
- Мягкая игрушка белочка.
- Маска-шапочка зайца.
- Персонажи сказки, изготовленные детьми из втулок от рулонов туалетной бумаги.
Ход занятия
Дети стоят на ковре рядом с воспитателем. Стук в дверь. Заходит Белочка.
Белочка: Здравствуйте, ребята! Это я к вам пришла, Белочка! Смотрите, какая я красивая, какой у меня пушистый хвостик, какие замечательные ушки с кисточками – я в лесу самая красивая, самая быстрая и ловкая!
Воспитатель: Подожди, Белочка. Зачем ты хвастаешься? Ребята, разве можно хвастаться? Разве это вежливо?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Белочка, хвастаться некрасиво, невежливо. Так не красиво себя вести. Ты можешь обидеть других зверей, которые живут в твоем лесу.
Белочка: А как нужно себя вести, чтобы было красиво и вежливо?
Воспитатель: Послушай-ка вместе с ребятами сказку, может быть тогда поймешь, как нужно себя вести вежливо. Садитесь-ка на ковер рядком, да слушайте ладком. Послушайте загадку и угадайте, о ком будем наша сказка:
Я боюсь, я боюсь волка и кукушки.
Я боюсь, я боюсь курицы-пеструшки.
Я боюсь, я боюсь жабы и лягушки.
Поглядите, как дрожат ушки на макушке
(ответы детей).
Воспитатель читает детям сказку. После прочтения проводится беседа.
Воспитатель:
- Почему зайца назвали - хваста?
(Ответы)
- Как хвастался заяц?
(Ответы)
- Где жил заяц, и как ему жилось?
(Ответы)
- Куда зимой ходил заяц?
(Ответы. Воспитатель объясняет значение слов: гумно, сноп, сено)
- Про что рассказали зайцы тётке – вороне?
(Ответы)
- Как ворона наказала зайца?
(Ответы)
- Что случилось с вороной?
(ответы)
- Кто ей помог?
(Ответы)
- Что сказала ворона зайцу?
Дети: Ты молодец! Не хваста, а храбрец!
Воспитатель: Ребята, Вы наверное, устали сидеть, давайте разомнем ножки и ручки. Встанем в кружок и поиграем в подвижную игру. Повторяйте за мной слова и движения:
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
Воспитатель: Вот какой весёлый наш зайка. Давайте покажем, как хвастался заяц перед другими зайцами.
Проводится игра – драматизация по отрывку, где тетка ворона просит зайку показать, как он хвастал. Воспитатель надевает маску-шапочку ребенку - «зайцу». Оценивает интонационную выразительность исполнения. Тетку Ворону исполняет воспитатель. Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель обращается к Белочке: Ну, что, Белочка, тебе понравилась сказка? Будешь еще хвастаться? Теперь ты поняла, как быть вежливой и воспитанной?
Белочка: Да, я больше не буду хвастаться. Я, теперь, знаю, что хвалить тебя должны другие, если ты заслужил. Зайка совершил смелый поступок, вот его тетка Ворона и похвалила, назвала «храбрецом». А теперь, ребята, мне пора возвращаться в лес. Спасибо Вам за науку. Пойду зверятам сказку про зайца расскажу. До свидания!
Дети: До свидания, белочка!
Воспитатель: Ребята, расскажите, как зайка спас тетку Ворону?
(дети рассказывают)
Воспитатель: А как вы думаете, зайка спас тетку ворону благодаря своей силе или благодаря своей придумке и умению быстро бегать? Когда кто-то придумывает что-то необычное, то о нем можно сказать: «Он проявил смекалку». Про зайку можно сказать: «Разумом силу победил».
Воспитатель: Ребята, вставайте в кружок, будем водить хоровод. При помощи считалки выберем зайчика, пусть он становится в кружок и пляшет, а мы для зайчика споем и похлопаем.
Хороводная игра «Заинька»
Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть
Заинька, поскачешь -
Выскочишь,
Серенький, попляшешь -
Выпустят.
Воспитатель: Давайте попробуем пересказать эту сказку, используя фигурки настольного театра.
Дети по очереди при помощи настольного театра рассказывают сказку.
Воспитатель: Молодцы!
Рефлексия
Воспитатель: С какой сказкой мы сегодня познакомились? Чему учит эта сказка?
(ответы детей)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в средней группе детского сада. Чтение художественной литературы "Чудесные лапоточки"
Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой. Чуковский
Конспект ООД по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Чарушина «Ёж»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Пересказ русской народной сказки "Лисичка со ска