Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Семинар - практикум для педагогов ДОУ. Профессиональная этика

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Совершенствование знаний педагогов о профессиональной этике - «Цветик - семицветик»
Данный материал будет полезен старшим воспитателям детских садов для проведения практического мероприятия с педагогами ДОУ по совершенствованию знаний о профессиональной этике.
Цель: создание условий для совершенствования знаний педагогов о профессиональной этике.
Задачи:
1. закрепить представления педагогов о понятиях «этика», «норма», «мораль»;
2. совершенствовать знание нормативно-правовых документов, определяющих деятельность педагога в области педагогической этики: ФГОС ДО, Кодекс профессиональной этики педагога, Профессиональный стандарт «Педагог»;
3. способствовать определению единых норм поведения педагогических работников;
4. содействовать сплочению коллектива.
Предварительная работа:
1. оформление педагогами папки «Нормативно правовое обеспечение педагога», работа с нормативным документам;
2. создание видеоролика «Устами младенца»;
3. изготовление цветка «Цветик - семицветик», лепестков трех цветов (для разделения педагогов на три команды), которые в начале семинара прикреплены на стульях для педагогов, медалей по номинациям: «Самый культурный педагог», «Самый вежливый педагог», «Самый общительный педагог»;
4. оформление презентации для семинара.
Материал:
1. проектор с мультимедийным оборудованием;
2. 4 стола, стулья по количеству участников;
3. один цветок «Цветик - семицветик», на лепестках которого обозначены номера заданий;
4. три цветка для разделения команд, количество лепестков по количеству педагогов.
Ход семинара:
Старший воспитатель приглашает педагогов встать в круг «дружбы».
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно
Чтобы в душу созвучья
Нахлынули дружно! (звенит в колокольчик)
Долгожданный дан звонок –
Начинаем семинар.
Тут затеи и вопросы,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Психологический настрой:
Старший воспитатель: Начать нашу встречу хочется притчей «Все в твоих руках».
- «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», а педагоги, владея педагогической этикой, - добродушны и отзывчивы, к которым радостно будут бежать утром дети, а родители счастливы поговорить о воспитании.
- Надеюсь наша встреча пройдет в атмосфере взаимопонимания и окажется полезной для каждого из нас. Я предлагаю присесть и определить тему нашей встречи, посмотрев видеоролик из жизни нашего детского сада «Устами младенца».
- Итак, тема нашего семинара (озвучивает тему встречи).
- Бурное развитие системы дошкольного воспитания и современное общество, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности воспитателя, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство. Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.
Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «этика»?
- Этика — это наука о нравственности, о принципах, которыми должны руководствоваться люди в своих поступках.
- Педагогическая этика – это наука о педагогической нравственности. Несомненно, она основывается на этике как таковой. Честность, доброжелательность, гуманность (все ради человека, для человека, во имя человека), глубокая заинтересованность в успехах своих воспитанников, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины – вот далеко не полный перечень качеств педагога. Ведь воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.
Этимология слова «мораль» восходит к лат. mores — «нравы», «обычаи», «поведение», а слова «этика» — к гр. — «обычай». Любопытно, что в греческом, латинском, а также древнегреческом и санскрите наблюдалась параллельная эволюция этих терминов, которые вначале обозначали: «порядок», «обычай», «закон» и только впоследствии — «нравственность». Многие столетия должны были пройти, прежде чем этика стала частью мировой культуры. Понятиями нравственности издавна являются: честность, доброжелательность, совесть, стыд, храбрость, трудолюбие, скромность, гуманность, т. е. в основе нравственных понятий лежит доброта.
- Давайте придумаем слова к каждой букве слова «ЭТИКА», которые помогут раскрыть его суть:
Э – элегантность
Т – творчество
И – искренность
К – креативность
А – актуальность
- Сегодня мы попробуем укрепить свои знания в этом вопросе, а чтобы встреча была увлекательной, мы проведем игру - соревнование. Для этого нам понадобится три команды и жюри.
