Семинар для педагогов ДОУ «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?»
Автор: старший воспитатель «МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области» Ануфриева Ирина Викторовна, 1 квалификационная категория.
Моя публикация будет интересна старшим воспитателям, методистам, заместителям заведующего ДОУ, всем тем, кто занимается организацией воспитательно-методической работы
Цель:
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспитание детей.
Задачи:
1. Знакомить воспитателей с теоретическими основами нравственного воспитания детей.
2. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности».
3. Формировать профессиональные умения по заданной теме.
4. Развивать психологические качества, обеспечивающие личностно-ориентированное общение педагогов с детьми.
Ход семинара:
1. Теоретическая часть.
«Нравственное воспитание дошкольников: направления, средства, методы», выступление старшего воспитателя Ануфриевой И.В.
(в приложении 1)
2. Практическая часть.
Показ открытых мероприятий.
* «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» - фрагмент занятие в средней группе, воспитатель 1 квалификационной категории Хурасьева Г.А.
* «Разноцветные шары» - игра на развитие нравственно-волевых качеств детей, воспитатель 1 квалификационной категории Степанова О.И.
* «Эмоциональное развитие ребёнка» психолог Плынина Е.Е.
(в приложении 2)
* «Воспитание культуры речи у дошкольников» учитель-логопед Колесова Т.В.
(в приложении 3)
3. Экспериментальная часть.
Исследовательская работа в старших группах «Незабудка», «Ромашка». Результаты исследования и их анализ. Воспитатели 1 квалификационной категории: Цулина О.А., Кузьминова Н.В.
4. Творческо-практическая часть.
Творческо-практическая работа воспитателя 1 квалификационной категории Бирюковой Л.В. «Мини-музей, как средство нравственно-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей»
(в приложении 4)
Заключение:
Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара-практикума достигнута. Вы освежили в памяти всё о нравственном воспитании, посмотрели открытые мероприятия, ознакомились с интересной информацией специалистов. Желаю вам дальнейших успехов в работе над формированием основ моральных качеств ребёнка. В память о семинаре хочу предложить вам самодельные книжечки «Познавательно-этические беседы и сказки» для использования в своей работе.
Приложения
Приложение 1
«Нравственное воспитание дошкольников: направления, средства, методы»
Нравственное воспитание - это:
- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Основой нравственного воспитания является мораль.
Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.
Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.
Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.
Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.
Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
- гуманности;
- трудолюбия;
- патриотизма;
- гражданственности;
- коллективизма.
Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.
По-простому говоря, мы, педагоги ДОУ должны дать детям знания в рамках: «Что такое – хорошо, и что такое – плохо?»
Вы, педагоги, воспитывающие нравственную личность должны также знать что такое «эмпатия» и «альтруизм».
В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются основы альтруизма — стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.
Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага - хорошо, а быть эгоистом - плохо.И чем старше дошкольник, тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так».
Вернёмся к целям нравственного воспитания: гуманность, коллективизм, гражданственность и патриотизм, трудолюбие.
Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе.
Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности – чувство любви к Родине. Оно сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.
Средства нравственного воспитания дошкольников
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать:
• художественные средства;
• природу;
• собственную деятельность детей;
• общение;
• окружающую обстановку.
1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их (имеются в виду животные), способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
4. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, окружающая обстановка, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
!!! Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Методы нравственного воспитания дошкольников - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.
Методы поделены на три группы:
- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
Все эти методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
Итак, рассмотрев некоторые аспекты нравственного воспитания дошкольников и подводя итог теоретической части, делаем вывод:
личностно ориентированное воспитание (а именно личностно-ориентированный принцип заложен в нашей программе) - это организация воспитательного процесса на основе:
- глубокого уважения личности ребенка;
- учета особенностей его индивидуального развития;
- отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.
Приложение 2
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Как мы с вами знаем, дошкольный период – это время интенсивного эмоционального развития. И что примечательно: на данном этапе усложняются знания об эмоциях, развивается эмоциональнаясаморегуляция, дети лучше начинают понимать окружающих по выражению лица.
Соответствующим образом организованная работа (занятия, игры, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме. Дидактическая игра – одно из наиболее доступных, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка средств познания окружающей действительности, присвоения сложного социального опыта, который лежит в основе развития социальной активности. Дидактическая игра важна как средство нравственного развития, как средство, влияющее на формирование положительных взаимоотношений детей, культуры поведения, формирования моральных представлений нравственно-волевых качеств. Дидактическая игра – одно из наиболее доступных, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка средств присвоения сложного социального опыта.
