Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа по ОБЖ 5-9 классы ФГОС

Рабочая программа ООО по предмету ОБЖ обновленный ФГОС (составлена на основе рабочей программы ООО по предмету ОБЖ базовый уровень для 5-9 классов ОО)
Составители: Вежеев А.А., учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 85
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы»
Цель изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Место учебного предмета в учебном плане
2. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Модуль № 1. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Модуль № 2. «Здоровье и как его сохранить»
Модуль № 3. «Безопасность на транспорте»
Модуль № 4. «Безопасность в быту»
Модуль № 5. «Безопасность в социуме»
Модуль № 6. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль № 7. «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль № 8 «Безопасность в природной среде»
Модуль № 9. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
Модуль № 10. «Основы медицинских знаний»
Модуль № 11. «Безопасность в общественных местах»
Модуль № 12. «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
Модуль № 13. «Экологическая безопасность»
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
4.Тематическое планирование

Примерная рабочая программа учебного предмета ОБЖ (далее — Программа) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24 декабря 2018 года № ПК-1 вн), требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287) с учетом распределенных по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету ОБЖ, примерной программы воспитанию.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях современного исторического процесса ведущей глобальной проблемой является обеспечение безопасности личности, общества и государства. В этой связи обучение российских школьников основам безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ) является важным и принципиальным достижением как для отечественного, так и для мирового образовательного сообщества.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования является формирование у учащихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства.
При разработке программы учитывались основные положения следующих государственных документов (в последних редакциях):
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона «О гражданской обороне»;
- Федерального закона «О радиационной безопасности населения»;
- Федерального закона «О пожарной безопасности»;
- Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
- Федерального закона «О противодействии терроризму»;
- Семейного кодекса Российской Федерации;
- Уголовного кодекса Российской Федерации;
- Правил дорожного движения Российской Федерации;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования;
- Концепции преподавания основ безопасности жизнедеятельности.

Настоящая Программа обеспечивает:
- ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения; прочное усвоение учащимися минимума основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования; возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни;
- выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности;
- реализацию оптимального баланса межпредметных связей, способствующих формированию практических умений и навыков, и их разумное взаимодополнение.

В Программе содержание предмета ОБЖ структурно представлено модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль «Здоровье и как его сохранить; модуль «Безопасность на транспорте»; модуль «Безопасность в быту»; модуль «Безопасность в социуме»;
модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»; модуль «Безопасность в информационном пространстве»; модуль «Безопасность в природной среде»;
модуль «Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»;
модуль «Основы медицинских знаний»;
модуль «Безопасность в общественных местах»;
модуль «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»;
модуль «Экологическая безопасность».
В целях обеспечения системного подхода в изучении предмета ОБЖ на уровне основного общего образования Программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности ее избегать → при необходимости действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры. Программой предусматривается использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажерных систем и виртуальных моделей. При этом использование электронной образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным — компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и
практические действия обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ». 5—9 КЛАССЫ
В соответствии с требованиями ФГОС учебный предмет ОБЖ входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования личных и социально значимых качеств учащихся, направленных на повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора на общественную безопасность.
Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и положения Концепции преподавания основ безопасности жизнедеятельности, в ходе преподавания предмета целесообразно использовать сочетание новых и традиционных подходов к изучению вопросов комплексной безопасности личности, общества и государства в различных сферах, в том числе в социальной среде: противодействие вовлечению в деструктивные молодежные сообщества, обеспечение информационной безопасности, а также защита прав потребителей и др. Особое внимание уделяется антиэкстремистской и антитеррористической безопасности, а также общегосударственной системе защиты личности, общества, государства от террористических угроз.
Обучение по новой программе будет способствовать выработке у учащихся умений распознавать угрозы, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основная цель предмета — научить подростков предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при необходимости действовать со знанием дела.
В ходе освоения содержания предмета обучающиеся формируют индивидуальные социальные качества, компетентности, что окажет важное влияние на их подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в современном обществе в реальных условиях окружающего мира.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Цель изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования:
— научить подростков предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при необходимости действовать со знанием дела;
— сформировать у них культуру безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
— формирование активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
— знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с данной программой планируется в 5—9 классах (всего 170 часов). В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в формировании культуры безопасности жизнедеятельности на основе расширения знаний и умений, углубленного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства предмет изучается в 5—7 классах из расчета 1 час в неделю за счет использования части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (всего 102 часа).
В 8–9 классах предмет изучается из расчета 1 час в неделю за счет обязательной части учебного плана (всего 68 часов).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Понятие «чрезвычайная ситуация». Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации социального характера.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники опасных ситуаций. Влияние человеческого фактора на возникновение опасных ситуаций.
Понятия «безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Правила безопасности жизни. Система государственной защиты в области безопасности.
Система управления гражданской обороной. Мероприятия по гражданской обороне. Подготовка населения в области гражданской обороны. Задачи в области гражданской обороны. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны. Силы гражданской обороны.
Структура и основные задачи МЧС России. Основные функции МЧС России.
Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС.

МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье. Духовное здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья. Физиологическая составляющая здоровья. Психологическая составляющая здоровья. Нравственная составляющая здоровья.
Факторы, способствующие сбережению здоровья (правильное питание, закаливание организма).
Факторы, разрушающие здоровье (долгое сидение за компьютером, избыточный вес).
Физические, химические и социальные антропогенные факторы окружающей среды. Экологическая безопасность.
Личная гигиена при занятиях туризмом. Правильный выбор одежды и обуви по сезону для участия в походе. Соблюдение правил личной гигиены в походе.
Туризм как часть комплекса ГТО.
Понятия «эпидемия», «пандемия». Эпидемия коронавируса. Правила профилактики коронавируса. Профилактика инфекционных заболеваний.
Понятия «эпизоотический очаг», «панзоотия». Признаки инфекционных заболеваний животных.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. Понятия «эпифитотия», «панфитотия». Признаки инфекционных заболеваний растений.

МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Пешеходные переходы (регулируемые и нерегулируемые). Пешеходная, вело пешеходная и велосипедная дорожки. Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика. Движение пешеходов в городе и по загородным дорогам.
Общественный транспорт и правила для его пассажиров. Школьный автобус и правила пользования им. Правила для пассажиров трамваев, троллейбусов, автобусов, метрополитена. Движение велосипедистов согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Требования к техническому состоянию
велосипеда.
Правила безопасного поведения пассажира при передвижении на автомашине. Обязанности водителя, попавшего в ДТП. Аварийные ситуации в городском общественном транспорте.
Безопасность на авиационном и водном транспорте. Правила поведения при возникновении аварийной ситуации в самолете. Безопасность пассажиров морских и речных судов.
Зоны опасности на железной дороге. «Зацеперы». Аварийная ситуация в поезде дальнего следования.
Безопасность в метрополитене.

МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
Особенности сельских поселений. Особенности городов как среды обитания (смог, переработка и хранение бытовых отходов, шум и другие проблемы).
Правила вызова экстренных служб. Единый номер 112. Безопасность в вечернее время. Безопасность в толпе.
Источники опасности в современном жилище. Бытовой газ — источник повышенной опасности. Гигиена жилища.
Основные правила безопасности в подъезде и лифте. Основные правила безопасного поведения на игровой площадке.
Меры предосторожности при использовании электроприборов.
Пользование водопроводом, канализацией и мусоропроводом. Употребление лекарств. Потеря ключей.
Правила поведения при пожаре в квартире. Пожар на кухне, на балконе. Меры предосторожности при работе с печью.
Основные причины пожара в общественных зданиях. Основные поражающие факторы пожара. Как вести себя при пожаре в общественном месте.

МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила безопасного поведения на улице, в образовательной организации, дома. Криминальные угрозы, как их избежать.
Методы снижения влияния стресса на поведение и общее состояние человека.
Как избежать конфликтной ситуации. Побег из дома. Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.
Как не стать жертвой принуждения к самоубийству (суициду). Как противостоять опасностям вовлечения в «группы смерти».
Признаки агрессивного поведения у подростков. Как противостоять манипуляциям, в том числе в информационной среде. Признаки воздействия криминальных сообществ на учащихся. Снижение риска попадания под влияние криминальных
структур.

МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Понятия «экстремизм», «экстремистская деятельность». Опасные формы экстремистской деятельности. Ответственность за экстремистскую деятельность.
Понятие «терроризм». Особенности современного терроризма.
Виды террористической деятельности. Формы проявления терроризма. Ответственность несовершеннолетних за участие в террористической деятельности. Ложные сообщения о терактах.
Признаки наличия взрывного устройства. Правила поведения в различных ситуациях, связанных с проявлением террористической деятельности.
Государственное законодательство о борьбе с терроризмом. Основные задачи Национального антитеррористического комитета (НАК).
Захват в заложники. Правила поведения при захвате самолета террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке.

МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Основные источники информации.
Понятия «информационная среда», «информационная безопасность». Понятие «киберзависимость». Правила безопасности для защиты от информационных угроз и опасностей.
Информационная безопасность детей. Угроза информационной безопасности. Основные правила поведения в социальных сетях.
Признаки игромании у подростков.
Понятия «буллинг», «кибербуллинг». Способы избежать контактов с компьютерными агрессорами.
Как распознать действия кибермошенников.

МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Ветер. Гроза. Молния. Правила поведения при грозе. Гололед и гололедица.
Правила поведения на замерзшем водоеме. Безопасность при купании в водоемах летом.
Землетрясение. Наводнение. Ураган. Сель. Оползень. Правила поведения во время стихийных бедствий.
Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские походы. Основные меры безопасности в туристских походах.
Ориентирование по солнцу. Ориентирование по природным признакам. Ориентирование по местным признакам. Способы определения сторон горизонта по компасу, небесным светилам и карте.
Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности. Состав аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от вида похода.
Виды костров. Правила разведения костров.
Признаки приближающейся грозы. Безопасное поведение во время грозы.
Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по равнинной и пересеченной местности. Устройство бивака.
Защита от комаров, мошки и других насекомых.
Клещевой вирусный энцефалит, его переносчики, места и время передачи, последствия заболевания. Способы удаления клещей с тела.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясение).
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (извержения вулканов, оползни, обвалы).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы и бури, смерчи).
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. Правила безопасности и защита населения.

МОДУЛЬ № 9 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»
Понятие «химическое заражение местности». Хлор и аммиак — аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Правила действия после оповещения об аварии и угрозе химического заражения. Индивидуальные средства защиты.
Радиационно опасный объект. Радиационная авария. Правила безопасного поведения в условиях радиационной обстановки.
Понятие «гидродинамическая авария». Правила безопасного поведения в условиях гидродинамической аварии.

МОДУЛЬ № 10 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо оказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства из домашней аптечки, которые нужно использовать при оказании первой помощи.
Виды ожогов в зависимости от травмирующего источника, воздействующего на кожу (термические, электрические, лучевые, химические). Поверхностные и глубокие ожоги. Правила первой помощи при различных видах ожогов.
Различные пути попадания отравляющих веществ в человеческий организм. Правила безопасности для предупреждения случаев отравления. Первая помощь при отравлении минеральными веществами и бытовой химией.
Понятия «ушиб», «травма», «перелом». Первая помощь. Первая помощь при электротравме.
Виды кровотечения. Способы временной остановки наружного кровотечения. Оказание первой помощи при носовом кровотечении.
Оказание первой помощи при утоплении, остановке сердца и коме.
Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.
Первая помощь при массовых поражениях людей.
Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути.
Первая помощь при отсутствии сознания и остановке дыхания.

МОДУЛЬ № 11 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»
Безопасность на улице. Безопасность в городском транспорте. Как обеспечить свою безопасность в квартире.
Безопасность на уроках и переменах. Безопасность на практических занятиях. Права потребителя на безопасность товара.
Основные положения Федерального закона «О защите прав потребителей».
Безопасность товара (работы, услуги). Информация о товарах (работах, услугах). Защита потребителя от опасного товара. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков.
Замена товара ненадлежащего качества.
Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

МОДУЛЬ № 12 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Аварии и катастрофы в современной промышленности и энергетике.
Понятие «радиационная защита». Источники облучения. Правила поведения при аварии на радиационно опасном объекте. Меры радиационной защиты населения.
Источники химической опасности для населения. Правила поведения в зоне химической аварии. Правила поведения при движении по зараженной территории. Средства индивидуаль- ной защиты населения от АХОВ.
Пожары и взрывы с тяжелыми социальными и экономическими потерями. Четыре класса опасности производственных объектов. Средства защиты населения. Как вести себя при взрыве.
Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности, изложенные в документах государственного законодательства (Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и др.).
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные угрозы военной безопасности Российской Федерации.
Основные внешние военные опасности. Основные внутренние военные опасности.

МОДУЛЬ № 13 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Типовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Безопасное поведение в местах с загрязненной атмосферой. Безопасное поведение в местах с загрязненной водой. Безопасное поведение в местах с загрязненной почвой.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая Программа четко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государствен-
ным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, формирование способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологиче- ской и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятель- ность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяже- нии всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей сре- ды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются результаты освоения программы основного общего образова- ния) и должны отражать:
овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, осно- вания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюде- ниях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познаватель-
ных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и принимать ответственность за решение. Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость для себя и других;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и исследования модели индивидуального безопасного поведения и опыте ее применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении учащимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, в приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.

Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, обморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реальных условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждать опасные и чрезвычайные ситуации во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, сгруппировать по учебным модулям.

МОДУЛЬ № 1. «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:
овладеть знаниями и умениями определять источники опасных и чрезвычайных ситуаций; объяснять роль человеческого фактора в возникновении чрезвычайных ситуаций; формировать культуру безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, понимать значведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Понимать происхождение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального характера.
имость безопасного по

МОДУЛЬ № 2. «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:
овладеть знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды); уметь оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реальных условий и возможностей.

