Азбука города
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Я. Пишумов
Песенка о правилах
Везде и всюду правила, их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам полярник и пилот.
Свои имеют правила шофер и пешеход.
Как таблицу умноженья, как урок,
Помни правила движенья назубок!
Помни правила движенья. Как таблицу умноженья,
Знай всегда их назубок.
По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила, свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Я. Пишумов
Очень украсит урок и настроит на правильное восприятие новой темы песня «Автомобили» группы «Веселые ребята». Найти ее можно в любом музыкальном киоске. Здесь приводим только первый куплет с припевом из этой песни.
Автомобили
Наверно, скоро мы ходить разучимся,
Уже привычка ездить в нас живет.
Пройти пешком всего два шага мучимся,
Сто километров на авто не в счет.
Припев:
Автомобили, автомобили
Буквально все заполонили.
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил — автомобиль.
Игра «Мозаика»
Цель: проверить знания детей по классификации видов транспорта, а также знание примеров по видам транспорта.
Оборудование: конверты с расстриженной таблицей.
Условия: дети по группам должны восстановить таблицу.
Виды транспорта
Воздушный |
Железнодорожный |
Автомобильный |
Водный |
Вертолет Самолет Дирижабль Космический корабль |
Метро Поезд Тепловоз Электровоз Паровоз |
Троллейбус Автобус Грузовик Такси Легковая машина |
Корабль Танкер Пароход Баржа Сухогруз |
Игра «Топографы»
Цель: проверить, как дети знают виды транспорта. Оборудование: составленная учителем карта, где зашифрован (воздушный, железнодорожный, автомобильный и водный) транспорт.
Условие: группе детей предлагается расшифровать название вида транспорта по карте и вписать его внизу.
1 — воздушный;
2 — железнодорожный;
3 — водный;
4 — автомобильный.
Игра «Пассажирский или грузовой»
Цель: показать детям, что один и тот же транспорт может быть и пассажирским, и грузовым.
Оборудование: карточки с надписью ГРУЗОВОЙ, ПАССАЖИРСКИЙ.
Изображения: автобуса, парохода, самолета, трамвая, баржи, танкера, троллейбуса, такси, сухогруза, поезда и т.д.
Условие: Учитель сообщает, что будет называть транспортное средство. Задача учеников - поднять соответствующую карточку. В ходе игры дети понимают, что некоторые машины бывают и пассажирскими, и грузовыми.
Игра «Наведи порядок»
Цель: научить правильному поведению во время пожара транспортного средства.
Оборудование: полоски бумаги, где записаны действия пассажиров.
Условие: учитель поясняет, ребята должны подумать и правильно определить (разложить полоски) последовательность действий пассажиров во время пожара транспортного средства. После выполнения работы идет обсуждение правильности порядка действий. Затем цепочка последовательных действий заносится в тетрадь.
Действия в случае возникновения пожара в городском транспорте
– Попросить водителя открыть дверь или нажать кнопку аварийного открывания дверей.
– Закрыть нос и рот платком или рукавом во избежание попадания ядовитых газов в дыхательные пути.
– Как можно быстрее покинуть салон.
– Выбравшись из салона, отойти подальше, так как возможен взрыв баков с горючим или замыкание высоковольтной сети.
– По телефону или через проезжающих водителей вызвать пожарную охрану, скорую помощь и милицию.
Игра «Чайнворд»
Цель: закрепить в игровой форме знания детей по теме транспорт.
Оборудование: написанная на доске кодировка чайнворда:
Условие: учитель загадывает детям загадки. Ребята пишут в тетради отгадки. По условию чайнворда каждое новое слово начинается на последнюю букву предыдущего слова. Количество букв в слове зашифровано на доске.
1. Летательный аппарат тяжелее воздуха. (Самолет)
2. Самоходная машина для тяги. (Трактор)
3. Смена направления движения. (Разворот)
4. Другое название дороги. (Трасса)
5. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус )
6. Трехглазый регулировщик. (Светофор)
7. Вид водного транспорта. (Ракета)
8 Остановка для самолетов. (Аэродром)
9 Двигатель любого вида транспорта. (Мотор)
10. Живой светофор. (Регулировщик)
11. Асфальтоукладчик. (Каток)
Игра «Сканворд»
Цель: в игровой форме закрепить название транспортного средства.
Оборудование: сделанная на доске или на карточках для каждой группы сетка сканворда:
Условие: учитель может читать сам для всего класса задания сканворда, а может оформить его как самостоятельный материал для работы в группах.
1. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит,
Лишь с собою говорит. (Самолет)
2. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма!
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)
3. Дом по улице идет, на работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (Автобус)
4. Я катаюсь на нем до вечерней поры.