Я в своей практике использую различные игровые приёмы, направленные на формирование положительных взаимоотношений детей, культуры поведения. Вот одна из таких игр - «Чудо поляна». Объясняю суть игры и мы с вами сейчас поиграем
Показываю зелёную лужайку без цветов: Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту поляну? Грустное, печальное скучное (поляна одинокая и на ней нет ни одного цветочка). Вот и в нашей жизни без внимания, уважения и доброты жизнь людей кажется мрачной и печальной. Давайте возьмём по цветочку и расскажем своему соседу, какое бы доброе дело вы для него сделали… и прикрепим цветок на полянку… Посмотрите, как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу!
Приложение 3
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркивается значение нравственного воспитания в становлении нового человека, указывается на необходимость формировать высокую «воспитанность и культуру поведения детей и подростков».
Сюда относится и воспитание культуры речи у дошкольников, как одно из направлений нравственного воспитания.
Решать эту задачу необходимо начинать в дошкольном возрасте, а значит мы с вами должны уделять этому самое пристальное внимание. А именно: учить правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением.
Я хочу вам предложить практический стихотворный материал, цель которого помочь Вам, воспитателям в работе с детьми по предупреждению наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
Почему отдается предпочтение стихам? Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у дошкольников, «врезаются» в память, тем самым, закрепляя правильное произношение языковой единицы. Кроме того, выразительное поэтическое слово – прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья.
Работу с поэтическими строчками, включающими слово, в котором дети часто допускают ошибку, следует считать дополнением к тем занятиям и дидактическим играм, которые проводятся в ставших группах.
Задача педагога выработать у каждого ребенка произношение (проговаривание) всех звуков.
Первое стихотворение, в частности отрывок из стихотворения С. Михалкова «Сашина каша»:
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша, -
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно, -
Как люди говорят, -
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко –
И сам тому не рад.
Он скажет: «До свидания»,
А слышится: «До здания».
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь».
В речи дошкольников встречаются различные ошибки: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические.
Корфоэпическимотносятся ошибки, связанные с произношением, например коклетавместо котлета, колидор вместо коридор. Детям также нелегко выговаривать губной и губно-зубной звуки на стыке слогов, поэтому в слове трамвай некоторые дошкольники мвзаменяют на нв.
Для закрепления в речи детей правильного произношения этих слов предлагаю следующие стихи:
Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.
Встала бабушка с кровати –
Все равно вставать пора!
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра
(А.Барто «Веревочка»)
В практике часто встречается неправильное произношение согласных в словах скучно, скучный, конечно ( чн вместо шн); что, чтобы, чтоб, потому что (чт вместо шт)
Тренировочные тексты:
Мне не скучно без огня –
Есть фонарик у меня
(А. Барто «Фонарик»)
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший
(А.Барто «Мишка»)
В последнем примере следует обратить внимание на слова «все равно». Часто дети произносят их как «сирамно»
Нередко на месте (о) появляется (э) в таких словах, как оседланный (вместо нормативного осёдланный), щелка, щелочка (вместо щёлка, щёлочка), шерстка ( вместо шёрстка)
Тренировочные тексты:
Горит на столе
Одинокий огонь,
И смотрит в кроватку
Осёдланный конь(Л. Квитко «Лошадка»)
Бродили по дороге Дремота и Зевота.
Дремота забегала в калитки и ворота,
Заглядывала в окна и в щёлочки дверей
И детям говорила: - Ложитесь поскорей! (С. Маршак «Дремота и зевота»)
Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко. (А. Барто «Лошадка»)
Вторая группа ошибок – акцентологические. Это речевые ошибки, состоящие в неверной постановке ударения в слове.
Дошкольники произносят: запыхавшись (вместо запыхавшись), ракушка (вместо ракушка) и т.п.
Закрепить нормативное ударение в данных словах помогут следующие стихи:
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слез:
- Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унес. (В. Осеева «Ежинка»)
У старших дошкольников наблюдается неверное произношение слова квартал в значении «часть города, отрезок пути». Замечу, что и в этом случае, и в значении «четвертая часть года» произносится квартал, а не квартал.
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале,
Командир сигнал дает,
И сейчас же – в миг единый –
Вырываются машины
Из распахнутых ворот. (С. Маршак «Пожар»)
Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых глагольных формах: раскидал (вместораскидал) и др.
В квартире над нами
Есть мальчик Андрюшка.