- Сегодня был сильный ветер, который оборвал все лепестки у наших цветков (на столах стоят заготовки цветов), а лепестки и листья рассыпались по стульям. Но это-то нам и поможет! Посмотрите, на каждом вашем стуле – лепесток или листок. Возьмите их и соберите цветы из лепестков одного цвета, это и будет ваша команда. Ну, а кому достались листья – тот прикрепит их к «Цветику – семицветику», ваше место за столиком жюри (педагоги распределяются на три команды, определяются члены жюри).
- Теперь необходимо представиться командам. Для этого 2-3 минуты посовещайтесь и придумайте название команды и девиз в тему нашей встречи (представление команд).
- Сегодня мы будем не только играть, соревноваться, но и загадывать желания. Посмотрите, а вот и «Цветик - семицветик» (ведущий обращает внимание педагогов на цветок, стоящий на столике жюри). Срывая лепесток, команде необходимо выполнить задание и можно будет всем вместе загадать желание, связанное с темой нашей игры. Пусть нам в этом помогают волшебные слова, давайте их вспомним (педагоги смотрят отрывок из мультфильма «Цветик - семицветик»).
- Члены жюри заняли свои места, это: ... (Старший воспитатель представляет членов жюри командам, раздает бланки для оценивания ответов).
Команды по очереди выполняют задания, жюри оценивает за правильность ответа, быстроту выполнения, полноту информации по пяти - бальной системе. После выполнения задания, команды вместе загадывают желание, обобщая ответ.
- Определить последовательность выполнения задания нам поможет игра «Договориться без слов», каждой команде, сохраняя молчание, необходимо построиться перед членами жюри в колонну по датам рождения (команды выполняют задание, жюри определяет очередность выполнения заданий).
Задание № 1 «Придумай поговорку на тему этика, нравственность, мораль»
Каждая команда получает перечень мыслей разных авторов на темы морали: вежливость, нравственность, добро (Приложение 1). Взяв за основу одно из высказываний, необходимо придумать свою поговорку.
Желание: Быть всегда вежливыми, тактичными, сдержанными.
Задание № 2 «Ответь на вопрос»
Каждая команда по очереди берет вопрос, на который необходимо дать ответ:
Вопрос № 1: Какие нормативные документы вы знаете, в которых прослеживаются этические требования к педагогической деятельности?
Вопрос № 2: Согласно приказу ФГОС ДО, на какие принципы должны опираться педагоги в деятельности?
Вопрос № 3: В каком разделе ФГОС ДО говориться о психолого-педагогических условиях, в чем они проявляются?
Желание: Знать и применять в работе нормативные документы.
Задание № 3 «Роскошь общения» (2-3 минуты).
Каждой команде необходимо определить два требования к речи педагога. Обосновать.
Есть такое высказывание А.С. Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – роскошь общения».
Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.
Желание: Знать и выполнять правила культуры речи.
Задание № 4 «Благоприятный психологический климат в группе» (2-3 минуты)
Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Основным требованием педагогической этики является благоприятный педагогический климат.
Каждой команде необходимо определить два условия к созданию благоприятного педагогического климата в группе.
Желание: Способствовать созданию благоприятного психологического климата в группе.
Старший воспитатель раздает всем участникам памятку «Технология, приемы создания психологического комфорта на уроке (Д. Карнеги)».
Задание № 5 «Кто я?» (2-3 минуты)
Каждой команде необходимо определить кем является педагог для ребенка, продолжив фразу «Я - ...».
Дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в д/саду весь день, видят в нас образец поведения.
Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников...
Каждой команде необходимо определить кем является педагог для ребенка, продолжив фразу «Я - ...» и дать обоснование. Например: Я – творец детской радости: со мной интересно, весело.
Желание: Быть для воспитанников другом, учителем, защитником.
Задание № 6 «Дружная команда»
Ведущий для капитанов раздает задания, для выполнения которого каждому капитану необходимо организовать всех участников своей команды, распределив отдельные поручения «Организовать субботник в детском саду» («Организовать подготовку праздника для коллектива «8 марта», «Организовать участие в конкурсе «Воспитатель года»). Но при этом, каждому участнику ведущий обозначает свою роль:
Первый участник команды повторяет все время одну фразу: «Я спешу, мне некогда. Давайте побыстрее»;
Второй: «Это буду делать я, я умею, я могу, я хочу»;
Третий: разговаривает по телефону и не слушает руководителя;
Четвертый: «Сколько это будет продолжаться. Им что делать больше нечего»
Пятый: «А почему опять я, и так всегда я»
Шестой: «Посмотрите, а у меня чудесная новая кофточка»
Седьмой: «Чудесная идея! Прекрасно!»
