Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы. Пересказ "Сказки про игрушки" Н. Нищевой

Конспект НОД по речевому развитию детей 4 лет "Пересказ "Сказки про игрушки" Н.Нищевой"
Перед вами третье занятие из цикла занятий по обучению пересказыванию детей среднего дошкольного возраста. Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений. В деятельности использован сюрпризный момент, речевые игры и упражнения, которые позволяют удержать внимание и интерес детей на протяжении всего занятия. А все мы знаем,что сделать занятие по развитию речи действительно интересным и увлекательным, очень нелегко.
Автор: Красовская Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с № 12 пос. ВНИИССОК Одинцовского района.
Цель: пересказ дошкольниками 4-5 лет «Сказки про игрушки" по Н.Нищевой.
Задачи:
1. Создать условия для совершенствования умения
- отгадывать загадки,
- описывать игрушки, отвечая на вопрос «Какой?» или «Какая?»,
- внимательно слушать сказку,
- отвечать на вопросы по содержанию произведения полным ответом.
2. Содействовать закреплению умения
- образовывать слова собственные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов,
- пересказывать сказку связно, в логической последовательности с опорой на картинки и наводящие вопросы педагога,
- взаимодействовать с другими детьми в процессе пересказа: один начинает, другой продолжает, третий заканчивает.
3. Способствовать развитию
- зрительного внимания,
- пространственных представлений,
- общего кругозора.
4. Организовать ситуации воспитательного характера
- надо помогать маме,
- надо убирать свои игрушки,
- надо быть внимательным к другим детям, не перебивать других и слушать внимательно.
Демонстрационный материал: опорные картинки (см. приложение), сундук с игрушками, раскраски "Игрушки"
Ход непосредственной образовательной деятельности
Ребята, сегодня мы с вами прочитаем новую сказку.
А рассказывается в ней о мальчике Илье. Мама ласково называет его Илюша. Когда я была маленькой, мама ласково называла меня «Оленька, Олечка». А как вас мама называет ласково? Егорка, Матвейка… (здесь и далее наклонным шрифтом выделяются предполагаемые ответы детей и действия педагога)

В сказке, которую я вам расскажу, говорится о мальчике Илюше и его игрушках. У меня тоже есть игрушки, только они спрятались в сундучке. И вам нужно будет отгадать загадки, чтобы узнать, какие игрушки у меня спрятались.
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья?
(Кукла)

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них — сломаю,
Все сначала начинаю.
(Кубики)

Ребятам весело со мной:
На ножке я кручусь одной,
Пока верчусь, я не тужу,
Кружу — жужжу, жужжу — кружу.
(Юла)

Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)

Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным.
Скачет, прыгает, летает
И усталости не знает.
(Мяч)

Дети отгадывают загадки, а воспитатель одну за другой достает игрушки из сундука.
Молодцы, все загадки отгадали. И игрушки выстроились в ряд, так и хотят с вами поиграть.
Какая игрушка находится между юлой и мячом?
Какая находится справа от куклы?
А какая слева от матрешки?

А сейчас игрушки поиграют с вами в прятки. Вы отвернетесь, а одна из игрушек, спрячется, вы должны будете сказать, какой игрушки не стало и вспомнить, где она стояла.

Проводится игра «Игрушка спряталась». Дети должны не только назвать игрушку, которая исчезла со стола, но и словами обозначить место, на котором она стояла, используя предлоги.

Мы хорошо поиграли, а сейчас пришло время слушать сказку. Садитесь поудобнее. Ушки на макушке. Слушайте внимательно.

Педагог рассказывает сказку, выставляя на доске опорные картинки по ходу чтения.
Понравилась вам сказка, ребята?

