Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы ДОУ. Пересказ рассказа Чарушина "Ёж"

Конспект НОД по речевому развитию детей 4 лет. Пересказ рассказа "Ёж" по Е. Черушину
Перед вами первое занятие из цикла занятий по обучению пересказанию детей среднего дошкольного возраста.
Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
В деятельности использованы игровые технологии и сюрпризные моменты, которые позволяют удержать внимание и интерес детей на протяжении всего занятия.

Автор: Красовская Ольга Владимировна. Воспитатель МБДОУ д/с № 12 пос. ВНИИССОК Одинцовского района
Цель: пересказ дошкольниками 4-5 лет рассказа «Ёж» Е. Чарушина.
Задачи:
1. Создать условия для совершенствования умения
- отгадывать загадки,
- внимательно слушать короткое произведение,
отвечать на вопросы по содержанию произведения полным ответом.
2. Содействовать формированию умения
- составлять рассказ связно, в логической последовательности с опорой на мнемотаблицу.
3. Способствовать развитию
- мелкой моторики
- фонематического слуха,
- двигательной активности,
- общего кругозора.
4. Организовать ситуации воспитательного характера:
- нужно беречь природу,
- не бояться ошибаться.
Демонстрационный материал: игрушки театра би-ба-бо ежик и сова, опорные картинки на магнитах, мяч.
Раздаточный материал: штриховка «ежик», простые карандаши.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказочный лес. Там открылась лесная школа, и одному из диких зверей очень нужна наша помощь.
А на чем можно добраться до леса? На автобусе, машине,
электричке.
(здесь и далее наклонным шрифтом выделяются действия педагога или предполагаемые ответы детей)
Я предлагаю поехать на поезде.

Проводится музыкальная игра-инсценировка «Паровозик». Автор Елена Железнова
Паровозик чух-чух-чух,
поезд мчится во весь дух,
А колесики стучат,
тук-тук нам говорят,
Тук-тук.
А Давайте возьмем карандаши, послушаем, как стучат колеса паровоза и повторим нужный ритм.
Дети и педагог садятся за столы, берут в руки простые карандаши. Педагог отстукивает разные ритмы, а дети пробуют их повторить.

Вот мы и в лесу. Кто-то плачет за пенечком. Но кто же это. Давайте отгадаем загадку.
Этот маленький зверёк
Не лисица, не хорёк,
Любит кушать он мышат,
Червяков и лягушат.
Каждый год в своей норе
Спать ложится в ноябре.
Победить змею он может!
Он в колючках… Это – ёж!

Правильно, ребята, вот он наш ежик, вышел из-за пенька, чтобы с нами поздороваться.
Педагог надевает на руку игрушку ежонка и начинает беседу с детьми от имени лесного зверя.
Здравствуйте, ребята, я очень рад видеть вас в гостях в осеннем лесу.
- Как вы думаете, зачем у меня на спине иголки?
- Кто самый страшный мой враг?
- Как я спасаюсь от врагов?
- Что я люблю кушать?
- Какие вы молодцы, мальчики и девочки! Все обо мне знаете. Это ведь только в сказках, я ем яблоки, а на самом деле я ночной хищник. Днем я сплю, а ночью охочусь на мышек, небольших змей, а еще я люблю лакомиться червячками и обожаю молоко.
- Но что случилось, ежик, почему ты плачешь?
- У нас в лесу мудрая сова открывает школу для зверят, а я боюсь туда идти, я же совсем, совсем ничего не знаю. Переживаю, что другие зверята будут надо мной смеяться, если у меня что-то не получится.
- Ребята, стоит ли переживать ежику?
- Ежик, не переживай, в школу и в детский сад специально и ходят для того, чтобы всем научиться. И никто над тобой смеяться не будет. Хочешь мы с тобой вместе сходим и поможем тебе не занятии? Поможем ежу, ребята?
Спасибо, ребята!

А вот и учитель Мудрая Сова!
Педагог надевает на руку игрушку Совы.
- Всем зверятам и ребятам, внимание-внимание, начинается урок. Сидите за столами тихо, ушки на макушке слушают внимательно, глазки смотрят зорко, ничего не пропускают. Я начинаю свой рассказ.
Воспитатель читает рассказ и выставляет на доску опорные схемы для лучшего запоминания последовательности действий.
«Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. А потом ежик удрал к себе обратно в лес.»
Вот такая история произошла когда-то в нашем сказочном лесу.
Сова хочет проверить, внимательно ли вы слушали ее рассказ. Она будет задавать вам вопросы, а вы отвечайте, да не забывайте отвечать полным ответом. А в помощь вам на доске расположены картинки.
- Где ходили ребята?
- Кого они нашли?
- Где сидел ежик?
- Что сделал ежик от страха?
- Куда дети принесли ежа?
- Почему они не укололись?
- Что они ему дали?
- Что было дальше?

