Народный промысел как средство формирования познавательного интереса у дошкольников к элементам народной культуры (на примере богородской игрушки)
Данный педагогический проект будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. Материал предназначен для детей подготовительных к школе групп. Проект может быть использован в учебно-воспитательном процессе в рамках патриотического воспитания дошкольников.
Цель:
Формирование познавательного интереса к народным художественным промыслам на примере богородской игрушки.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и углубить имеющиеся знания о зарождении богородской игрушки и резьбе современных мастеров в историческом контексте в процессе изучения русского народного промысла;
- исследовать и экспериментально проверить экологическую и гигиеническую безопасности богородской игрушки;
- изучить технологии изготовления и особенности богородских игрушек в процессе знакомства с народным промыслом.
Развивающие:
- развивать умение любоваться и восхищаться красотой предметов богородских мастеров;
- развивать умение эмоционально воспринимать народную музыку;
- развивать мелкую моторику рук при работе с ножницами;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитать нравственные понятия и этику истинного россиянина;
- воспитать патриотические чувства у дошкольников, чувство гордости за русских умельцев и национальное достояние «русский народный промысел “Богородская игрушка”»;
- совершенствовать умение творчески передавать свои впечатления, развивать зрительное и слуховое восприятие;
- сформировать радость от общения, поощрять попытки делиться своими впечатлениями.
Актуальность
Актуальность проекта обусловлена наличием роли народных промыслов богородских мастеров в воспитании потомков и заключается в востребованности приобщения подрастающего поколения к русским народным ремеслам и богородским игрушкам как элементам народной культуры. Богородские игрушки дают понятие о нравах и обычаях наших предков, их жизни и традициях. В произведениях богородских мастеров дети увидят их разносторонний талант и трудолюбие, живой интерес к природе, красоту, художественный вкус и самобытность русского умельца.
Продолжительность проекта – 1 месяц.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Образовательная область – познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Приемы: игровые, исследовательские, практические, словесные, наглядные с использованием ИКТ, здоровьесберегающие.
Планируемые результаты
Для детей:
- проявляют заинтересованность к исследовательской деятельности;
- проявляют творческую активность в продуктивной деятельности;
- имеют элементарные представления о русском народном промысле «Богородская игрушка»;
- у детей расширился и активизировался речевой запас;
- появилось желание самостоятельно заняться творчеством: мастерить и расписывать игрушки.
Для взрослых:
- повысился уровень компетентности педагогов в освоении современных образовательных технологий;
- реализована идея разработки программы по формированию познавательного интереса у дошкольников к элементам народной культуры для соотечественников, живущих за рубежом;
- установились партнерские отношения с родителями.
Используемые в совместной деятельности здоровьесберегающие технологии:
- динамические паузы;
- технология раскрепощенного развития;
- педагогика сотрудничества.
Условия реализации проекта
Материально-техническое и информационное обеспечение: проветриваемое помещение, столы, стулья, соответствующие возрасту детей, доска, часы настенные, оборудование для проведения занятий, интерактивная доска, проектор, ноутбук с выходом в Интернет, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги, художественные альбомы и иллюстрации по теме.
Оборудование:
- фигурки из фанеры для творчества (с крепежом);
- картон белый, цветной;
- бумажные стаканы одноразовые;
- трубочки для коктейля простые и с гофром;
- шило;
- краски акварельные, гуашь;
- карандаши цветные;
- пластилин;
- ватные палочки;
- кисти (клеевая, жесткая). Беличья № 5.3,2;
- листы для рисования А4, АЗ белые цветные;
- клеенки;
- стаканы для воды;
- палитры для разведения краски;
- подставки для кисточек;
- мисочки;
- бумажные салфетки;
- доска.
Этапы реализации проекта
I этап – мотивационно-диагностический
1. Определение детских интересов, способа включения детей в проектную деятельность.
2. Введение воспитанников в тематику проекта осуществлялось с использованием модели «Трех вопросов».
Что мы знаем о русском народном промысле «Богородская игрушка»?
Что мы хотим узнать?
Как узнаем об этом?
3. На основе детских высказываний определялись содержательные направления проекта.
4. Формирование мотивации у родителей, побуждение к участию в совместном проекте.
5. Постановка цели и задач.
6. Определение форм и методов работы: наблюдение, чтение, просмотр видеороликов, беседы с детьми, обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
II этап – организационный
1. Объединение детей в рабочие группы.
2. Распределение ролей, обязанностей среди детей.
3. Подбор наглядно-иллюстрационного материала по теме проекта.