По комнате всей раскидал он игрушки. (Я. Аким «Неумейка»)
Третья группа – словообразовательные ошибки. Они состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Так, вместопоскользнулся можно услышать «подскользнулся», вместо сшить платье – просторечное «пошить платье» и др.
Приведу пример тренировочного текста:
Поскользнулся,
Задом пятясь, -
И к милиции
В объятья. (А. Барто «Мальчик наоборот»)
Четвертая группа – морфологические ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
Значительная часть речевых ошибок на морфологическом уровне появляется в результате слишком прямолинейного следования законам языковой системы. Ребенок первоначально вырабатывает для себя упрощенный вариант нормативного языка и придерживается его логики, подгоняя исключения под общие правила. Так, в детской речи, вопреки нормам литературного языка, существительное пальто, кенгуру изменяются по падежам и числам, существительные ножницы, брюки приобретают единственное число и т.п. Чтобы предостеречь ребят от этих ошибок, нужно обучать их правильному формообразованию слов такого типа. И в этом опять же помощниками воспитателя могут стать стихотворные строки.
За партой Павлик и Тарас
Сидят два друга милых.
Вот видит Павлик как-то раз:
У друга нос в чернилах. (А. Барто «Позорное пятно»)
Пятая группа – лексические ошибки. Наиболее часто встречается такое типичное искажение нормы, как употребление слова обратно в значении «опять, снова». Слово опять хорошо закрепляется с помощью стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять»: «У меня опять
Тридцать шесть и пять».
Шестая группа – синтаксические ошибки, заключающиеся в неверном построении словосочетаний и предложений. Низкая частотность этих ошибок объясняется тем, что дошкольники в своей речи обходятся без сложных синтаксических конструкций. На уровне словосочетания мы наблюдаем нарушения норм согласования и управления, например: «день рождение» вместо день рождения, «смеется с меня» вместосмеется надо мной.
Что за наваждение?
Чей же день рождения? (А. Барто «День рождения»)
В детской памяти слово закрепляется, если воспитатель не только предлагает поэтические строки для прослушивания, но и проводит беседу по содержанию стихотворения.
Дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Поэтому воспитатель должен быть очень внимателен к собственной речи, постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.
Предлагаю вам буклеты (памятка о семинаре) для работы с детьми по этому вопросу.
Приложения 4
Задача патриотического воспитания дошкольников в системе нравственно-патриотического воспитания, традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы. Оптимальным решением этого вопроса - создание в ДОУ, в группе – музея.
Известно, что приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности. И создание музея может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть его состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких.
В условиях детсада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детсаду называют «мини-музеи». Часть слова «мини - «в нашем случае отражает и возраст детей , для которых они предназначены , и размеры экспозиции, и ограниченность тематики .В любом детском саду существует проблема отсутствия свободных помещений .Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, раздевалок, стены у входа в группу и т.д.
Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, знакомятся с материалами из «семейного» архива, подлинными документами, предметами, вещами и т.д.
В настоящем музеи ничего трогать нельзя, а вот в « мини-музеях» не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. Здесь ребенок – соавтор, причем не только он, но и его папа, мама, бабушка, дедушка.
Каждый «мини-музей» - результат совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Все это, а так же выработанные правила поведения и общения в музее, зажигают в сердцах ребят искорки любви и уважения к истории своей страны.
В подготовительной группе к юбилею Победы мы организовали мини-музей воинской славы «Память». Родители вместе с нами и детьми собирали материал, изучали историю Великой Отечественной войны ,приносили из дома фотографии дедушек , бабушек, воевавших на фронте и в тылу , воинские билеты, блокноты, медали, пилотки, книги и т.д. Получился очень интересный, познавательный мини-музей.
Сейчас у нас дети старшей группы - организовываем мини-музей «Русская изба» с целью знакомства детей с бытом русских людей, как они жили, как отдыхали, чем украшали свой быт и т.д. Дети вместе с воспитателями собирали избу. Она у нас раскрывается, где виден весь быт русского народа: печка, деревянный стол, лавка, лоскутной коврик и т.д.
Планируем провести родительское собрание на тему: «Я – семья – род – народ»; привлечь родителей к собиранию материала, предметов быта и т.д. для нашего мини – музея.
Мини-музей в детсаду – первая ступенька приобщения ребенка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев ,которыми богата наша страна.
Создавайте музеи и вы увидите, как интересна и полезна эта работа, как она сплачивает и детский коллектив, и воспитателей, и родителей.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар - практикум для воспитателей детского сада
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ. Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Спосо
Семинар - практикум для педагогов ДОУ. Профессиональная этика