Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Исследовательская работа к 23 февраля, 9 класс

Проект Удмуртия Ленинград
Проект посвящён годовщине снятия блокады Ленинграда
Паспорт проекта социальной направленности
Название проекта: Удмуртия Ленинград
Основная идея проекта: В преддверии празднования 23 февраля познакомить детей с героическим прошлым нашей страны.
Срок реализации: февраль 2023
Организатор и руководитель проекта: Вежеев Артем Андреевич, учитель истории
Участники: Кадеты КПЦ Граница, учащиеся 5к, 7в, 8в МБОУ СОШ 85
Партнеры: КПЦ Граница, МБОУ СОШ 85, Национальный музей УР, ИСК УдГУ, общественная организация “Долг”
Цель: Патриотическое и духовное воспитание обучающих, расширение их социального опыта путем вовлечения в общественную деятельность.
Задачи: Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ. Знакомить детей с историей Великой Отечественной войны. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги. Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта. Расширять сотрудничество с разными организациями Вовлечь ребят в социально-значимые дела по задуманному плану проекта

Этапы реализации проекта
Подготовительный: Знакомство участников проекта с историей блокады Ленинграда
Сбор информации о том, как помогала Удмуртия, блокадникам

Основной: Подготовка материалов к урокам мужества для учеников начальных классов Оформление кабинета к 23 февраля для проведения уроков мужества. Подготовка участников к проведению уроков мужества. Организация передвижной выставки, посвященной вкладу Удмуртии в помощи Ленинграду

Заключительный: подведение итогов работы в рамках проекта.

Предполагаемые результаты проекта
Реализация Проекта позволит привлечь внимание обучающихся к событиям Великой Отечественной войны, обогатит духовный мир, приобщит подрастающее поколение к национальной истории и воспитанию патриотизма и любви к Родине;
- Участие в социально-значимой деятельности будет способствовать приобретению новых навыков социального общения, развитию у детей чувства гордости за свой труд; развитию личности ребят путем прививания чувства благодарности и сопереживания героям войны; проявления внимания и уважения к ветеранам , пожилым людям.

Механизм реализации проекта
Осуществление поставленных целей и задач проекта осуществляется посредством реализации плана мероприятий. Каждое мероприятие имеет свое название и предполагает проведение различных акций: Творческую, исследовательскую деятельность, проведение социально-значимых дел.
Исследовательская работа Роль Удмуртии в судьбе блокадного Ленинграда
Выполнила: ученица 9В класса МБОУ СОШ 85,КПЦ «Граница» Валерия Т.
Руководитель: Вежеев Артём Андреевич
Содержание
Введение
Начало эвакуации
Музейные ценности и промышленные предприятия
Ленинградцы в Удмуртии
Жизнь Ленинградцев на территории Удмуртии
Возвращение домой
Вывод
Список литературы

Введение
В истории Великой Отечественной войны совершенно особое место занимает эвакуация из Ленинграда. Ее отличают не только беспрецедентные масштабы, длительность, но и тот факт, что большая часть населения вывозилась в условиях блокады города.
Ленинградской эвакуации посвящен целый ряд крупных исследований . Великая Отечественная война разбросала ленинградцев по разным регионам страны, однако работ, описывающих эвакуацию из Ленинграда в различные области и республики страны, не так много .
Это обстоятельство актуализирует региональные исследования. Несмотря на ряд вышедших работ , недостаточно исследований о ленинградцах, эвакуированных в Удмуртскую АССР.
Актуальность: Недостаточность освещения данной темы в историографии.
Объект исследования: один из этапов Великой Отечественной войны, а именно блокада Ленинграда.
Предмет исследования: эвакуация жителей блокадного Ленинграда в Удмуртию.
Основным методом исследования является: анализ литературы, изучение и обобщение сведений.
Практическая значимость: организация открытых уроков и уроков мужества в школах Удмуртии и Ленинграда, с освещением темы исследования.
Цель данной работы: изучить информацию об эвакуации из блокадного Ленинграда на территорию Удмуртии.
Задачи: изучить материал, проанализировать новые данные, общение с ветеранами