4. Подбор потешек, материала для бесед, музыкальных произведений и др.
5. Разработка серии дидактических, словесных, сюжетно-ролевых, подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток.
6. Подбор материала для продуктивной деятельности.
7. Составление конспектов образовательной деятельности, подбор музыкального сопровождения.
8. Сотрудничество с родителями.
9. Объединение детей в рабочие группы.
10. Распределение ролей, обязанностей среди детей.
Подбор наглядно-иллюстрационного материала по теме проекта
Подбор потешек, материала для бесед, музыкальных произведений и др.
Разработка серии дидактических, словесных, сюжетно-ролевых, подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток.
Подбор материала для продуктивной деятельности
Составление конспектов образовательной деятельности, подбор музыкального сопровождения.
III этап – содержательно-практический
Деятельность педагогов: проведение с детьми дидактических, сюжетно-ролевых игр, подвижных игр «Золотые ворота», «Марионетки», «Бубенцы»; интерактивных игр «Виды богородских игрушек», ««Богородские медведи (парные картинки)». Чтение художественной литературы, проведение познавательных бесед, просмотр презентации посвященной Богородской игрушке, русским традициям, быту, прослушивание с детьми русских народных музыкальных произведений, стихотворений, занятия с детьми продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, раскраски, изготовление поделок).
Деятельность родителей: рассматривание иллюстраций, просмотр фильма «Музей деревянной игрушки. Часть 1: «История богородской игрушки»», просмотр мультфильма совместно с родителями дома «Приключения Петрушки / Богородская игрушка (2015 г.)».
Деятельность детей: участие в исследовательской, игровой, продуктивной деятельности.
IV этап – итоговый
Разработка макетов «богородской игрушки» из картона в игровой деятельности («Прыгающая белка», «Заинька, попляши!», «Дед Мороз»).
Организация рефлексии участников.
Взаимодействие с родителями
Рекомендации родителям по подбору литературы детям для чтения и заучивания наизусть, просмотру и обсуждению с детьми фильмов и видеороликов.
Полученный результат:
- дети получили элементарные представления о богородской игрушке, стали проявлять любознательность, активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом и со взрослыми;
- у детей появилась заинтересованность в продуктивной деятельности;
- пополнилась развивающая предметно-пространственная среда в области художественно-эстетического и познавательного развития детей;
- установились более тесные взаимодействия родителей с детским садом;
- повысилась компетентность педагога в проектной деятельности.
Формы подведения итогов:
- выставка поделок юных мастеров – участников творческих работ;
- развлечение «Петрушка в гостях у ребят».
Предварительная работа
Детей с воспитателем: беседы-обсуждения собранных материалов для чтения, заучивания наизусть, пения и анализ в процессе знакомства с богородской игрушкой и на музыкальных занятиях.
Детей с родителями: интерактивная экскурсия в музей Богородской игрушки, просмотр мастер-классов «Богородская забава», «Богородская игрушка: русский промысел, который еще жив!».
Заключение
Подводя итог работы, можно констатировать, что поставленные цели и задачи работы выполнены.
Среди множества способов повышения эффективности занятий в ДОО использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. С их помощью можно решать множество дидактических, организационных, методических, экспериментально-аналитических задач.
Загруженность современного педагога позволяет ему воспользоваться мультимедийными новинками рынка. Сегодня их особенно много и, что самое приятное, увеличиваются их технические и дидактические возможности.
Народное творчество и народные промыслы являются нашим шагом в патриотическое воспитание дошкольников. Решая задачи патриотического воспитания, я как педагог строила свою работу на следующих принципах:
- отбора знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста;
- дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рационального сочетания разных видов деятельности, адекватного возрасту баланса интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
А информационно-коммуникационные технологии были мне помощниками.
Список использованных источников и литературы
1. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез. – (От рождения до школы). - 2015.
2. Соломенникова О. А. Ознакомление детей с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез. – (От рождения до школы). - 2016.
3. Резанов Л. Богородская игрушка: [история промысла]/ Л. Резанов// Наука и жизнь: ежемесячный научно-популярный журнал. – 2008. № 10. С. 141-145.
4. Самохин А. Мишки на промысле: [из истории Богородской деревянной игрушки]/ Андрей Самохин// Свой: журнал Никиты Михалкова: Приложение к газете «Культура». –– 2019. - № 2-3 (февраль – март). С. 50-55 Страна мастеров).
5. Усков В. Знаменитая резная игрушка: [к 100-летию образования артели Богородской игрушки и первых учебных мастерских]/ Виктор Усков// Муравейник: детский журнал о природе для семейного чтения. 2015. - № 1. – С. 20-22.