Далее педагог задает детям вопросы по содержанию сказки, акцентируя внимание на полном ответе.
А кто запомнил, как она называется?
Как зовут героя сказки?
Какие были игрушки у Илюши?
Какой паровоз? А лошадка какая? А цыпленок?.. Педагог стимулирует детей на подбор описательных прилагательных.
Что делал Илья днем?
Что не хотелось делать Илье вечером?
Что тогда делала мама?
Что произошло дальше?
Как загудел паровоз? Как зарычал мишка? Как заржала лошадка? Далее следуют вопросы о других игрушках.
Что произошло с Илюшей?
А вы убираете свои игрушки?
Какое правило есть в нашей группе? Мы с игрушками играем, а потом их убираем.
Вижу ребята, вы внимательно слушали сказку, все запомнили. А теперь давайте немного поиграем. Выходите в круг, в наш веселый хоровод.

Проводится хороводная игра «Игрушки». Играющие водят хоровод, произнося текст, и выполняют описанные действия.
К нам вчера пришла игрушки:
Буратино и Петрушка,
Ванька-встанька, Неваляшка,
И ушастый Чебурашка.
К нам игрушки приходили.
Хоровод они водили,
Громко-громко топали
И в ладошки хлопали.

Хорошо мы потанцевали, отдохнули, а я приглашаю вас сесть на стульчики и разделиться на группы по три человека. Один человек будет начинать рассказывать, другой продолжать, а третий заканчивать. А все остальные будут внимательно слушать, все ли правильно рассказывают дети, и в случае необходимости будут помогать.
Дети делятся на группы, и пересказывают сказку с опорой на картинки и небольшой помощью взрослого и других ребят.

Вы хорошо справились! Сразу видно, вы внимательно слушали, когда я читала сказку. Надеюсь, с вами никогда не случится такая история, которая произошла с мальчиком Ильей.

А я приготовила для вас рисунки игрушек, которые чуть было не убежали от Илюши, вот только они не раскрашены. Вы немного отдохнете, а потом мы с вами сделаем зарядку для пальчиков и обязательно раскрасим картинки.
А сейчас вы можете немного поиграть. Вы сегодня большие молодцы!
Приложение
Вашему вниманию предлагаются опорные картинки для пересказа. Их автор Н. Нищева.
Как и большинство педагогов практиков, она акцентирует внимание на том, что детям среднего дошкольного возраста не стоит в начале занятие говорить о том, что сказка или рассказ читается им для дальнейшего пересказа. И только при повторном прочтении педагогу нужно предупредить детей о последующем пересказе.

Вторая часть опорных картинок. Обращаю Ваше внимание, что будет удобнее картинки разрезать и выставлять их детям последовательно, а не сразу всю таблицу сразу

Рекомендуем посмотреть:

НОД по развитию речи для детей средней группы: Домашние животные Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Звук Ч Конспект НОД по развитию речи в средней группе: Азбука безопасности Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Пересказ русской народной сказки "Лисичка со ска
Участник №79 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2019 года по 20 января 2020 года
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Пересказ русской народной сказки "Лисичка со скалочкой" | Конспект НОД по речевому развитию детей средней группы. Пересказ сказки Нищевой про ёлочные игрушки
Опубликовано: 622 дня назад (12 января 2020)
Просмотров: 1071
+1
Голосов: 1
Лариса Владимировна # 15 января 2020 в 12:29 0
Ольга Владимировна! Очередная Вам благодарность за простоту, выстроенность, чёткость конспекта занятия. Есть вопрос: каким образом Вы осуществляете деление детей на группы, чтобы избежать шума, суеты и неразберихи? Заранее спасибо за ответ!
Ольга Владимировна Красовская # 16 января 2020 в 12:25 0
ЛАриса Владимировна, спасибо за отзыв.
Я счастливый человек. РАботаю в группе короткого пребывания с общей численностью 10 человек в группе. Так что "шум, суета и неразбериха - это не про нас)

При пересказе мы часто делимся на две команды девочек и мальчиков.
Иногда мы не сразу формируем команду, ребенок, начавший пересказ, сам называет человека, который будет пересказ продолжать, таким образом сохраняется интрига, и все дети более внимательны и вовлечены в процесс.
Лариса Владимировна # 17 января 2020 в 16:10 0
Спасибо за ответ! Продолжайте быть счастливым человеком! Удачи во всех делах и начинаниях!