Сценарий познавательной игры-путешествия по ОБЖ «Знай, умей, действуй!»
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов
Автор: Францева Ольга Николаевна, методист МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г.Брянска
Описание материала: данный материал будет полезен вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям школ для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-6 классов. Материал направлен на актуализацию темы основ безопасности жизнедеятельности и закрепление знаний учащихся по правилам поведения в различных ситуациях.
Цель: дать учащимся понимание общей логики безопасности
Задачи:
- научить предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения;
- развивать творческую активность учащихся;
- воспитывать ответственность за личную безопасность.
Форма: познавательная игра-путешествие.
Оборудование: спортивный инвентарь; компьютер; мультивидеопроектор; экран; видеофильм «Улица полна неожиданностей»; маршрутные листы; карточки с заданиями, карточки «Дорожные знаки»; карточки со знаками 01,02,03,04; иллюстрации по пожарной безопасности; грамоты.
Предварительная работа:
1) Формируются команды. Учащиеся придумывают название, девиз и эмблему команды.
2) Команды готовят защиту рисунков на тему «Азбука безопасности».
3) Учащиеся знакомятся со знаками дорожного движения.
Участники: учащиеся 5-6 классов (8 команд по 6-7 человек).
Рекомендации по проведению игры:
Разработать маршрутную карту игры, задания для команд, определить количество участников в каждой команде, критерии оценки на каждом этапе и награждения:
•Количество пунктов на маршруте не должно быть меньше пяти и больше девяти.
•Количество команд должно соответствовать количеству пунктов.
•Каждой команде следует разыграть по жребию первый номер ее маршрута, далее игра идет по круговому принципу.
•Четко определить время игры на каждом пункте, чтобы не задерживать другие команды.
•Иметь на каждом пункте компетентное жюри (из педагогов), оценивающее работу каждой команды и заполняющее по итогам маршрутные карты команд.
•Каждый пункт разместить в отдельном кабинете, где может быть своё оформление.
•Общее подведение итогов и награждение проходят в актовом зале.
•Каждая команда должна иметь название, эмблему, девиз и т.д., что можно дополнительно оценить.
•Проводить награждение, как в целом, так и по номинациям.
•Завершить игру просмотром видеофильма по теме.
Ход игры
1.Построение команд. Учащиеся говорят название и девиз своей команды.
2.Объяснение хода игры:
Ведущий: Сегодня мы проводим познавательную игру «Знай, умей, действуй!», в ходе которой вы получите основные знания по безопасности жизнедеятельности и научитесь очень важным правилам: предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения. По ходу игры вы будете перемещаться от пункта к пункту назначения, согласно маршрутному листу. На каждом этапе вы будете выполнять конкретное задание, которое вам будут подробно объяснять дежурные пункта назначения. Внимание! Переходить от пункта к пункту - по звонку.
После выполнения всех заданий - сбор в актовом зале для подведения итогов.
3.Представление дежурных пунктов.
4.Вручение маршрутных листов.
5.Участие команд в игре
Пункт №1 «Азбука безопасности»
Дежурный пункта:
- Для того чтобы уменьшить вероятность ошибок при действиях в опасных и чрезвычайных ситуациях, подавить в себе чувство страха и паники, вы должны знать правила и понятия основ безопасности жизни. Готовясь к нашей игре, вы рисовали рисунки, которые вы будете сейчас защищать.
Задание
1)Защита рисунков «Азбука безопасности»
2)Составить словарь терминов по ОБЖ
Пункт№2 «Дежурно-диспетчерская служба»
Дежурный пункта:
- Несколько лет назад создано Министерство РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Как оно называется и каковы его основные функции? (МЧС России)?
- Чрезвычайные ситуации могут возникать внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. С ними можно столкнутся даже в самой привычной обстановке – на улице, дома, в школе. Поэтому необходимо знать номера телефонов специального вызова.
Задание
1)Дайте название экстренных служб, соответствующих номеру телефона на карточках (по карточкам 01,02,03,04)
2)Члены команды по очереди звонят по телефону в экстренные службы, и просят о помощи, четко и быстро называя адрес, фамилию и причину вызова.
