Формирование ответственного поведения у воспитанников детского дома – как средство профилактики буллинга
Дети, попадают к нам в детский дом из трудных жизненных ситуаций и при этом сталкиваются в подростковой среде с таким явлением как «буллинг». Задача педагогов и педагогов-психологов детского дома «Ласточка», выявить причины буллинга, максимально помочь устранить сложившуюся ситуацию.
При выявлении признаков буллинга, первые действия педагогов, психолога нашего коллектива:
Информируем педагогический коллектив и берем ситуацию на контроль.
Проводим работу с родителями подростков (если такая возможность имеется): Родительская любовь для ребенка вещь не очевид¬ная, а так как родители наших детей зачастую не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят, он ни кому не нужен. И это сформирует у него ощущение незащищенности и беспомощности и как результат чувство неуверенности в себе. Поэтому в начале работы с родителями. мы обозначаем рамки и ограничения неприемлемого поведения. Проводим беседы и просветительские работы по темам: «Как научить ребенка быть сильным», «Способы эффективного взаимодействия с ребенком», «Психологические особенности подросткового возраста», «Стили семейного воспитания», «Профилактика жестокого обращения с ребенком», «Профилактика суицидального поведения у детей».
Выстраиваем план работы. Предпринимаем меры направленные на оказание психолого-педагогической и социальной поддержки, и личностное развитие ребенка. Проводим профилактическую и развивающую деятельность по формированию навыков бесконфликтного взаимодействия и урегулирования сложной ситуации. Активно применяем групповые и индивидуальные занятия, беседы, наблюдения, тренинги и т.д.
Психолог проводит диагностики:
Определение уровня агрессивности (Басса-Дарки),
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
Формы проводимых педагогами коррекционных мероприятий. включают в себя серию бесед, направленных на формирование ответственного поведения у подростков: «Ответственность», «Ответственность, как черта характера», «Мы в ответе за свои поступки». Проводим тренинги на развитие коммуникативности: «Умение решать конфликты», «Способы выхода из конфликтных ситуаций», «Из конфликта – с позитивом», «Развитие навыков ответственного поведения», «Саморегуляция». Совместно с детьми изготавливаем информационные стенды по теме «Ответственность» с консультациями «Виды психологической защиты», «Толерантность и ее роль в нашей жизни», «Способы эффективного общения», адреса, телефоны доверия.
Используем в работе ряд правил:
Правило разумного компромисса. Добиваясь изменений в поведении нужно стремиться к разумному компромиссу, который заключается в уступках со стороны обоих оппонентов, при которых стороны заключают взаимовыгодные соглашения.
Правило привлекательной альтернативы. Важно, чтоб подростки понимали не только негативность своего поведения, но и принимали, вырабатывали формы альтернативного поведения. Например, если подросток попал в плохую компанию и чтоб не отличаться от этого круга сверстников, начал употреблять нецензурную брань, курить. Естественно, что если взрослые будут требовать, как альтернативу полную изоляции и отказ общения со сверстниками, это вряд ли заинтересует подростка и покажется ему привлекательным. Однако, оказавшись в кругу подростков, имеющих другие ценности, он заметно поменяется к лучшему.
Правило позитивного взаимодействия. Это правило предполагает: постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребёнка. Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат. Поэтому важно вместе с ребёнком выявить его достоинства и ресурсы для позитивных изменений используя при этом поощрения положительных изменений.
Правило доверительности взаимодействия. Уровень открытости ребенка будет прямо связан с ощущением его собственной безопасности.
Правило субъективности взаимодействия. Помочь ребёнку можно лишь в том случае, когда он будет субъектом собственной жизни, а не объектом взаимодействия. Мы должны научить ребёнка самостоятельно принимать решения, а не формировать его зависимость от себя. Первое, что необходимо сделать ребёнка заинтересованным союзником всех позитивных изменений.
Правило системности. При оказании психолого-педагогической помощи эффективна не только прямая поддержка, но и работа по созданию воспитывающей среды.
Правило превентивности. Легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей ребёнка: безопасности, самоуважения, внимания, любви. Так как именно ограничения в реализации этих потребностей ведет к нарушению поведения у детей.
Приемы по формированию ответственного поведения у подростков.
Просьба о помощи. Для того, чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, рассказываем ему о проблеме и обращаемся к нему за советом. При этом просим подростка представить себя на месте человека или подростка, у которого возникла эта проблема и предлагаем найти способы решения. Приятно видеть в глазах подростка участие, сопереживание, желание прийти на помощь.
Оцени поступок. Выясняем нравственные позиции подростка и проводим коррекцию этих позиций. После просмотра фильмов с поучительными жизненными ситуациями, чтения книг, просим оценить поступки различных героев.
Обсуждение статьи, видео. Подбираем ряд статей, в которых описываются преступления и другие асоциальные поступки подростков. И совместно даем оценку этим поступкам. Дискуссию сопровождаем правильно поставленными вопросами, вместе приходим к положительным выводам. Учитывая, что наши дети имеют богатый асоциальный опыт и порой не имеют представления, как можно решить ту или иную проблему, показываем ребятам достойные способы выхода из сложившейся сложной жизненной ситуации. Доброго поступка. В своей работе часто используем этот прием. Предлагаем подросткам оказать помощь взрослым, сверстникам или детям младшего возраста. При этом положительно оцениваем поступок, придавая его действию значимую роль.
Стратегия жизни. В ходе беседы выясняем жизненные планы воспитанника, обговариваем, что может помочь в реализации этих планов, а что может помешать. Проводим игры – упражнения «У тебя цветик - семицветик", "Если бы у меня была волшебная палочка".
Сказка для воспитанника. Сочиняем сказку, в которой главный герой очень похож на подростка и окружающих его лиц, конец сказки придумываем вместе. Таким образом, исподволь, не травмируя ребенка, показываем недостойность поведения и помогаем ему самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации.
Так же оправдал себя прием.
Заключение договора о поведении. Большинство детей с удовольствием заключают договор. Поскольку такая работа предполагает внимание к их проблемам и обратную связь не только с нашей стороны, но и со стороны подростков группы.
Сегодня наиболее оправдательным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, как человека современного общества. Сегодня уже недостаточно просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Рекомендуем посмотреть:
Программа для детского дома. Педагогическая диагностика
Активизация умственных способностей и интеллекта детей в условиях детского дома
Интегрированные занятия в системе обучения слабослышащих дошкольников
Социальное партнерство с семьей в ДОУ