Но ленивый мой конь возит только с горы.
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу. (Санки)
5. Этот конь не ест овса, вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем.
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
6. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
7. Несется и стреляет, ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться за этой тараторкой. (Мотоцикл)
8. Что за дом по реке плывет и людей везет? (Корабль)
9. Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука - два блестящих огонька. (Автомобиль)
Пословицы
– Тише едешь, дальше будешь.
– Лучше плохо, но ехать, чем хорошо стоять.
– Лучше идти да присаживаться в пути, чем бежать, а потом лежать.
– Знай правила движения, как таблицу умножения.
– Сидя на колесе, думай, что под колесом.
– Гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь.
– Знай край, да не падай.
– Дурная голова ногам покою не дает.
Ребусы
Игра «Путешествие в страну Светофорию»
Эта игра проводится во внеурочное время. Заранее детям выдаются карточки-задания. На игру они должны были прибыть на своих макетах транспортного средства. Сама игра после торжественного открытия идет по станциям. По окончании путешествия все группы прибывают на место открытия для подведения итогов и награждения.
Цель: закрепить материал о транспорте, изученном на уроках ОБЖ.
Оборудование:
1. Карточки-задания:
– придумайте и изготовьте модель транспортного средства;
– познакомьтесь с дорожными знаками для пешеходов и выучите их;
– повторите правила поведения пассажиров в транспорте и пешеходов на дороге;
– найдите в литературе стихи и загадки о транспорте. Выучите их.
Эти карточки выдаются за несколько дней до путешествия.
2. Маршрутные листы, на которых указан порядок про хождения классов по станциям, например:
3. Афиши с названиями станций, которые будут прикрепляться к двери кабинета. (Номер кабинета должен быть указан и в маршрутном листе.)
4. Дорожные знаки:
на станцию ЗНАКОВЫЙ ПРОЕЗД,
на станцию ЦАРСТВО СМЕКАЛКИ (ребусы и таблица с зашифрованным текстом),
на ПЛОЩАДЬ ВОПРОСОВ (продумываем вопросы по изученному материалу),
на МОСТОВУЮ — таблички или рисунки.
5. Награды, призы, грамоты.
Игра «Путешествие»
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей игре.
Какие у вас прекрасные машины. А правила дорожного движения вам известны?
Сегодня мы это узнаем.
Чтецы
Первый:
Должен правила движения,
Как таблицу умножения
Каждый школьник знать на пять,
Чтоб потом не пострадать.
Второй:
Должен ты запомнить строго
Три сигнала светофора:
Красный свет - дороги нет!
Желтый - стой, смотри и жди.
На зеленый свет - иди.
Первый: Говорит мне как-то Клава:
Второй:
«Слушай, Зина, что с тобой,
Что ты крутишь головой
То налево, то направо,
Ты смотри перед собой!»
Пятый:
Но я ее поправила:
«Не кручу я головой,
А смотрю по правилам!»
Выбегает Кот (ученик старших классов).
Кот: Здравствуйте! Я - Кот, ученик светофорных наук. Я знаю, как надо вести себя на дороге, и сегодня я буду вашим учителем, я расскажу вам о правилах дорожного движения.
Ведущий: А ты хорошо учил правила?
Кот: Да, лучше всех!
Ведущий: Знаешь, уважаемый Кот, я все-таки хочу проверить твои знания, прежде чем разрешить тебе учить ребят. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?
Кот: На четырех лапах.
Ведущий: Вот так да!
Первый:
Пешеход, пешеход! Помни ты про переход!
Подземный, наземный, похожий на зебру.
Знай, что только переход от беды тебя спасет.
Ведущий: Правильно. А тебе, Кот, второй вопрос:
«Как следует вести себя, если вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону дороги?»
Кот: Знаю, знаю. Надо пролезть между колесами.
Второй:
Своего здоровья ради рот не разевай:
Обходи машины сзади, спереди - трамвай.
Ведущий: Вот так-то, Кот.
А теперь ответь на последний вопрос:
«Можно ли играть на проезжей части?»
Кот: Смотря во что. В шахматы нельзя: машины все фигуры посбивают.
Третий:
Это правило простое знают даже малыши:
Тротуар - для нас с тобою,
А дорога - для машин.
Четвертый:
На мостовой не играть, не кататься,
Если хочешь здоровым остаться.
Ведущий. Да, Кот, видно, плохо ты учился в своей школе светофорных наук. Рано тебе еще быть учителем. Предлагаю отправиться вместе с нашими ребятами в путешествие по стране Светофории, где ты вместе с ними сможешь повторить правила уличного движения. Каждый класс будет двигаться по стране по своему маршрутному листу (выдаются). Посмотрите, у кого какая станция первая. Время пребывания на одной станции не дольше 5 минут. О завершении работы на станциях вам будет напоминать музыка, которая начнет звучать в коридоре. За работу на станциях ведущие будут выставлять вам баллы. В конце путешествия мы всех ждем здесь для подведения итогов. Счастливого пути!