Пункт№3 «Дорожно-патрульная служба»
Дежурный пункта:
- На нашем пункте речь пойдет о детском травматизме на дорогах. Необходимо знать правила дорожного движения, особенно в части, касающейся пешеходов, и знаки дорожного движения. И вы, ребята, должны их не просто знать, но и соблюдать.
Задание
Учащиеся называют дорожные знаки и объясняют их значение.
(карточки с дорожными знаками)
Пункт№4 «Зеленый огонек»
Дежурный пункта:
- На нашем пункте вы, ребята, проявите свои творческие способности - мы будем сочинять буриме по теме дорожной безопасности
(объясняется схема сочинения стихотворения).
Буриме
…………….осторожно,
……………….….следи.
……………..где можно,
…………….…переходи.
………….… появился,
……………. оживился.
………….…… переход –
………………… вперед.
………………… дорогу,
…………………. могут.
……………….…знаешь –
……………пострадаешь!
…………………без спора
………………..светофора.
……….правила движенья
………….без возраженья!
Пример составления буриме
Шагая осторожно,
За улицей следи.
И только там, где можно,
Ее переходи.
Свет зеленый появился,
Перекресток оживился.
Стал свободным переход –
Смело двигайся вперед.
Зеленый свет открыл дорогу,
Переходить ребята могут.
Иди вперед, порядок знаешь –
На улице не пострадаешь!
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья!
Пункт№5 «Медицинская помощь»
Дежурный пункта:
- В экстремальных условиях могут возникнуть ситуации, когда, оставшись один, ты должен суметь оказать сам себе элементарную медицинскую помощь. Первая медицинская помощь – это всего лишь временная мера при несчастном случае. Она предпринимается для того, чтобы спасти жизнь пострадавшего человека, предотвратить дополнительные травмы и облегчить его страдания до оказания квалифицированной медицинской помощи.
Задание
1)«Поговорим о домашней аптечке» (блиц-опрос)
Вопросы для блиц-опроса
- Спиртовой раствор зелени бриллиантовой, употребляемый для смазывания ран.
(Зеленка)
- Пушистая волокнистая масса из хлопка, употребляемая в медицине, в быту.
(Вата)
- Кусок ткани в виде длиной ленты для лечебной повязки.
(Бинт)
- Лепешка прессованного лекарственного порошка.
(Таблетка)
- Прибор, с помощью которого измеряют температуру.
(Градусник)
- Ткань, покрытая лекарственной массой, которую прикладывают к ранам.
(Пластырь)
- Органические вещества различного состава, необходимые для жизнедеятельности человека и животных: А, В, С, Д и другие.
(Витамины)
- Набор лекарств для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения.
(Аптечка)
- Спиртовой раствор темно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран.
(Йод)
- Тонкая хлопчатобумажная ткань из редко переплетенных нитей, применяемые, главным образом, как перевязочный материал.
(Марля)
2)Веселый тест
Олег Кривоногов, ученик 6 класса погнался за ящерицей, зацепился за корень и рассек колено. На счастье, у него с собой была походная аптечка. Олег, не раздумывая, обработал рану йодом. На кровоточащую рану положил рану и перебинтовал ее. Когда, вернувшись, домой, он решил сменить повязку, вата намертво присохла к колену, и оторвать ее было невозможно.
Как надо было поступить Олегу, чтобы этого не произошло?
А) Следовало поднять ногу так, чтобы кровь отхлынула в другую часть тела.
Б) Не надо было накладывать на рану вату, а, обработав ее края ватой, перебинтовать.
В) Лучше было бы вообще не трогать рану, а просто подождать, пока кровь свернется и перестанет течь.
Г) Нужно было обработать рану слюной, подуть на нее и залепить жевательной резинкой.
Д) Надо было сначала отомстить ящерице.
Пункт№6 «Пожарная служба»
Дежурный пункта:
- По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетел к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню.
Задание
1)Назовите возможные причины пожара
2)Рассмотрите рисунки и определите, какими средствами пожаротушения вы воспользовались бы в каждом конкретном случае.
