Занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Состав числа восемь»
Цель: развивать у детей интерес к предмету «математика», развивать познавательную активность и любознательность.
Задачи (познавательные):
- познакомить учащихся с составом числа восемь;
- повторить названия дней недели;
- научить называть соседей чисел до восьми;
- научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали;
- научить детей из восьми треугольников составлять фигуру животного, рыбки или предмет;
- повторить ориентировку на листе бумаги и в пространстве;
Социально-коммуникативные: закреплять умение работать в группе, договариваться, делать выводы;
- самооценивание и взаимооценивание учащихся;
(физические): развивать двигательную активность, умение согласовывать свои действия с действиями других детей, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование для детей: математический набор, пеналы, квадратный лист бумаги, восемь треугольников одинаковой величины (на каждого ребенка);
для воспитателя: игрушка «Незнайка», карточки от одного до восьми; квадратный лист бумаги, несколько вариантов фигур, составленных из восьми одинаковых треугольников.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Незнайке не нравится, что в неделе семь дней, а не восемь. Незнайка решил отдохнуть три дня, а не два, как обычно. Послушаем его!
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я решил открыть еще один день недели, чтобы было пять дней рабочих и три дня выходных, и, помогите мне, пожалуйста, назвать этот восьмой день недели.
Ответы детей (воспитатель помогает детям объяснить Незнайке, что восьмой день недели приведет к катастрофе мирового летоисчисления, ведь ученые много раз пересчитывали количество дней в году (в обычном году 365, а в високосном 366) разделили их на месяца, каждый месяц насчитывает тридцать или тридцать один день, а в месяце «февраль» 28 или 29 дней, и никто не может взять и поменять привычный и точный счет времени.)
Незнайка немного расстроился.
Воспитатель: Незнайка, а поиграй-ка с нами в игру: «Живая неделька»!
Игра «Живая неделька»
Ход игры: семеро детей наугад берут со стола перевернутые карточки от одного до семи и разбегаются по ковру, а по сигналу ведущего «Живая неделька, соберись!» дети строятся по порядку слева направо 1-понедельник, 2-вторник, 3-среда, 4-четверг, 5-пятница, 6-суббота, 7-воскресенье.
Воспитатель: В неделе, Незнайка, всего семь дней. Оставайся, на нашем занятии, мы сегодня будем изучать состав числа восемь.
Учащиеся по просьбе воспитателя берут из математического набора семь квадратов красного цвета. Добавляют ещё один. (Сколько всего?) Возьмите один красный квадрат и поменяйте его на один желтый. Посчитайте, сколько красных и сколько жёлтых квадратов? А всего сколько? На доске воспитатель строит выражение 7+1=8 . Возьмите ещё один красный квадрат и поменяйте на жёлтый. Посчитайте, сколько красных и сколько желтых квадратов? А всего сколько? На доске воспитатель строит выражение
6+2=8……….5+3=8;…….4+4=8;….3+5=8;…..2+6=8;…..1+7=8;…..0+8=8.
Выводы детей: восемь состоит из семи и одного, шести и двух и так далее.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: Ребята, берем в правую руку карандаш и чертим на листе бумаги в правом верхнем углу круг, в левом нижнем углу треугольник, в левом верхнем углу прямоугольник, в правом нижнем углу квадрат и в центре овал. Передавайте работы друг другу и оцените правильность работы соседа, сравните с образцом, что на доске (Образец выставляется перед оцениванием).
Путешествие пенала. Дети, встаньте, возьмите пенал в правую руку, положите его на стол, положите под стол, за стул, подержите над стулом, положите около стула, уберите на край стола. Садимся на свои места.
Воспитатель: Ребята, берем лист бумаги, что на столе. Какой формы этот лист? (Квадратный) Находим противоположные углы (версии детей), складываем угол к углу и разглаживаем сгиб. Какой формы лист? (Треугольной) Складываем пополам ещё раз, и ещё раз. Сколько раз сложили мы квадратный лист? (Три раза). Разглаживаем сгибы, чтобы линии получились чёткими. А теперь раскрываем лист перед собой. Посчитайте по линиям, сколько треугольников получилось на квадрате? (Восемь). Сравните величину треугольников. Выводы.
Воспитатель: Прошу восьмерых детей выйти на коврик!
Давайте поиграем в игру «Назови соседей!»
Игроки берут карточки с числами, несколько раз слева направо по порядку рассчитываются от 1-го до 8-ми, тем самым, и игроки, и остальные дети запоминают у кого какое число. Карточки прячут, а ведущий (желающий) спрашивает у любого игрока: «Назови своих соседей». Игроки должны назвать, например: «Справа от меня «три», а слева «пять».
Игру играем 2 раза с разными детьми.
Воспитатель: Дети, перед вами на столе восемь треугольников. Соберите из них два квадрата! А теперь, соберите один прямоугольник. Ну а сейчас, постараемся собрать какую-нибудь фигуру (на выбор: предмет, животное, рыбу, птицу). Учащиеся угадывают что за фигуру собрал «сосед». Воспитатель вместе с детьми оценивает работы. А потом выставляет на доске разные варианты возможных фигур из треугольников.
Воспитатель: Дети, выходим все на коврик. Предлагаю вам поиграть в игру «Фигуры»!
По сигналу воспитателя дети разбегаются по ковру. На сигнал «Стоп!» играющие останавливаются в какой-либо позе. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры оказались наиболее удачными. Усложняем игру (построить фигуру в паре, тройкой, вчетвером, впятером).
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, Незнайка очень доволен, что остался с нами на нашем занятии-исследовании. Он понял, что в неделе должно быть семь дней и ни больше или меньше. Особенно незнайке понравилось составлять фигуры из треугольников. Незнайка благодарит детей и уходит, обещая вернуться в другой раз. А сейчас закрепим знания о составе числа восемь: восемь состоит из семи и…? …из шести и … ? … .
Молодцы! Вам понравилось наше исследование? Что больше всего вам понравилось? Что нового мы узнали?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Путешествие на неизведанную планету
Итоговое занятие по математике в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе детского сада
ОД по математике в подготовительной группе с использованием ИКТ