Начало эвакуации
Всего из Ленинграда к 1 апреля 1943 г., по данным Ленинградской городской эвакуационной комиссии, было эвакуировано 1 743 129 чел., из них непосредственно горожан — 1 448 338 чел . Многих эвакуированных из столицы на Неве направляли в Удмуртскую АССР. Уже до 9 августа из Ленинграда в Удмуртскую АССР по железной дороге было отправлено 12 776 чел .
Так, 16 июля на станцию Ижевск выехали поездом 2969 эвакуированных, 17 июля — 2787 чел., 19 июля — 2932 чел., 20 июля — 1617 чел., 23 июля — 1562 чел. Однако к 15 августа на территории УАССР находилось всего 418 эвакуированных жителей Ленинграда, к 1 сентября 1941 г. — 442 чел. Вероятнее всего, как пока- зал В. М. Ковальчук, эта разница между выехавшими и добравшимися до места объясняется тем, что эвакуированные высаживались на станциях, расположенных на пути следования .

Музейные ценности и промышленные предприятия
Музейные ценности пригородных дворцов-музеев Ленинграда отправились в г. Сарапул Удмуртской АССР. Последняя отправка из Ленинграда по решению Ленгорисполкома состоялась 16 августа. Всего в Сарапул в 1941 г. прибыло более тысячи ящиков с коллекциями, из дворцово-парковых ансамблей Петродворца, Пушкина Ломоносова, Павловска, Гатчины .
В Глазов было эвакуировано 2-е Ленинградское военное пехотное училище, а в Сарапул — 3-е. На территории Глазовского винзавода расположилась Ленинградская табачная фабрика им. К. Цеткин . В ноябре 1941 г. в Удмуртию прибыл 1-й Ленинградский военно-музыкальный интернат в составе 100 учащихся, эвакуированный первоначально в г. Галич Ярославской области. На месте он был переименован в Балезинскую спецшколу.
В источниках не удалось найти никаких упоминаний сборника документов о 5-й ГЭС и ремесленном училище № 52, эвакуированных из Ленинграда в Ижевск, о НИИ «Гипрогор», размещенном в Сарапуле, и о Ленинградском машиностроительном техникуме, прибывшем на ст. Новые Зятцы Старозятцинского района Удмуртской АССР .

Ленинградцы в Удмуртии
К началу блокады только жителей Ленинграда было эвакуировано 488 703 чел. Несмотря на это к 15 сентября в Удмуртии оказался всего 561 ленинградец. К 15 октября 1941 г. их количество выросло до 620 чел. и не менялось до середины декабря . Связано это было с тем, что в этот момент масштабы эвакуации резко снизились. С конца 1941 и по 22 января 1942 г. было эвакуировано 104 711 чел., в числе которых было 36 783 ленинградца .
С 22 января 1942 г. началась массовая эвакуация по льду Ладожского озера («Дороге жизни»), во время которой к 15 апреля эвакуировались 554 186 чел. Это был наиболее сложный период эвакуации. Выжившие в суровую зиму 1941–1942 гг. блокадники были физически слабы. К примеру, в январе – апреле 1942 г. в Удмуртию прибыло 1248 ленинградцев, из них почти треть (391 чел.) была госпитализирована. В апреле 1942 г. из проезжавших через Сарапул ежедневно 5–10 эвакуированных ленинградцев были вынуждены оставаться в городе на срок от 3 до 10 дней для восстановления сил, так как не могли двигаться дальше.
За время с 22 января по 15 апреля 1942 г. больше всего из города было вывезено рабочих и служащих с семьями — 351 845 чел., а также инвалидов войны — 43 056 чел. Жителей Ленинградской области, прибалтийских республик оказалось 35 409 чел.
Постановлением СНК СССР от 11 февраля 1942 г. № 169–90сс Ленинградскому военному совету было предложено перебросить в феврале–марте в г. Сарапул 500 рабочих ленинградской радиопромышленности для работы на заводе № 203 . Сам завод, в свою очередь, был эвакуирован из Москвы, и с февраля 1942 г. начал выпускать радиооборудование для фронта: навигационную и танковую радиоаппаратуру (в том числе радиостанции для танков Т-34), а также радиопередающие устройства для истребительной авиации.
С 27 мая 1942 г., когда Ладожское озеро очистилось ото льда, эвакуация проводилась по воде. С ноября 1942 г. она носила уже выборочный характер. С 27 мая 1942 по 1 апреля 1943 г. было вывезено 448 029 чел., из них жителей Ленинградской области, прибалтийских республик — 43 954 чел . Согласно Распоряжению СНК СССР № 14598-рс от 5 августа 1942 г. в Сарапул был эвакуирован Ленинградский ликероводочный техникум, единственный в стране готовивший кадры для спиртовой и ликероводочной промышленности .
Количество жителей Ленинграда в Удмуртии стало увеличиваться особенно быстро во второй половине 1942 г. Так, за август 1942 г. их число в республике увеличилось почти вдвое. Тем не менее, это количество явно не соответствовало масштабам эвакуации ленинградцев. Например, в соседнюю Пермскую область уже к маю 1942 г. эвакуировали 107 879 чел. из Ленинграда .

