Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Семинар-практикум для воспитателей и педагогов ДОУ. Психологические особенности дошкольников

Семинар-практикум для воспитателей и педагогов ДОУ "Психологические особенности детей дошкольного возраста"
Задачи:
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;
Раскрытие закономерностей и специфики детского развития;
Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребенка, выявление особенностей, присущих различным возрастным категориям.
План проведения семинара-практикума
1. Информационная часть.
1.1. Краткое теоретическое введение в проблему.
1.2. Закономерности детского развития.
1.3. Новообразования психического развития ребенка-дошкольника.
2. Практическая часть.
2.1. Упражнение «Психологический портрет детей дошкольного возраста».
2.2. Обсуждение практических ситуаций.
3. Подведение итогов семинара-практикума.
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1.1.Краткое теоретическое введение в проблему
Совершенно очевидным является факт, что многие воспитатели не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальным возможностях ребенка-дошкольника. Но ведь все обучение в ДОО направлено на усвоение нормативных, предусмотренных программами знаний, умений и навыков, которые определяются с учетом закономерностей развития ребенка, установленных детской психологией.
Также многие педагоги испытывают трудности при организации воспитательно-образовательного процесса в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень, особенно воспитатели, которые принимают детей из ясельных групп.
Многие их навыков работы с данной категорией детей утрачиваются. И если педагог заинтересован в том, чтобы дети успешно овладевали знаниями и умениями, предусмотренными программой, если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на своих воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста. Оценивая особенности развития дошкольников, специалисты опираются на сроки становления исследуемых функций при нормальном развитии и определяют перечень знаний и умений, которыми дети предположительно должны овладеть.
Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявить детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы. Задача педагога – направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи.
Итак, главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности. Возрастные особенности – это основа педагогического воздействия на психику ребенка.
1.2. Закономерности детского развития.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях.
От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности. Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология ребенка дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство».
Возраст и возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Возрастной период со своим неповторимым содержанием – особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью – имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой – позже.
Начальные возрастные периоды образуют детство – целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности.
Традиционно детская психология – как первая часть возрастной – охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Как же происходит сам процесс развития, каковы его особенности?
Л.С.Выготский установил четыре основных закона – особенности детского развития:
Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства.
Собственно, возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом.
В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» - это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, сензитивный период развития речи – от года до 3 лет, и если он будет упущен, компенсировать потри в дальнейшем практически невозможно. Сензитиный период совпадает с оптимальными сроками обучения.
Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе. Поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношение между ними.
Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, становится доминирующим психическим процессом, как бы выдвигаясь в центр сознания. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано: оно слито в эмоциями.
Отдельные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается максимально в благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, - это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. Каждый возрастной период связан с перестройкой междуфункциональных связей – сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установление новых отношений между ними. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится путем развития психических функций.
Метаморфозы. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращение одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. Если же инновационные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые черты.
1.3. Новообразования психического развития ребенка-дошкольника
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С.Выготский рассматривает также динамику перехода от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяют стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильно периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они делятся, как правило, по несколько лет. А новообразования оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных периодов развития, существуют кризисные периоды развития. Кризисы длятся не долго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваются до года или двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка и он резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинает и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.
Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психическое качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и вида деятельности. Возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.
Для Л.С.Выготского развитие – это проявление нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое не падает с «неба», а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Наиболее полно структура психологического возраста включающая в себя и личностные новообразования, представлена в теории культурно-историчксого развития Л.С.Выготского и его школы. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельность, в которой преимущественно развивается мотивацонно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов является кризисы – переломные момерты в развитии ребенка.
Л.С.Выготский определил социальную ситуацию развития как «своеобразное, специфическое для данного возраста отношения между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». А.Н.Леонтьев отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития».
К возникновению личностных новообразований, определяющих психологический возраст ребенка, приводит взаимодействие социальной ситуации и ведущего типа деятельности через разрешение противоречий кризисного периода.
Е.Е.Кравцова сделала вывод о том, что «магистральная линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере, а психологический механизм произвольности связан с развитием воображения». По мнению Т.И.Чирковой, особое место в структуре новообразований психического развития ребенка – дошкольника должно быть отведено автономности. Это связано с тем, что именно она обеспечивает социальную и физическую независимость от взрослого. Т.И. Чиркова, определяет автономность, как основу самообразования ребенка 3-х лет. Внутри развивающееся и обогащающейся автономности возникает такое нообразований, как компетентность.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Упражнение «Психологический портрет детей дошкольного возраста».