6. [Электронные ресурсы]
Приложение 1
Потешки
Богородские игрушки:
Тут клюют зерно пеструшки.
Тут медведь и мужичок.
Тут лошадка и ездок!
Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!
Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!
Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.
(Ольга Киселева, Сергиев Посад)
Поговорки
Дело мастера боится.
Дело идет, как мастер поведет.
Мастер на все руки не знает скуки.
Какие снасти – таков и мастер.
С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.
Загадки
Яйца вкусные несут
И в курятнике живут.
А в селе по улице
Любят бегать…
(курицы)
Деревянные игрушки,
Да игрушки не простые -
Мы всегда в движении,
Мы всегда в работе.
А как нам это удается,
Играя, вы поймете.
(Богородская игрушка)
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Все игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки
(Богородская игрушка)
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Все игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки
(Богородская игрушка)
Игры
Золотые ворота
Цель: Развитие быстроты, ловкости, глазомера, совершенствование ориентировки в пространстве.
Описание: Два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Бубенцы
Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию.
Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.
Все дети говорят:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов «жмурка» ловит увертывающегося игрока.
Методические указания: ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.
Марионетки
Игроки надевают маски кукольных персонажей, они выполняют роль марионеток. Ведущий, его выбирают с помощью считалочки, выполняет роль кукольника, управляющего «марионетками». Все играющие становятся в круг и берутся за руки, «кукольник» входит в круг и говорит:
Я умелый мастер, кукол сделал много, а теперь хочу их обучить всему. Руки поднимать, плечами пожимать, петь и танцевать. Куклы, куклы, делай так…
«Кукольник» выдумывает разные движения, показывает их, а «куклы» повторяют. Он то подпрыгнет, то поднимет одну ногу, то другую, то попрыгает на одной ножке и т. д. «Марионетки» должны проворно повторять все движения, показываем «кукольником». Если кто-то не успеет или ошибется, то выбывает из игры.
Приложение 2
Потешка
Как на нашей улице
Живут петух и курицы.
Петушок зерно найдет,
На всю улицу поёт:
«Вы Пеструшечки, вы Несушечки,
Скорей бегите, душечки!»
Курочки бегут, кудахчут,
Крыльями друг друга бьют.
За загривок их петух
Клюёт – летит перо и пух.
Сам зернышко склюёт,
Во всю глотку поёт –
Радуется.
(Н.Н. Полякова)
Сказка о том, откуда пошла молва о Богородских мастерах
В селе Богородском некогда жил мастер, звали его Макарыч. Руки у него были золотые. Про таких в народе говорят «мастер на все руки». Любая работа у него в руках спорилась. За что не возьмется – все ему удается.
И была у него дочка-лапушка. Макарыч души в ней не чаял, баловал, мастерил для нее деревянные игрушки. Только стал замечать Макарыч, что дочка поиграет-поиграет с забавой и бросит.
Призадумался мастер, отчего не радуется дочка подарочкам? И решил он смастерить игрушку на шарнирах, чтобы веселила и радовала дочурку. Не трудно сделать, да трудно задумать, а, делая, закончить.
Вырезал он из липы заготовки, соединил детали шарнирными креплениями и лёг спать. Наутро проснулся – нет игрушки на месте. У дочки спросил, та молчит.
Смастерил Макарыч ещё три игрушки. Получились они лучше прежней. Целый день работал, а к ночи устал и лёг спать. Утром проснулся, игрушек как не было – исчезли.
Закручинился мастер, стал думать, кто же мог его поделки воровать? Думал, думал, ничего не придумал и решил проверить. Смастерил он в этот день семь игрушек, одна другой краше. Все резные, будто живые, каждый завиток словно жизни виток. А к ночи лёг спать. Спать лёг, да не уснул. Прошло немало времени. В сон клонит, да не спит мастер.
Вдруг слышит, зашуршало что-то за печкой, и вышел оттуда домовой с мешком. Сложил в него игрушки аккуратненько, чтобы не сломать, и прыг снова за печь. Вздохнул Макарыч и уснул крепким сном. Наутро проснулся и за печь, а там все его поделки.
Собрал их Макарыч в корзину, взял дочь за руку и на ярмарку отнёс. А там народ дивится, не налюбуется, ребятишкам игрушки те покупает. Распродал мастер всё, что было, а своей дочурочке петушка и курочку смастерил.
Стали и другие умельцы мастерить игрушки-забавы, артель сколотили. И пошла молва по миру о Богородских мастерах. А вы не слыхали?