Жизнь Ленинградцев на территории Удмуртии
На 1 августа 1943 г. в Удмуртии находилось 5933 ленинградца. Учитывая, что в 1943 г. эвакуация из Ленинграда еще продолжалась, а блокада города полностью не снята, маловероятно, что с февраля по август количество ленинградцев в республике снизилось так сильно.
Эвакуированных из Ленинграда расселяли по всей территории республики. Осенью 1943 г. ленинградцев не было только в одном районе (Карсовайском) из 37 имевшихся и в одном городе (Воткинске) из пяти существовавших. На 1 ноября 1943 г. в городах Удмуртской АССР проживало 2255 жителей Ленинграда, в районах — 3559 чел. Больше всего жителей Ленинграда было в Кезском районе (621 чел.), а среди городов — в Глазове (827 чел.). Половозрастной и национальный состав эвакуированных из отдельных областей в отчетах переселенческих органов, к сожалению, не указывался. Если говорить в целом про всё эваконаселение, проживавшее в Удмуртии, то на 1 декабря 1942 г. числилось 29 994 мужчин и 43 201 женщина, из тех и других 23 689 — это дети до 14 лет. На 1 апреля 1942 г. русских среди эваконаселения в республике было 68,7 %, евреев — 14,3 %, украинцев — 6,6 %, белорусов — 3 %. Высокая доля евреев объясняется, скорее всего, тем, что они эвакуировались при первой же возможности, осознавая, какая судьба ждет их на оккупированной территории.
Серьезные сложности возникли с жилищным обеспечением эвакуированных. Города оказались не готовы к массовому прибытию населения. Новое жилье возводилось очень медленно, выделявшиеся на эти цели средства осваивались не полностью. Например, выделенный республике на строительство в 1941 г. кредит в 800 тыс. руб. к 1 декабря на 86,6 % был не использован .
Жилищная проблема усугублялась призывом на заводы сельского населения, которое также требовалось где-то разместить. Обеспечение жилплощадью эвакуированного населения производилось в основном за счет уплотнения. Нередко возникали конфликты. Из документов известны случаи притеснений эвакуированных жителей домовладельцами .

Возвращение домой
Поток возвращающихся быстро рос. Если на 1 января 1944 г. в городе насчитывалось около 560 тыс. жителей, то уже к июлю его население возросло до 725 тыс. чел. В августе было принято решение о прекращении реэвакуации населения. Тем не менее, за 1945 г. в город прибыло около 600 тыс. чел. В сентябре в Ленинграда проживало уже около 1 млн. 240 тыс. чел.
Поскольку в Удмуртии практически не было эвакуированных предприятий Ленинграда, численность ленинградцев в республике в первой половине 1944 г. уменьшилась незначительно. Более того, за отдельные месяцы она даже увеличивалась. В первую очередь это объясняется прибытием эвакуированных ленинградцев из других областей. Так, летом 1944 г. в Ижевск из с. Тогул Алтайского края была переведена 8-я Ленинградская артиллерийская школа в составе 239 учащихся, 45 чел. командно-преподавательского состава, 8 служащих, 43 рабочих и 89 иждивенцев. В Удмуртии артшкола располагалась до 1946 г.
Лишь с сентября 1944 г. выезд из Удмуртии в столицу на Неве приобрел массовый характер. С 1 августа по 1 декабря численность ленинградцев в республике уменьшилась в 1,5 раза. Несмотря на введенный в августе запрет на реэвакуацию населения, люди уезжали в Ленинград по своей инициативе. В 1945 г. выехало около 1,3 тыс. чел., в 1946 г. — около 1 тыс. жителей Ленинграда . К началу 1947 г. в республике проживало 866 ленинградцев. Среди них было много уроженцев республики, решивших остаться в родных краях.
Таким образом, Удмуртская АССР явилась регионом, где нашли временное пристанище свыше 6 тыс. эвакуированных ленинградцев, различные учебные заведения и предприятия Ленинграда. Около 90 тыс. экспонатов пригородных дворцов-музеев Ленинграда было сохранено в Сарапульском музее . В целом республиканские и местные власти, а также простые жители проявляли заботу об эвакуированных как могли. Отношение к ленинградцам при этом было особенным. Проявлялась забота, например, в повышенных нормах продовольственного обеспечения. Все понимали то положение, в котором они оказались, через что пришлось им пройти.