Всё вы запомнили, какие внимательные ваши ушки!
Пришло время немного передохнуть и поиграть. Вставайте полукругом. Я буду произносить чистоговорки и бросать вам мячик. Вы ловите мячик, проговариваете за мной чистоговорку и бросаете мне мяч обратно. Мы проговариваем каждое слово четко, внятно, чтобы всем было понятно.
Жа-жа-жа-жа ...... Есть иголки у ежа
Жи-жи-жи-жи ...... Но не шьют, увы, ежи
Же-же-же-же ...... Это сказка о еже
Жа-жа-жа, ...... Убежали два ежа
Жу-жу-жу ...... Ежу кофточку вяжу
Жа-жа-жа ...... Есть ежата у ежа.
Жу-жу-жу ...... Как-то уж пришел к ежу
Жи-жи-жи ...... Мне ежаток покажи
Жу-жу-жу ...... Я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа ...... Уж уходит от ежа.

Немного отдохнули и снова за дело, - говорит строгая учительница Сова. - Давайте вспомним наш рассказ. Я начинаю, а вы продолжаете.
- Ходили ребята по...
- Нашли под кустом...
- Он со страху свернулся...
- Закатили ребята ежа в...
- И принесли ежа...
- Дали ему...
- Развернулся еж и начал есть...
- А потом ежик удрал к себе обратно…
- Ну что же, а теперь к доске выходит Ежик. Он должен пересказать всю историю от начала и до конца.
И снова наш ежик плачет, ребята, переживает, что не справится. Поможем ему? Подскажем?

Ежик выходит к доске, а дети с места с опорой на мнемотаблицу по одному предложению цепочкой пересказывают рассказ (см. приложение)
- Спасибо, Вам ребята, без вашей помощи я бы не справился. Но теперь я буду смелее. Я ведь пришел в школу учиться, и никто за ошибки меня ругать не будет.
А вот и звонок на переменку в лесной школе. Ежик предлагает нам поиграть в лесные догонялки. Выходите на коврик.

Проводится подвижная игра «Лесные догонялки»
Дети встают вокруг педагога с игрушкой ежа на руке, идут по кругу, приближаясь к ежику и приговаривают:
Ежик, ежик, покажи
Нам свои иголки,
Говорят, что вы, ежи
Очень-очень колки.
Ежик внутри круга приговаривает свои слова, после чего ловит ребят.
Я клубочком свернусь
По дорожке покачусь,
Кто дорожку перейдет,
На иголки попадет.
- Ребята, пришло нам время возвращаться в группу. А Мудрая Сова на прощание дает нам еще одно задание.
- Когда мы вернетесь в детский сад и немного отдохнете, разомните пальчики и заштрихуйте вот этих милых ежат, а фотографии с получившимися зверятами попросите воспитателя выслать мне. Я буду очень ждать. До свидания, ребята.

Ребята, садимся в наш волшебный поезд и возвращаемся в наш детский сад, да не толкайтесь, держитесь за поручни, чтобы не упасть.
Дети возвращаются в группу под музыку Железновой «Паровозик чух-чух-чух»
Приложение
Перед вами первая часть мнемотаблицы, о которой идет речь в конспекте.
Таблица создана из рисунков, находящихся в свободном доступе в интернете.

Исходя из моего опыта, рекомендую не показывать сразу всю таблицу детям,а разрезать ее на отдельные картинки, пронумеровать для собственного удобства и выставлять на доску по очереди. Так дети легче усваивают последовательность действий.

Вторая часть мнемотаблицы.

После занятия можно поиграть с детьми с картинками, перемешав их и предложив ребятам самим восстановить последовательной действий в рассказе.
Спасибо за внимание.

Рекомендуем посмотреть:

НОД по развитию речи для детей средней группы: Домашние животные Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Звук Ч Конспект НОД по развитию речи в средней группе: Азбука безопасности Конспект НОД для средней группы. Развитие речи. Тема: Космос
Участник №77 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2019 года по 20 января 2020 года
Конспект НОД экологической направленности для детей средней группы. Зима пришла с морозами | Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Пересказ русской народной сказки "Лисичка со скалочкой"
Опубликовано: 1777 дней назад (10 января 2020)
Просмотров: 1616
+1
Голосов: 1
Майя Викторовна # 13 января 2020 в 18:57 0
Очень мне нравятся Ваши конспекты. Все просто и понятно, а главное, интересно! Успехов!
Ольга Владимировна Красовская # 15 января 2020 в 09:23 +1
Спасибо большое!
Лариса Владимировна # 14 января 2020 в 23:08 0
Благодарна Вам за конспекты занятий, эффективные решением образовательных и воспитательных задач и эффектные креативным подходами и логической взаимосвязью этапов.
Ольга Владимировна Красовская # 15 января 2020 в 09:23 +1
спасибо большое! очень приятно