Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ

Семинар-практикум Тема: Комплексный подход к развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников
Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения.
Антуан Сент - Экзюпери.

Уважаемые коллеги!
-Я рада приветствовать Вас в нашей педагогической мастерской, и предлагаю Вам поприветствовать друг друга, но не совсем обычно, а с разными эмоциональными оттенками.(Упражнение «Приветствие»). (Слайд 2)
Итак, мы видим, как одно только слово, произнесённое с различной эмоциональной окраской, может повлиять на дальнейший стиль общения, на настроение и действия участников.
Все мы знаем, что личность формируется и функционирует в постоянном взаимодействии с другими людьми. В качестве одного из механизмов этого взаимодействия выступает общение или коммуникация.
(Слайд 3)
Понимание личности как коммуникативной, рассмотрение самого процесса общения как взаимодействия, как реализации особого типа отношений, а именно, субъект-субъектных отношений содержится в работах философов, педагогов, психологов, языковедов разных поколений. На основе некоторых теоретических положений Л.С.Выгодского, М.И. Лисиной, Е.Е. Кравцовой, Р.Б. Стеркиной, В.А. Маралова выстроена наша система работы по развитию коммуникативной компетентности:
Л.С. Выгодский - формирование ребенка происходит в сотрудничестве.
М.И. Лисина, Е.Е. Кравцова - необходимость овладения формами внеситуативно- познавательного и внеситуативно личностного общения.
Р.Б. Стеркина, В.А. Маралов - элементарное прогнозирование поступков, оценка своих действий.
Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, - делает его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.
Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.
Главным условием повышения качества дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров. В связи с чем, необходимо формировать профессиональную компетентность воспитателя, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми.
Именно поэтому мы обращаемся к понятию «коммуникативная компетентность», которая включает в себя следующие компоненты: (Слайд 4)
- Грамматическая компетенция - способность распознавать лексические, морфологические, фонологические особенности языка и манипулировать ими.
- Социолингвистическая компетенция – социальные правила использования языка (понимание роли каждого участника общения).
- Компетенция высказывания – способность воспринимать и продуцировать не отдельное предложение, а сверхфразовое единство.
- Компетенция речевой стратегии – знание правил общения.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений в детском коллективе.
Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка, объективная требовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тест «Проверьте какой вы педагог» (модификация Р.Р. Калининой).
Итак, уважаемые педагоги, пройдя этот тест, вы оценили себя как педагога, возможно его результаты станут стимулом для дальнейшего совершенствования ваших профессиональных умений. Этот тест остаётся у вас, вы можете предложить его своим коллегам.
Почему же проблема комплексного подхода к развитию коммуникативной компетентности дошкольников в системе дошкольного образования на сегодняшний день актуальна? (Слайд 5)
АКТУАЛЬНОСТЬ:
- Методы и приемы работы по преодолению недостатков коммуникативного развития детей размыты, нечетки, неконкретно представлены в педагогической литературе.
- Педагогами отождествляются понятия развитие речи и развитие коммуникативной деятельности.
- Нет системы психолого-педагогического сопровождения детей по данной проблеме.
- Незнание специфики коммуникативного развития ребенка в различные периоды жизни.
- Недостаточно высоко оценивается значение коммуникативного развития ребенка.
- Дефицит детско-родительских отношений.
- В подавляющем большинстве семей один ребенок, что влечёт недостаток общения со сверстниками.
Из указанных аспектов хотелось бы выделить тезис о недостаточно высоком оценивании значения коммуникативного развития ребенка. А ведь сегодня это действительно важная проблема, к решению которой мы должны подходить комплексно, интегрируя все направления воспитательно-образовательного процесса.
(Слайд 6)
Таким образом, работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы поставили перед собой цель: Развитие социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста .
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей развития коммуникативных умений у детей 6-7 лет.
Естественно для успешной реализации поставленной нами цели необходимо решить задачи по формированию коммуникативной компетентности педагогов.
Задачи: (Слайд7)
- Выявление уровня сформированности коммуникативной компетентности.
- Подбор теоретического материала об особенностях профессионально-педагогического общения.
- Систематизация видов развивающей работы педагогов, направленных на развитие коммуникативной компетенции у дошкольников.
- Повышение мотивации в совершенствовании коммуникативных умений.
В процессе взаимодействия с ребенком коммуникативная компетентность взрослого проявляется в адекватности используемых вербальных и невербальных средств в разнообразных ситуациях общения; построении эффективного диалога с дошкольником; активизации мотивации освоения речевой и невербальной основы поведения и актуализации потенциальных возможностей ребенка; успешности транслирования этических, эстетических, эмоциональных и познавательных эталонов и оптимальных способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми; организации поддерживающего взаимодействия, безопасной, здоровьесберегающей среды общения; обеспечении гармоничного развития познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной, нравственной сферы ребенка.
Характер коммуникативной компетентности педагога проявляется в индивидуальном стиле общения с детьми-дошкольниками, который отражает определённую воспитательскую позицию.
- Сейчас я хочу предложить вам небольшую игру. Перед вами описания шести воспитательских позиций, а также сказочные герои, каждому из которых соответствует одно из описаний. Ваша задача распределить героев сказок к соответствующим педагогическим позициям. (Слайд 8)
Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в чётком и правильном исполнении детьми его установок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребёнка, посещающего группу с таким воспитателем, похоже на пружину, постоянное давление сжимает её. Дети быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.
Мальвина. Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет. Он умён, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. В повседневном общении, при естественно возникающих конфликтах, педагог действует просто – непонятное ему автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.
Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». В группе её не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Её общение с детьми носит абсолютно формальный характер, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие – дети становятся такими же безразличными к окружающему.
Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, ни на минуту не оставляет детей без внимания и контроля. Всё расскажет, всё покажет, разжуёт и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость действовать самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень – вот последствия такой воспитательской позиции.
Снежная Королева. Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание – повелевать маленькими Каями. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но по сути бесполезным времяпрепровождением. Как следствие – эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.
Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Главное – любит детей! Обучение проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру и проблемные ситуации в повседневной жизни.
-Как вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию эмоциональной, стремящейся к общению, самостоятельной личности ребёнка и почему?
Данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.
(Слайд 9)
Нами были определены задачи по формированию коммуникативных умений детей:
-Подбор и апробация диагностического инструментария по определению уровня коммуникативной компетентности у дошкольников.
-Определение основных направлений в педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у воспитанников:
-Восприятия сверстника в качестве объекта, осознание себя как субъекта общения и взаимодействия;
-Развитие у ребенка способности воспринимать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, жестовые, словесные…).
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Я считаю, что наблюдение за тем, как ребенок играет является наиболее доступным для воспитателей и достоверным диагностическим методом определения уровня его коммуникативных умений. Именно в игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра помогает развивать у ребёнка способности к восприятию различных коммуникативных средств вербального и невербального общения.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у дошкольников помогают научиться сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, говорить самому.
- Я предлагаю вам игру на развитие умений использовать невербальные средства общения – мимику и жесты.
Разговор через стекло