(Группы расходятся по станциям.)
Подведение итогов
Ведущий: Ну как, Кот, что скажешь?
Кот: Да, я понял, как важно знать правила дорожного движения.
Ведущий: Я думаю, и ребята это поняли.
Первый:
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Второй:
Азбуку улиц, проспектов, дорог –
Город дает нам все время урок.
Третий:
Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешаны над мостовой.
Четвертый:
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Вручение наград победителям.
Задание на станции «Знаковый проезд»
На доске висят дорожные знаки (пешеходный переход запрещен; пешеходная дорожка; въезд запрещен; осторожно; дети; пешеходный переход; велосипедная дорожка; автобусная остановка; движение на велосипедах запрещено).
Ведущий станции загадывает ребятам загадку. Они должны отгадать знак, который описывается в загадке, и показать его.
1. Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь, свалка кирпича?
2. Я в кругу с обводом красным,
Это значит - тут опасно!
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.
3. В голубом иду я круге,
И понятно всей округе,
Если вдуматься немножко –
Пешеходная дорожка.
4. Шли из школы мы домой,
Видим - знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет...
5. Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Мой приятель говорит:
Это значит - путь закрыт.
Там спортсмены впереди
С номерами на груди.
На дороге - эстафета,
Надо ж детям бегать где-то...
Но боюсь, однако,
Смысл другой у знака...
После разгадывания знаков ведущий может спросить у ребят о тех знаках, которые остались без внимания. Или он может заготовить рисунки других знаков, показывать и спрашивать у ребят, что они обозначают. Может также рассказать о том, что все знаки делятся на четыре группы (запрещающие, разрешающие, предупреждающие и знаки-таблички). А может дать задание на классификацию вывешенных знаков по их назначению.
На станции «Улица загадок» дети разгадывают загадки о транспортном средстве (их можно взять из приведенных выше примеров). Также ведущий узнает, какие загадки о транспорте знают дети. Может предложить им сочинить свои загадки о каком-либо транспорте.
«Площадь вопросов» - может включать любые вопросы по изученному материалу:
– С какого возраста дети могут сидеть на переднем сиденье? Какие опасности могут возникнуть в транспорте во время посадки?
– Как вести себя при захвате транспортного средства террористами?
– Расскажите о правилах безопасного поведения в транспорте. -Ф Назовите причины транспортных аварий.
– Вы опаздываете на поезд. Что вы будете делать?
– Вы успели выйти из трамвая, а родители остались в вагоне. Ваши действия.
– Как обеспечить себе безопасность на водном транспорте?
– Расскажите об одном из известных вам маршрутов автобуса, троллейбуса, трамвая. Опишите его подробно, расскажите о тех опасностях, которые встречаются на его пути, о режиме работы в разное время суток.
Можно зачитать ситуации и попросить описать свои действия в них: «Вы едете в машине со знакомыми на заднем сиденье. Зима. Гололед. Вдруг на проезжую часть выбегает собака. Водитель начинает резко тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со стоящим на обочине фонарным столбом». И т.д. (очень много ситуаций в учебнике)
Станция «Мостовая» предполагает практические действия или манипуляцию с макетами, картами, планшетами. Самый простой способ - это построить детей в пары. Ведущий меняет картинки (автобус, трамвай, троллейбус). Дети, сделав круг по рекреации, должны показать, как они будут себя вести при переходе улицы после выхода из определенного транспортного средства.
В «Царстве смекалки» можно предложить:
Ребусы (смотри выше)
Волшебный руль
Переставь слоги, прочитай правило. Начинай со *. (По тротуару ходи только с правой стороны.)
Зашифрованный текст
Это когда вперемешку с русскими буквами пишут на листе ватмана и английские буквы, а дети должны разгадать пословицу или просто фразу о дороге. Например: Тише едешь, дальше будешь:
Try и и ш gle sed д g е n ш fu ь
Дng a ytw л rt ьqtyшevxiбpryuvlierшdь.
Домашнее задание по теме
– Придумай свои тесты по правилам дорожного движения.
– Составь ребусы о транспорте.
– Составь кроссворд по теме.
Игры по ОБЖ для учащихся 6 класса на тему «Опасные вещества»
Итоговое игровое занятие по ОБЖ, 6 класс. Автономное существование человека
Валентина Николаевна Шелепова # 4 июля 2017 в 11:14 0 | ||
|
Лариса Владимировна Скиба # 19 июня 2018 в 15:40 0 | ||
|