Вывод
Таким образом, Удмуртская АССР явилась регионом, где нашли временное пристанище свыше 6 тыс. эвакуированных ленинградцев, различные учебные заведения и предприятия Ленинграда. Около 90 тыс. экспонатов пригородных дворцов-музеев Ленинграда было сохранено в Сарапульском музее. В целом республиканские и местные власти, а также простые жители проявляли заботу об эвакуированных как могли. Отношение к ленинградцам при этом было особенным. Проявлялась забота, например, в повышенных нормах продовольственного обеспечения. Все понимали то положение, в котором они оказались, через что пришлось им пройти.
В то же время эвакуировались ленинградцы из родного города в основном неохотно, часто предпочитая выезду в другую местность лишения дома. Приехав в Удмуртию, они самоотверженно работали за станком, трудились в поле, воспитывали подрастающее поколение, лечили больных, внося свою, очень важную, лепту в Победу. Но как только была снята блокада, эвакуированные ленинградцы стали рваться обратно, невзирая на запреты. Они с благодарностью потом вспоминали Удмуртию и жителей этой республики.

Список литературы
1. Арасланова Л. З. Дети блокадного Ленинграда на Вятской земле: 70-летию прорыва блокады посвя- щается // Библиотечное дело. 2013. № 3 (189). С. 33–34.
2. Данилов П. П. Эвакуация населения и оборудования из Ленинграда в 1941–1943 годах // Отечес- твенная история. 2006. № 3. С. 55–64.
3. История музея истории и культуры Среднего Прикамья: Электронный ресурс.
4. Кабирова А. Ш., Хузеева Л. В. «Татарстан стал для нас второй родиной» (к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда) // Гасырлар авазы. 2014. № 3–4. С. 196–207.
5. Ковальчук В. М. Эвакуация населения Ленинграда летом 1941 года // Отечественная история. 2000.
№ 3. С. 15–24.
6. Ковальчук В. М. 900 дней блокады: Ленинград 1941–1944 гг. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005
7. Кочин Г. А. Прибежище и спасение: жизнь эвакуированных в Глазове в 1941–1945 гг.: Электрон- ный ресурс.
8. Ломагин Н. А. Неизвестная блокада. СПб.: Нева, 2002. Непокоренный Ленинград. Л.: Наука, 1970.
9. Родионов Н. А. Прием, размещение и трудовая деятельность эвакуированного населения в Удмурт- ской АССР (1941–1945 гг.) // В годы суровых испытаний: Сб. ст. Устинов: НИИ при Совете министров УАССР, 1986. С. 141–166.
10. Смирнова Л. В., Уваров С. Н. Эвакуация жителей Ленинграда и Ленинградской области в Удмур- тию в годы Великой Отечественной войны // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2 (Т. 4. История). С. 26–35.

Рекомендуем посмотреть:

Творческий проект по биологии, 9 класс Творческая презентация: Я - Гражданин Страны великой Творческая презентация ученика 9 класса Исследовательская работа ученика 9 класса. Музыкальные урны

Похожие статьи:

Метод проектов и его место в современной методике

Программа по ОБЖ 5-9 классы ФГОС | Военно-спортивная игра "Зарница" в школе. Описание
Опубликовано: 707 дней назад (16 января 2023)
Просмотров: 383
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!