Пункт№7 «Быстрого реагирования»
Дежурный пункта:
- Каждый из нас может оказаться в какой-либо непредвиденной ситуации, которая требует быстрого реагирования, и здесь огромную роль играет не только ваша физическая подготовка, но и очень важна ваша логика, мышление, сообразительность.
Задание
Учащиеся разгадывают кроссворды.
По горизонтали:
1. Накормишь - живёт, напоишь - умрёт.
(огонь)
2. Объект, притягивающий вора.
(квартира)
4. Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде - нигде меня
Не бывает без огня.
(дым)
5. В два ряда дома стоят:
десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят.
(улица)
6. Средство защиты от огня в помещении, в автомобиле.
(огнетушитель)
9. Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной –
Нет пути передо мной,
Я и дома, и не дома,
Между небом и землёй.
Отгадайте-ка, друзья, где же я?
(балкон)
10.Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое?
(полотенце)
12.Без шофёра, без колёс,
А домой меня привёз.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры.
(лифт)
13.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(нос)
15.В шахту спустится шахтер –
Принесёт воды во двор.
(ведро)
16.Костяной порог, за ним - красный говорок.
(рот)
По вертикали:
1. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ.
(отравление)
3. В деревянном домике
Проживают гномики
Все такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(спички)
4. Кто проходит, кто уходит –
Все ее за ручку водят.
(дверь)
5. То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе:
Продырявит море.
(утюг)
7. Чудо-ящик, в нём - окно,
В том окошечке – кино.
(телевизор)
8. Через поле и лесок
Подается голосок
Он бежит по проводам;
Скажешь здесь, а слышно там.
(телефон)
10.Огонь, вышедший из под контроля человека.
(пожар)
11.Деревянная дорога вверх идет отлого, что ни шаг, то овраг.
(лестница)
14.Межи деревянные, а поля стеклянные.
(окна)
15.Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
(вода)
По горизонтали
3. Часть благоустроенной улицы, по которой ходят люди.
(тротуар)
4. Лестница – чудесница в метро.
(эскалатор)
6. Двухколесный вид транспорта.
(велосипед)
По вертикали
1. Человек, управляющий автомобилем.
(шофер)
2. На этот сигнал светофора путь закрыт.
(красный)
5. Живой транспорт на Севере.
(олень)
Пункт№8 «Дорожно-транспортная служба»
Дежурный пункта:
- Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 40 тыс. человек. Привыкая к большому количеству машин на дорогах, мы совершенно забываем об опасностях, которые с ними связаны. Некоторые рискуют перед мчащимися машинами перебегать улицу на красный цвет, забывая о правилах безопасности на дорогах. А ведь главная цель этих правил – сохранить жизнь!
Задание
Команда строится в колонну. У последнего участника в руках мяч (это машина). Дежурный пункта регулировщик. Он показывает цвета светофора: красный – мяч в руках у одного игрока, стоп; желтый – руки вверх, приготовиться; зеленый – участники команды начинают передавать мяч друг другу.
Эстафета. Три этапа. Первый – самокаты, второй – машины, третья – мяч.
6.Сбор команд в актовом зале.
7.Просмотр видеофильма «Улица полна неожиданностей»
8.Построение команд. Подведение итогов. Награждение команд победителей.
Ведущий: Мы заканчиваем нашу познавательную игру и желаем вам, дорогие ребята,
знать правила безопасности жизнедеятельности,
уметь ими пользоваться и
действовать в жизни также быстро, обдуманно и дружно как вы это делали сегодня.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий познавательно - развлекательной игры для учащихся 7-9 классов
Игра "Поле чудес" для школьников на тему: Грибы
Сценарий мероприятия на тему ОБЖ для 5-9 класса коррекционной школы с презентацией
Тест по курсу ОБЖ в 6 классе с ответами
Похожие статьи:
Занятие в творческом объединении ОДОД, посвященное 310-летию города Санкт-Петербурга
Игры по ОБЖ для учащихся 6 класса на тему «Опасные вещества»
Игры на уроках ОБЖ, 5-6 класс
Внеклассное мероприятие по ОБЖ, 6 класс
Игры по ОБЖ для учащихся 5-6 класса на тему «Факторы выживания при автономном существовании человека»