Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ. История создания куклы

Конспект занятия с элементами ТРИЗ "Знакомство с историей создания куклы" для подготовительной к школе группы
Возраст: дошкольный 6-7 лет.
Цель:
Познакомить детей с историей создания куклы.
Помочь ориентироваться в прошлом и настоящем куклы.
Задачи:
Установление логических взаимосвязей;
Развитие образного и логического мышления;
Формирование (расширять, систематизировать) у детей представлений о кукле, из каких частей она состоит;
Активизация словаря детей: деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, пеленать;
Научить делать куклу из ткани самостоятельно;
Развивать интерес к познанию окружающего мира.
Материалы и оборудование: системный оператор ТРИЗ, картинки по теме, сундучок, деревянная, глиняная, кукла-палочка, пластмассовая кукла, ткань (по два лоскута размером 15Х25 см и 10Х15 см на каждого ребенка) и нитки для изготовления куклы-кувадки.
Ход занятия:
1. Воспитатель: Дети, посмотрите, какой необычный сундучок. Что-то его я раньше не видела, а вы?
Дети: Нет.
Воспитатель читает стихотворение:
Древний бабушкин сундук
Прячется за печкой,
Шаловливых детских рук
Он боится вечно.

Закрывается замком
И тяжелой крышкой,
И накидкой кружевной,
И подушек «вышкой».

Видно там хранится клад
Или карта с кладом,
Или прячут шоколад
От кого не надо.

Воспитатель: Давайте посмотрим вместе, что в нем? Воспитатель пытается открыть сундук, но сундук не открывается. Что случилось?
Воспитатель: Нужно отгадать загадку.
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно (кукла)[/i] (открываем сундук, а в ней кукла).
Открываем экран №1 (система)

Посмотрите, какая красивая кукла Мила. У неё большой бант, нарядное платье. Давайте пригласим куклу Милу к нам на занятие. Но такими красивыми куклы были не всегда.
Беседа о прошлом куклы. Рассматриваем с детьми лифт времени.
Давным-давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры, ходили на охоту, готовили еду на огне. А маленькие дети скучали, им нечем было заняться. И вот тогда, подобрав обыкновенную палочку, взрослый показал ребёнку, как можно забавляться-кормить, качать, укладывать спать. Вот так и появилась на свет первая кукла – палочка - деревянная. Открываем экран № 4 (прошлое системы)
Воспитатель: Похожа она на куклу?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
(ответы детей)
- Прошло много-много лет. Человек нашел глину. Как вы думаете, что он из неё слепил?
Дети: Посуду, кувшины, игрушки.
Воспитатель: И, конечно, же, куклу. Открываем экран 5 (прошлое подсистемы). Взрослые делали кукол для своих детей с любовью, теплотой, заботой. И чтобы кукла привлекала малыша, взрослые научились раскрашивать её. Так и появились эти красивые куклы. А как вы считаете, удобно ли играть глиняной куклой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Она тяжелая, хрупкая, может разбиться.
Воспитатель: И поэтому взрослые придумали вот такую куклу. (Показывает соломенную). Дети, посмотрите на неё и скажите из чего и как она сделана? Предположите, как она называлась? (ответы детей).
Воспитатель: Верно. Сначала собирали солому, затем её варили, чтобы стала мягкая, блестящая, эластичная, а уж потом скручивали, связывали, и украшали. Кукла получилась простой и одновременно забавной. Для кукольного наряда использовали листья лопуха или подорожника, цветы, ягоды. Косу кукле тоже приделывали из соломы, голову украшали венком. В старину этих кукол называли стригушки. Они названы так потому, что снизу их подравнивали. Подстригали ножницами. Если стригушку поставить на поднос и слегка потрясти, то кукла начинает поворачиваться, как бы танцевать. Долго ли хранилась такая кукла? (нет).Соломенная кукла оказалась не практичной - солома высыхала, ломалась. Совсем другое дело кукла тряпичная. Дети очень любили тряпичную куклу. Подумайте почему? (теплая, мягкая, похожа на маленького ребенка).
- Дети, а почему она так называется? (сделана из ткани, тряпочки, материала).
- Да, в это время люди уже научились делать нитки и ткать полотно. Ткань сшивали мешком, набивали во внутрь что-нибудь мягкое и украшали. Головку отделяли от туловища, перерезав мешочек ниткой, тесьмой. Посмотрите.
Лицо куколки было. Такую куклу делали взрослые. И каждая девочка, ваша ровесница, могла свертеть из подходящих лоскутов вот такую куклу. Чем же не практична эта кукла?
Дети: тряпичная кукла быстро пачкалась, ей нельзя было раздеть, одеть, искупать.
Воспитатель: Пока дети играли в тряпичную куклу, взрослые думали над тем, как сделать куклу, которая бы не рвалась и которую можно купать. Её решили сделать из пластмассы и резины. Детям эти куклы очень понравились. Такие куклы есть у вас дома и в детском саду. Открываем 3 окно (надсистема). Вы с ними играете каждый день. Наша гостья Мила сделана из пластмассы и резины. А вам нравятся эти куклы? Чем они вам нравятся? (они могут открывать и закрывать глаза, у них есть волосы, их можно расчесывать, купать, одевать, раздевать, они могут двигать руками и ногами). Открываем 2 окно ( подсистема).
- А для чего взрослые придумали кукол? (Взрослые придумали кукол для того, чтобы дети могли радоваться, любоваться, играть с ней и учиться - одевать ,раздевать, кормит, баюкать, петь песни).
Мы с Милой знаем интересную игру. Посмотрите, у меня на столе лежат три коробочки. В каждой из них находится кукла, о которых мы с вами сегодня говорили. Можно задавать любые вопросы, но в вопросе не должно звучать название куклы. На ваш вопросы я могу отвечать только «да» или «нет». В «да» - «нет» поиграем и куклу отгадаем.