МОДУЛЬ № 3. «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:
овладеть знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций на транспорте; объяснять значение предупреждающих знаков; знать правила дорожного движения, уметь ими пользоваться. Знать правила вождения и содержа- ния велосипеда. Уметь оценивать и прогнозировать опасные ситуации на различных видах транспорта.

МОДУЛЬ № 4. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:
овладеть знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания на улице, в общественном транспорте; овладеть знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты при встрече с мошенниками; обеспечивать безопасность при встрече с наркоторговцами; знать права потребителей и уметь ими пользоваться.

МОДУЛЬ № 5. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:
овладеть знаниями безопасного поведения на природе, во время грозы, во время гололеда, на водоемах и др., знать правила безопасного поведения в туристских походах; уметь ориентироваться по природным признакам; объяснять обязанности членов туристской группы; безопасно действовать при автономном существовании: уметь добывать огонь, знать растения, грибы и др., которые можно употреблять в пищу; знать повадки диких
животных, чтобы избежать опасности; раскрывать особенности природных чрезвычайных ситуаций, безопасно действовать во время наводнения, цунами, схода снежных лавин.

МОДУЛЬ № 6. «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»:
сформировать социально ответственное отношение к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих; раскрывать понятия здоровья, здорового образа жизни; объяснять факторы, негативно влияющие на здоровье; соблюдать правила личной гигиены; характеризовать явления эпидемии, пандемии; безопасно действовать в случае возникновения социально-биологических чрезвычайных ситуаций.

МОДУЛЬ № 7. «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»:
освоить основы медицинских знаний и овладеть умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, обморожениях, отравлениях.

МОДУЛЬ № 8. «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:
овладеть правилами безопасного поведения при встрече с преступной средой; овладеть знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; владеть способами самоубеждения и самоприказа, чтобы избежать состояния стресса; уметь избегать конфликтных ситуаций.

МОДУЛЬ № 9. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»:
овладеть понятиями информационной среды, киберзависимости; владеть правилами безопасности от информационных угроз; предупреждать возникновение игромании; уметь защитить свои денежные средства при использовании Интернета; уметь избежать кибербуллинга.
МОДУЛЬ № 10. «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ:
объяснять понятия «экстремизм» и «терроризм»; знать и понимать роль государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера; распознавать угрозы террористического характера; уметь противостоять воздействию деструктивных сообществ; безопасно действовать в ситуациях, связанных с террористической безопасностью.

МОДУЛЬ № 11. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»:
характеризовать техногенные ситуации; владеть способами безопасного поведения во время аварий, взрывов и других чрезвычайных ситуациях; понимать роль и функции государственных систем защиты населения; понимать и объяснять права и обязанности граж

МОДУЛЬ № 12. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХдан в области безопасности во время чрезвычайных ситуаций.
СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»:
характеризовать химические заражения местности, радиационные поражения; знать и объяснять правила безопасного поведения во время техногенных катастроф; знать средства индивидуальной защиты, уметь ими пользоваться.

МОДУЛЬ № 13. «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»:
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания; знать источники загрязнения окружающей среды; знать правила безопасного поведения на зараженной местности

Воспитательные результаты
Каждый урок в МБОУ СОШ №85 предполагает свой воспитательный потенциал, который реализует учитель-предметник. Педагог обращает внимание на следующие воспитательные аспекты:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• работа с одаренными детьми, проведение групповых и индивидуальных консультаций, выстраивание траектории развития учащихся; использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях, форумах, авторские публикации в изданиях выше школьного уровня, авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение, успешное прохождение социальной и профессиональной практики);
• проведение интегрированных уроков;
• приглашение специалистов музеев, общественных организаций, учреждений дополнительного образования для привлечения внимания школьников и погружения в тематику;
• привлечение учащихся к подготовке урока.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Скачать Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности, 5—9 классы

Рекомендуем посмотреть:

Макет по ОБЖ своими руками Сценарий мероприятия на тему ОБЖ для 5-9 класса коррекционной школы с презентацией Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов на тему: ОБЖ Тест по курсу ОБЖ в 6 классе с ответами

Похожие статьи:

Игры по ОБЖ для учащихся 6 класса на тему «Опасные вещества»

Игры на уроках ОБЖ, 5-6 класс

Внеклассное мероприятие по ОБЖ, 6 класс

Игры по ОБЖ для учащихся 5-6 класса на тему «Факторы выживания при автономном существовании человека»

Итоговое игровое занятие по ОБЖ, 6 класс. Автономное существование человека

Викторина для школьников с ответами. Удмуртия | Исследовательская работа к 23 февраля, 9 класс
Опубликовано: 707 дней назад (16 января 2023)
Просмотров: 672
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!