Занятия по окружающему миру для детей 4-5 лет. Тема: "12 ноября - Синичкин день"
Цель: Познакомить детей с особенностями празднования по народному календарю праздника «Синичкин день».
Задачи:
• Формировать представления детей о жизни синицы, ее особенностях, видах;
• Закрепить знания о том, какие звуки издает птица; о других зимующих птицах;
• Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц;
• Активизировать словарь по теме; закреплять умения выполнять движения в соответствии с текстом; выразительность речи, умение ориентироваться в пространстве; развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками; развивать у детей внимание, память.
• Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам, взаимовыручку, дружеские взаимоотношения;
Оборудование и материалы: костюм Синички; иллюстрации с изображением птиц; мяч, простые карандаши, листы с заданием «Обведи по точкам», сувениры.
Ход занятия
Ведущая:
Птицы – это песнь и полёт. Это голоса наших лесов.
Песни птиц звучат на Земле круглый год. Голоса их слышны днём и ночью.
Птицы – дети воздуха. Они могут подняться выше облаков, перелететь через море.
Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми цветами.
- Давайте вместе скажем хором: Птицы – это наши друзья!
Ведущая: Сегодня мы поговорим лишь об одной птичке. А вот о какой - отгадайте загадку.
Небольшая пестрая птица,
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто…
(синица) .
Ведущая: 12 ноября – «Синичкин день». Этот день в народе считается синичкиным праздником: по приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма.
Почему именно Синичкин день? Потому что синица – божья птица считается на Руси.
В этот день на Руси встречали первых «зимних» птиц: синиц, щеглов, снегирей, свиристелей и других пернатых братьев. По народным приметам, синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.
«Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною», - говорили в народе, встречая 12 ноября «Синичкин день».
Ведущая: - Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.
Дети: Си-нич-ка. Си-нич-ка
(входит синичка в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, на голове кокошник)
Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. Я прилетела к вам сегодня поиграть и рассказать о жизни птиц.
А теперь мы поиграем: кто летит – узнаем…
1.
Игра «Летает – не летает»
(Если летает, дети разводят руки в стороны и плавно ими машут).
Воробьи летят,
Сороки летят,
Собаки летят,
Свиристели летят,
Грачи летят,
Слоны летят,
Голуби летят,
Сосульки летят,
Курицы летят,
Поросята летят,
Вороны летят,
Столы летят,
Синицы летят.
Синица: Молодцы, ребята! А теперь поиграем в другую игру. Вспомните, каких птиц вы знаете. Только будьте внимательны, не повторяйте уже названных птиц
2.
Игра с мячом «Назови, не повторись»
Синичка кидает мяч ребенку , а он называет любую птицу.
Синица: Много вы знаете птиц, молодцы. Я птичка – зимующая. Но я не одна зимую, со мной зимуют и другие птицы.
3.
Загадки.
Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.
(Воробей)
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям – друг.
(Дятел)
Верещунья, белобока,
А зовут её ….
(Сорока)
На окне дремала птица:
“Галка-галка, что вам снится?”
Отвечала птица сонно:
“Я не галка, я...
(Ворона)
Цветом чёрная - не грач: меньше ростом,
В полушалке вером в лужице калач отыскала птица
(Галка)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Синица: Многие птицы улетают в теплые края, они называются перелетными. А скажите мне почему птицы улетают в теплые края?
(Ответы детей). Предлагаю поиграть в игру «Зимующие-перелетные». Я вам показываю птицу, а вы отвечаете перелетная она или зимующая.
4.
Игра «Зимующие - перелетные»
Цель: закрепить умение узнавать по картинкам и называть зимующих птиц, учить отличать зимующих птиц от перелётных.
Педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением птиц, а затем найти среди них и назвать перелетных и зимующих птиц.
Синица: А сейчас игра на внимание. Послушайте внимательно небольшой рассказ. В этом рассказе спрятались несколько птиц.
5.
Рассказ «Кто обедал в птичьей столовой»
«Положил я птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички. Хлеб склевали, а рябину не тронули. Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно-синяя, на крыльях по белой полосе. Ягод на ветке не осталось. Положил я в кормушку сало. Прилетели птички с жёлтой грудкой и в синей береточке. Склевала сало и улетела… »
Синица: Ребята, давайте превратимся в синичек и немного разомнемся
6.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица,
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок.
(Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку,
(Присели.)
Почесала клювом грудку,
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень!
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Синица: Поиграем в игру: Я вам буду называть по 4 представителя животного мира, а вы ответите кто здесь лишний и почему.
7.
Игра «Четвёртый лишний»
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7. таракан, муха, пчела, майский жук;
8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9. лягушка, комар, жук, бабочка;
10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
Синица: Вот вам новое задание Обведи по точкам.
8.
Обведи по точкам и узнай что это за птица.
Синица: Вы, ребятки не устали? Давайте разомнемся. Превратимся в воробышков.
9.
Физкультминутка «Веселый воробей»
Воробей с березы
(Прыгают на двух ногах, руки вниз).
На дорогу прыг!
Больше нет мороза —
(Хлопают в ладоши.)
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке
(Выполняют наклоны влево-вправо,)
Быстрый ручеек,
(руки на пояс.)
И не зябнут лапки —
(Прыгают на двух ногах, руки вниз.)
Скок-скок-скок!
Высохнут овражки —
(Хлопают в ладоши.)
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки —
(Выполняют «пружинку», руки на пояс.)
Чик-чирик!
Синица: Отдохнули, а теперь продолжим. Сейчас для вас самое сложное задание. Сейчас ребята покажут вам птицу, а вы отгадаете. Справитесь?
(Ребенок с помощью мимики и жестов показывает птицу, а дети отгадывают)
10.
Узнай птицу
Участникам игры предлагается назвать птиц, изображенных на рисунке.
(Курица, павлин, сова, петух, воробей, страус)
Синица:
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки,
Сделал добрый человек.
(Ю. Синицын)
Все синицы – друзья человека и заслуживают самого заботливого отношения к себе, и особенно в тяжёлое для них зимнее время.
Синица: Ребята, вот вам семейное задание:
Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц, а в кругу семьи познакомьтесь с произведениями детской литературы о жизни птиц.
А за то, что вы мне подарили такой чудесный праздник, я вас отблагодарю.
(Раздача подарков)
Рекомендуем посмотреть:
Развлечение на «Синичкин день» в детском саду
Синичкин день в детском саду в средней группе. Конспект
Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему: "Синичкин день" с презентацией