Игра «Да» - «Нет».
Первая кукла - глиняная.
1. Она может открывать глаза? (нет).
2. У неё есть волосы? (нет).
3. Её можно раздеть? (нет).
4. У неё есть ноги? (нет).
5. У неё есть руки? (да).
6. Она тяжёлая? (да).
7. Она может двигать руками? (нет).
8. Она может разбиться? (да).
Это глиняная кукла.

Вторая кукла-палочка.
1. У неё есть платье? (нет).
2. Она тяжелая? (нет).
3. У неё есть ноги? (нет).
4. У неё есть руки? (нет).
5. У неё есть голова? (нет).
Это кукла-палочка.

Третья кукла-пластмассовая.
1. У неё есть руки? (да).
2. У неё есть ноги? (да).
3. У неё есть волосы? (да).
4. Её можно причесывать? (да).
5. Её можно мыть? (да).
6. Она может открывать и закрывать глаза? (да).
7.Она может двигать руками? (да).
Это пластмассовая кукла.

Воспитатель: - Сейчас мы с вами немного отдохнем!
Физкультминутка
Чтобы детки не шалили,
Мамы кукол мастерили.(Дети грозят пальчиком )
Сукно рвали и крутили,
В ткани яркие рядили. (Дети выполняют движение имитирующие мотание пряжи)
Дети с куклами играли
Их под песенки качали. (Дети «качают» воображаемую куклу )
Дети с куклами играли
С ними весело плясали. (Дети выполняют произвольные танцевальные движения )
Чтобы с ними станцевать,
Надо сесть-встать,
Сесть-встать,
Сесть-встать. (Дети танцуют в присядку)
Как же весело играть! (Дети поднимают руки вверх и хлопают в ладоши)
Воспитатель: - Молодцы! А сейчас я предлагаю вам самим изготовить куклу из ткани, которая называется кувадка

Детям раздаются кусочки ткани и нитки. Выполняют работу.
Воспитатель подводит итоги, рассматривают кукол.
Воспитатель: - Какие замечательные куколки у вас получились! Покажите их своим родителям, научите мам и пап делать таких же.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весна Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Речевое развитие Совместная деятельность для детей подготовительной группы. Путешествие по сказкам

Похожие статьи:

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Конспект занятия по математике в старшей группе. Счет в пределах 10
Опубликовано: 7 дней назад (14 сентября 2021)
Просмотров: 120
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!