Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему: "Синичкин день" с презентацией
Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Синичкин день"
Цель: Формировать представления детей об экологическом празднике «Синичкин день», о синице. Задачи:
• Познакомить с историей возникновение праздника «Синичкин день».
• Познакомить с народными приметами, связанными с синицей.
• Закрепить знание зимующих и перелетных птиц.
• Развивать коммуникативные навыки, речь, эмпатию.
• Воспитывать заботливое отношение к птицам. Организация РППС: Игрушка синица, ИКТ, слайды с изображением зимующих и перелетных птиц, глубокая и мелкая игрушечные тарелочки, пшеница, корочка хлеба, графин с водой, ширма дом, вырезанное из ватмана окно, схемы с изображением морозной, снежной погоды, а также схемы с изображением времен года: зима и лето.
Ход совместной деятельности
Воспитатель обращает внимание детей на птицу, сидящую на окне.
«Ребята, посмотрите, к нам прилетела гостья? Кто это?» (Синичка). «Как вы догадались, что это синица?» (Ответы детей)
«А синица зимующая, или перелетная птица? Каких вы еще знаете зимующих птиц?» (Ответы детей).
«Ребята, синичка сообщила, что птицы заблудились и перепутали, куда им нужно лететь и где зимовать. Что же делать?» «Давайте поможем птицам. Сейчас я буду показывать слайды с изображением птиц, а вам нужно сказать, как называется эта птица и показать, если увидите зимующую птицу картинку с изображением зимы, а если перелетную, то с изображением лета». (Дети называют птиц и при помощи картинок классифицируют их на зимующих и перелетных)
«Ребята синичка, не зря прилетела к нам в гости. Ведь в ноябре празднуется экологический праздник «Синичкин день». С давних времен этот праздник отмечался по народному календарю. Назывался этот праздник назывался Зиновий Синичник и считался праздником охотников и рыбаков. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей». «В современной России 12 ноября теперь отмечается Синичкин день».
«В прошлый раз мы с вами выбрали для нашего проекта тему: Синичкин день и сегодня вы приготовили информацию, которая вам интересна и которой вы хотели поделиться с ребятами. И сегодня вы приготовили интересные рассказы о синичке и «Синичкином дне»». (Воспитатель приглашает детей рассказать, найденную совместно с родителями информацию о синице).
Ребенок: «Синица – зимующая птица. Тело синицы покрыто густым пухом и плотными перьями, поэтому ей не холодно зимой. Синица живет в лесу и только к зиме прилетает город. Там она ждет помощи от людей».
Ребенок: «Название «синица» эта птица получила за свое звонкое пение, напоминающее звон колокольчика «Зинь – зинь!»
Ребёнок: «Синицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых. Синички радуют нас своим пением».
Ребенок: «Синица издавна почиталась нашими предками. Считалось, что она приносит счастье. Поэтому синичкам делали кормушки, кормили с рук и заманивали к своему дому».
Ребенок: «В царские времена запрещалось обижать синиц. А тому, кто обидит синицу полагалось суровое наказание – могли либо высечь, либо взять крупный штраф».
«В праздник «Синичкин день» существуют приметы, в которые верили наши предки». Ребята приготовили для вас приметы и сейчас о них вам расскажут».
Ребенок: «Если синица свистит в этот день, быть ясному дню,
Если пищит – быть ночному морозу».
Ребенок: «Если собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду».
Если синицы ютятся возле дома большими стаями – быть сильным холодам.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Синичкины приметы».
«Ребята хотите поиграть в игру «Синичкины приметы». Сейчас я буду называть поведение синички, а вы с помощью картинок будете показывать, какая будет погода».
«А сейчас синичка приглашает вас поиграть.
Сейчас я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и повторяйте за мной».
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на правой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево – вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень – тень – тень! (прыжки на месте на двух ногах).
«Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение о синичке. Это не просто стихотворение, это история, которая на самом деле произошла в нашем городе в одной из квартир. Написала стихотворение Вера Киселева. Называется оно «Мамина гостья»».
Однажды синица к окну прилетела
Посмотрев в окно, на форточку села
Попросить у людей тепла и еды
А может узнать предел доброты.
Мама форточку открыла
И синицу пригласила
Налила водичку, посыпала пшеничку
Птичка поела, водичку попила
В уголке уснула, согревшись от тепла.
А утром вспорхнула, на форточку села
Пропищав немного, в окно улетела.
А вечером синичка опять тут как тут
Как будто –бы знала, что здесь ее ждут.
Нальют ей водички, покрошат еды
Наверно узнала предел доброты
Однажды синица корку принесла
И маме положила на середину стола
Наверно даже птицы, помня добро
Бывают благодарны за еду и тепло.
Так у мамы птица, всю зиму прожила
Согретая любовью людского тепла.
«Дети, вам понравилось это стихотворение? Что вы чувствуете?» (Жалость, сопереживание, доброту).
«Как вы считаете, нужно ли помогать птицам зимой?»
«Почему?» (Ответы детей).
«Ребята, нашим птичкам, которые прилетают на участок тоже очень голодно». «Как мы можем им помочь?» (Ответы детей).
«Давайте изготовим угощение для птиц. Как вы думаете всю ли еду можно давать синичкам?» (Ответы детей).
«Сейчас мы узнаем какую еду можно, а какую нельзя давать синицам». Ребенок: «Синицам нельзя есть сладкое, соленое, черный хлеб, свежий белый хлеб». Ребенок: «Синичке можно есть не жареные семечки подсолнуха, сало, сушеные ягоды, зерно пшеницы и пшена, семечки тыквы, дыни, арбуза».
«Из чего мы изготовим угощение?» (Воспитатель на разносе вносит в зал семечки, показывает, как можно изготовить корм, дети совместно с воспитателем изготавливают угощение для птиц).
Далее воспитатель приглашает детей сесть на ковер и по очереди рассказать, о чем они сегодня узнали, и что им больше всего понравилось.
«Ребята, давайте расскажем синичке, что мы сегодня узнали, и что нам больше всего понравилось».