Воспитатели становятся друг напротив друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

- А теперь игра на развитие вербальной коммуникации

Что в сундучке?
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».Тот, кто первым назовет то, что находится в сундучке , становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
Таким образом, у нас был создан проект модели комплексной работы, которая содержит три основных раздела:
- Коммуникативная компетентность педагога.
- Коммуникативные умения детей.
- Партнерство и сотрудничество с семьей.
Развитие коммуникативных компетенций дошкольников осуществляется в различных видах деятельности – совместной педагога и ребёнка и самостоятельной деятельности детей.
Направления работы с детьми:
- Формирование у детей умения сотрудничать на занятии.
- Организация коммуникативных игр.
- Театрализованная деятельность как средство преодоления коммуникативной дезадаптации.
- Развитие коммуникативных навыков на музыкальных занятиях.
Все эти направления способствуют активизации сотрудничества со сверстниками , формированию дружеских отношений детей друг к другу, развитию их эмоциональной сферы.
Беспорно, для реализации этих напрвлений работы с детьми очень важное значение имеет организация развивающей образовательной среды и создание условий психологической комфортности дошкольников. (Слайд 14)
Говоря о комплексном подходе к развитию коммуникативных навыков детей, нельзя забывать о таком важном аспекте, как партнёрство и сотрудничество с семьёй. (Слайд 15)
Основными задачами является:
- Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
- Улучшение рефлексии взаимоотношений родителей и ребенка.
- Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей.
- Активизация коммуникации в семье.
Первый опыт общения ребёнок получает именно в семье. И от успешности этого взаимодействия зависит дальнейшее развитие детской личности. . Наш коллектив тесно сотрудничает с родителями во всех направлениях: проводятся различные консультации, семинары – практикумы, мы приглашаем родителей играть вместе с детьми в группе. (Слайд 16)
Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что смогла вызвать у вас интерес к данной проблеме, так как она затрагивает одну из важнейших сторон формирования и развития личности , так как только социально-адаптированный человек может добиться успехов в современном обществе. (Слайд 17)
В завершении, мне бы хотелось, чтобы вы сделали друг другу нечто приятное. Нас всех объединяет наша профессия, живя в которой, мы каждый день отдаём частичку своей души и своего сердца нашим малышам. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашей группы. У каждой из вас есть лист бумаги, на котором вы напишите своё имя и сложите его. Это нужно для того, чтобы каждый смог вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу или пожелание в адрес того, чьё имя вы вытянули, и взяв маленькое сердечко, запишите свои добрые слова. Затем мы приклеим все эти сердечки на наше большое сердце.(Слайд 18)
Спасибо за внимание и участие!

Рекомендуем посмотреть:

Семинар - практикум для воспитателей детского сада Семинар-практикум для педагогов ДОУ (нравственное воспитание) Семинар – практикум для воспитателей ДОУ. Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Спосо Семинар - практикум для педагогов ДОУ. Профессиональная этика
Игры для развития речи дошкольников
Опубликовано: 3557 дней назад (25 февраля 2015)
Просмотров: 12228
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!