Воспитатели делятся на пять подгрупп, согласно количеству возрастных категорий детей дошкольного возраста. Педагог-психолог раздает каждой подгруппе надписи с указание возраста детей (2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).
Так же каждой подгруппе раздается набор карточек «Психологические особенности детей дошкольного возраста», на которых написаны основные показатели развития детей разных возрастных категорий (мышление, речь, произвольность познавательных процессов, физиологическая чувствительность, объект и способы познания, условия успешности, формы общения, отношения со сверстниками и взрослыми, наличие конфликтов, эмоции, игровая деятельность). При этом сами возрастные категории на карточках не указываются.
Педагогам их данного набора нужно выбрать и составить психологический портрет той возрастной категории, которая задана их подгруппе.
Карточки к упражнению «Психологический портрет детей дошкольного возраста» смотрите в презентации семинара-практикума «Психологические особенности детей дошкольного возраста».
2.2. Обсуждение практических ситуаций.
Каждой подгруппе раздается одна из карточек, которые расположены ниже. После коллективного обсуждения в подгруппе педагоги отвечают на вопрос.
Карточка 1.
Максим построил из трех кирпичиков кроватку и положил в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Максима. Максим расплакался.
Нужно определить возраст детей, принимая за основу их взаимоотношения в игре.
Ответ.
Младший дошкольный возраст. Люся играет одна, она не подчиняется правилам игры. В этом возрасте игры детей не продолжительны.
Карточка 2.
Коля взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет.
Нужно определить возраст Коли, принимая за основу его игровую деятельность.
Ответ.
Средний дошкольный возраст (4 года). Мальчик играет один, игровые действия разнообразны, в игре ребенок использует предметы-заместители, следовательно развивается символическая функция сознания.
Карточка 3.
Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гараж, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернулся спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши.
Нужно определить возраст детей, принимая за основу их взаимоотношения в игре.
Ответ.
Дошкольники 3-4 лет. Так называемая «игра рядом»
Карточка 4.
Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама, и забрала его домой. Игра распалась.
Нужно определить возраст детей, принимая за основу их взаимоотношения в игре.
Ответ.
Дошкольники 4-5 лет. Кратковременное объединение играющих. Содержание игры связано общей тематикой.
Карточка 5.
Дети играли в «морское путешествие». Денис был капитаном, Боря – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросами. Капитан Денис вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоины. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Дениса к себе в кабинет. Денис предупредил, что скоро придет, и он отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Вместо ушедшего Дениса капитаном стал Боря, который принял командование. Игра продолжалась.
Ответ.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Длительное объединение играющих, много разнообразных ролей, новых сюжетов. В игре дети умело согласовывают свои действия, используя новую ситуацию и изменение ролевых функций.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Итак, разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных этапов. Все дети разные, у каждого свой темп развития, свои индивидуальные наклонности и способности. .мы сегодня говорили именно об общих закономерностях развития, которым подчиняется психика любого ребенка. И ее качества, возникающие на определенных возрастных этапах, - те кирпичики, из которых складывается фундамент успешного обучения в школе.
Закономерности детской психологии выступают в роли призмы, преломляющей исторически накопленных обществом опыт, культуру, содержание общественного сознания.
Используемая литература
1. Волков Б.С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – М.:Владос, 2002 г.
2. Калугина И.Ю. Возрастная психология – М.: УРАО, 2007 г.
3. Педагогические игры / под ред. В.В.Петрусинского // Дошкольное образование. – 2006 №3.
4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А.Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008 г.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар - практикум для воспитателей детского сада Семинар практикум для воспитателей ДОУ с презентацией Семинар - практикум для воспитателей ДОУ Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи
Родительское собрание для родителей группы раннего возраста. Адаптация детей в ДОУ
Опубликовано: 2105 дней назад (19 марта 2019)
Просмотров: 3490
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Наталья Николаевна Полякова # 23 марта 2019 в 11:36 0
Татьяна Валерьевна, хороший семинар-практикум для практикующих педагогов от психолога. Полезно вспомнить и систематизировать свои знания, полученные много лет назад. Вам мойголос
Гуськова Екатерина Николаевна # 24 марта 2019 в 21:00 0
Очень понравился семинар - практикум.С большим удовольствием поприсутствовала бы на таком семинаре.Спасибо!
Куренкова Светлана Сергеевна # 24 марта 2019 в 21:32 0
Большое спасибо за полезную и интересную информацию. Нашла как раз то, что долго искала.