Конспект НОД по речевому развитию для детей 4 лет "Пересказ русской народной сказки "Лисичка со скалочкой.
Перед вами второе занятие из цикла занятий по обучению пересказыванию детей среднего дошкольного возраста.
Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
В деятельности использованы игровые технологии, которые позволяют удержать внимание и интерес детей на протяжении всего занятия.
Также предусматривается последующая работа в театральном уголке и уголке творчества для закрепления изученного материала, а также предлагается вариант взаимодействия с родителями, позволяющий подключить их к процессу обучения детей пересказу.
Автор: Красовская Ольга Владимировна. Воспитатель МБДОУ д/с № 12 пос. ВНИИССОК Одинцовского района
Цель: пересказ дошкольниками 4-5 лет русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
Задачи:
1. Создать условия для совершенствования умения
- отличать сказку от рассказа и стихотворения,
- отгадывать загадки,
- описывать животных, отвечая на вопрос «Какой?» или «Какая?»,
- внимательно слушать сказку,
- отвечать на вопросы по содержанию произведения полным ответом.
2. Содействовать закреплению умения
- пересказывать сказку связно, в логической последовательности с опорой на картинки и наводящие вопросы педагога,
- взаимодействовать с другими детьми в процессе инсценировки сказки.
3. Способствовать развитию
- фонематического слуха, путем подбора рифмы,
- общего кругозора.
4. Организовать ситуации воспитательного характера:
- стараться не обманывать,
- учиться прощать других.
Демонстрационный материал: большая книга сказок, рассказов и стихов, деревянная скалка, перчаточные игрушки лиса и собака, пластмассовые игрушки курочка и гусочка, холщовый мешок, опорные картинки на магнитах (см. приложение).
Ход непосредственной образовательной деятельности
Ребята, сегодня я принесла на занятие большую книгу стихов, сказок и рассказов. Но как отличить их друг от друга я забыла. Помогите, мне пожалуйста. Я вам буду читать отрывки от произведений, а вы попробуете определить, что это – сказка, стихотворение или рассказ. Я только напомню вам, что сказка – это выдумка, рассказ- это то, что может случиться на самом деле, а в стихотворении всегда есть рифма. Например, мишка – шишка, жук –
паук, коза-
стрекоза ( здесь и далее наклонным шрифтом выделяются предполагаемые ответы детей или действия педагога)
Итак, слушайте внимательно.
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу...
Стихотворение
- Наступила зима, выпал снег, и ребята слепили большого снеговика…
Рассказ
- Бежала мышка по лесу, видит теремок стоит, постучалась в него и спрашивает…
Сказка
Молодцы ребята, правильно ответили и объяснили свой ответ.
И сегодня мы с вами отправимся в гости к сказкам, и не простым, а русским народным. А кто же автор таких сказок? Кто их придумал?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Мы с вами много русских народных сказок уже прочитали. Я хочу проверить, как хорошо вы их запомнили. Я буду показывать иллюстрации из сказок, а вы говорить название сказки.
Педагог по очереди показывает иллюстрации из сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Теремок». Дети называют сказки.
А сейчас мы немного поиграем. Я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете, ловить мяч, отвечать на вопрос и бросать мяч обратно мне. Только в начале немного разомнем наши ручки. Давайте сильно-сильно потрем ладошки друг о дружку, чтобы они согрелись и даже стали горячими. А теперь приложите ладошки к щечкам. Чувствуете тепло? Значит вы готовы ловить мяч!
Педагог бросает мяч и задает вопросы.
Знаете ли вы, кто из животных в сказках обычно самый сердитый?
Волк
Что еще вы можете о нем сказать? Какой он?
Дети подбирают прилагательные. Далее аналогичные вопросы задаются о самом неуклюжем, самом хитром и самом трусливом животном.
Сегодня я расскажу вам сказку, а о ком, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, а зовут ее -
лиса.
Правильно! Лиса.
Педагог надевает на руку игрушку лисы и начинает рассказывать и инсценировать сказку. По ходу рассказывания, демонстрирует и объясняет в случае необходимости назначение деревянной скалки. Использует в инсценировке холщовый мешок и игрушки гусочки, курочки и собаки.
Понравилась вам сказка ребята?
Какая была в сказке лиса?
Можно ли обманывать других?
По заслугам ли она получила?
Воспитатель голосом лисы просит прощения и обещает никогда больше не обманывать других. Просит ребят поиграть с ней.
Поверим лисе, ребята? Простим ее?
Педагог предлагает поиграть с лисой. Дети встают из-за стульчиков. Проводится динамическая пауза «Лиса».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все движения выполняются от периферии к центру)
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс)
Воспитатель предлагает детям сесть и вспомнить сказку, ответив на вопросы.
Только попрошу отвечать полным ответом.
А чтобы отвечать было легче, я приготовила для вас опорные картинки-помощницы.
- Что нашла лисичка на дорожке?
- Что произошло дальше?
- Кого отдал мужик за скалочку?
- Кого отдал мужик за курочку в другой деревне?
- Как обманули лису в третьей деревне?
- Как лиса сама с собой разговаривала?
- Чем закончилась сказка?
Ребята, наше занятие подходит к концу.
Вы бы хотели устроить спектакль по русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», а потом показать представление малышам из младшей группы? Тогда я дам вам перчаточных кукол из нашего театра би-ба-бо, вы поиграете, мы вместе порепетируем и потом пригласим малышей в наш театр.
В свободной деятельности в этот и на следующий день дети с помощью педагога учатся распределять роли и инсценировать произведение, а также раскрашивают раскраски по сказке "Лисичка со скалочкой" (они находятся в свободном доступе в интернете). Педагог помогает скрепить раскраски в книгу и вместе с детьми оформляет обложку получившейся сказки. Дети по желанию берут ее домой, чтобы рассказать родителямПриложение
Вашему вниманию предлагается первая часть раскраски для детей. Я работаю в группе короткого пребывания со средней посещаемостью 7-8 детей. Поэтому листов раскраски хватает каждому ребенку. Но так как работа предстоит кропотливая, то вполне можно раскрашивать один фрагмент нескольким детям по очереди.
Перед Вами
вторая часть раскраски.
После того, как все листы будут раскрашены педагог оформляет их в книгу, которую дети могут брать домой. Таким образом родители подключаются к процессу обучения детей пересказу.
Исходя из опыта, рекомендую на одном листе формата А4 размещать 4 картинки раскраски,чтобы дети не устали, особенно если каждый ребенок раскрашивает свой лист.
В качестве примера получившейся книжки предлагаю вам другую сказку. Догадаетесь какую?
Книжка-раскраска к сказке "Лисичка со скалочкой" куда-то самоликвидировалась со временем)))
Рекомендуем посмотреть:
НОД по развитию речи для детей средней группы: Домашние животные
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Звук Ч
Конспект НОД по развитию речи в средней группе: Азбука безопасности
Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы. Пересказ "Сказки про игрушки" Н. Нищевой