(Н.Н. Полякова)
Медвежонок ищет друзей
Жил-был Медвежонок. Был он не простой, а деревянный и очень грустный, потому что не было у него друзей.
И вот однажды, когда он в очередной раз грустил, услышал он от одной Сороки о Мастере деревянной игрушки.
- Да-да, - стрекотала Сорока, - так и говорят в лесу звери - деревянные игрушки.
- Не может быть, - засомневался Медвежонок.
- А ты проверь.
И сорока поведала Медвежонку, где найти этого Мастера.
- Полетишь со мной Сорока, покажешь путь.
- Нет-нет, ни за что, - ответила сорока, - там, где он живёт очень шумно, а я не выношу шума и суеты. А ты, Медвежонок, храбрый, хоть и грустный -сам дорогу найдешь.
И Сорока поспешно улетела в лес, а Медвежонок остался один. Долго ли коротко ли блуждал он по лесу, только к вечеру увидел он огни.
- Люди должно быть, - подумал Медвежонок и побрёл на огонёк.
Заглянул в окно и обомлел. На полках вдоль стены стояло множество выструганных игрушек: белки, зайцы, медведи. Медвежонок почуял запах свежеструганного дерева.
- Братья, - обрадовался он. Как зачарованный глядел он в окно, и не заметил Мастера, который вернулся в мастерскую с охапкой деревянных поленьев для новых изделий.
- Это что еще за чудо? - удивился он.
- Ах, - воскликнул от неожиданности Медвежонок.
- Ах, - воскликнул удивлённый Мастер, - сколько лет живу на белом свете, а ни разу не видел говорящих деревянных медведей. Кто ты? И как ты сюда попал?
- Я ищу друга. Никого на свете у меня нет, и от этого мне одиноко.
- Но как ты, Мишенька, ожил? У меня столько деревянных игрушек, но оживить я их не могу.
И тогда поведал Медвежонок Мастеру тайну своего создания. Был он не простой, а богородской игрушкой, но одинокой, без товарищей и друзей.
Мастер слушал его, да всё рассматривал и дивился, а потом сказал: «Я вырежу для тебя любого друга, но ты должен будешь мне помочь оживить его».
Медвежонок с радостью согласился и стали они с Мастером творить чудеса. Столько диковинных игрушек вырезали, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Прославился тут Мастер на всю округу, да и не только.
(Даниил Капустин и его мама Наталия Григорьевна, руководитель Полякова Н.Н.)
Сказка о том, как судьба одного мальчика
повлияла на темы игрушек Богородских мастеров
В рабочем поселке Богородское жил-был мальчик по имени Родион. Он рос умным и любознательным и всегда хотел стать космонавтом. Каждую ночь он смотрел в звездное небо и мечтал о полёте в космос. Но его папа был резчиком по дереву и видел в своем сыне продолжателя дела отца. Он работал в артели Богородских мастеров, резчиков игрушек, и обучал сына своему ремеслу.
Однажды Родион услышал о конкурсе на лучшую научную работу, где победитель получал возможность посетить космическую станцию. Он с воодушевлением начал изучать книги о космосе и решил принять участие в конкурсе. Родион с головой погрузился в свою научную работу, проводил эксперименты, вникал в самые глубины космических знаний. С каждым днем Родион все больше погружался в свои исследования, и его мечта становилась всё ближе, всё яснее.
Наконец настал долгожданный день. Родион с тревогой ждал объявления результатов и, когда услышал свое имя победителя, он был просто без ума от счастья.
Родион отправился на космическую станцию и провел там несколько недель, изучая космические дали, работая с настоящими астронавтами. Это было самым захватывающим опытом в его жизни, и он понял, что его мечта сбылась. Теперь он точно знал, каково его призвание.
По возвращении домой Родион рассказывал о своих впечатлениях и приключениях в космосе. Его история вдохновила других детей мечтать о больших достижениях. Так Родион осуществил свою мечту и показал всем, как невозможное становится возможным, если верить в себя и не бояться мечтать.
Он стал настоящим героем в своем городе, и его имя стало известно всем. А известность накладывает особую ответственность. Родион прожил долгую и счастливую жизнь, продолжал исследовать космос и вдохновлять других своим примером. А его отец очень гордился своим сыном и в его коллекции космическая тема заняла главное место. Так богородская игрушка обрела современный статус.
(Константин Погосов и его мама Светлана Александровна, руководитель Полякова Н.Н.)
Рекомендуем посмотреть:
Организация предметно - развивающей среды в ДОУ по теме: Народные промыслы
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»