Игроки говорят свои фразы практически одновременно, перебивая капитана. Задача капитана – выполнить задание.
Желание: Уметь договариваться не теряя контроля над собой, сохраняя педагогический такт.
Задание № 7 «Надо – не надо» (2-3 минуты)
Каждой команде необходимо определить по 4 требования кодекса педагогической этики по отношению к детям. Что можно делать, а что – нельзя.
Желание: Выполнять как НАДО, и не делать Не НАДО.
- Вот и сорваны все лепестки, загаданы желания. Пусть они летят по свету и останутся в наших сердцах. А теперь слово для подведения итогов игры – нашему жюри (награждение команд медалями).
Упражнение «Аплодисменты».
-Мы с вами хорошо поработали. Желаю Вам иметь твердую позицию по любому вопросу, грамотно отстаивать ее, доступно объяснять и учить детей, быть Воспитателем с большой буквы! Я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч!
Приложение 1. Мысли разных авторов на темы морали
ВЕЖЛИВОСТЬ
Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.Н. А. Бердяев
Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.Восточная мудрость
Вежливость для ума, что красота для лица.Вольтер
Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия.Гегель
Учтивость есть строгая мера того, как надо поступать.Данте
Вежливость — моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. И. Н. Курочкина. Современный этикет
О НРАВСТВЕННОСТИ
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.В. Г. Белинский
Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложному и мучительному.
Н. А. Бердяев
Уважение — это искреннее признание чьих-либо достоинств. Л. Вовенарг
Нравственность — это разум воли. Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Гегель
Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть. Ж.-Б. Мольер
Не жди от людей большего, чем ты даешь им сам. К. П. Орловский
ДОБРО И ЗЛО
Я не знаю другого признака величия, как доброта. Л. Бетховен
Злой человек полагает, что все люди подобны ему. Грузинская мудрость
Следуй за добрыми людьми, и сам станешь добрым. Испанская мудрость
Ни одно благое намерение не стоит разбитого сердца. Из кинофильма
Существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно... Проверяйте свои поступки сознанием, не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобства людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо. В. А. Сухомлинский
Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни. А. Швейцер
Методическая литература:
Бойко Л., Колесников Ю., Юрков А. Метаморфозы воспитательного процесса в эпоху кризиса реформ // Aima mater. 1997.
Курочкина И.Н. Современный этикет. Калуга, 1993.
Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв.образов., 2001.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар - практикум для воспитателей детского сада Семинар - практикум для воспитателей ДОУ Семинар-практикум для педагогов ДОУ (нравственное воспитание) Семинар – практикум для воспитателей ДОУ. Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Спосо
Участник №16 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду «Родной край» | Семинар - практикум для педагогов ДОУ. Защита прав ребёнка - дошкольника
Опубликовано: 2651 день назад (19 сентября 2017)
Просмотров: 7786
+1
Голосов: 1
Светлана Васильевна Егорова # 19 сентября 2017 в 15:57 +1
Уважаемая Елена Юрьевна! Предложенный вами материал прекрасно структурирован, нормативно обоснован. Содержание подробное, использованы инновационные приемы, приемы личностного общения. Материал представлен подробно и развернуто, им можно пользоваться в своей работе. благодарю за интересные идеи!
Елена Юрьевна Яркина # 19 сентября 2017 в 18:13 0
Светлана Васильевна, спасибо за теплые слова)
Наталья Николаевна # 19 сентября 2017 в 18:00 +1
Елена Юрьевна, материал очень интересен и невероятно актуален в сегодняшней действительности. Инновационные приёмы, которые вы используете, говорят о том, что вы шагаете в ногу со временем. спасибо за идеи!
Елена Юрьевна Яркина # 19 сентября 2017 в 18:13 0
Спасибо)
Ксения Леонидовна Гусакова # 29 сентября 2017 в 21:24 +1
Спасибо за идеи которые подходят под нашу современность! Интересно, увлекательно и познавательно dance