Программа предназначена для педагогов, работающих с детьми в детских домах и других учреждениях.
Аналитическая записка.
Для того, чтобы воспитание было успешным, воспитателям необходимо его строить на основе объективных сведений о детях и детском коллективе . говоря словами К.Д.Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях .
Большую помощь в этом воспитателю оказывает педагогическая диагностика личности ребёнка и коллектива.
Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучения объектов и субъектов педагогического процесса (отдельных детей и коллективов ) в целях сотрудничества с ними и управление этим процессом.
Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи : одним словом, без педагогической диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности ребёнка.
Используя диагностические методики, воспитателю следует иметь в виду :
-содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат ;
- проводя педагогическую диагностику личности ребёнка и коллектива, воспитатель должен руководствоваться принципом ‘’не навредить’’. результаты исследования не могут обсуждаться с людьми не имеющими отношения к делам детей :
-изучение личности и коллектива важно не само по себе. оно всегда должно быть направлено на решение определённых педагогических задач;
- изучение индивидуальных особенностей должно, проводится с учётом возрастных особенностей ;
-исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-вопитательного процесса;
-диагностика должна охватывать всех детей и проводиться систематически ;
- результаты педагогической диагностики являются основанием для корректирования и планирования воспитательной деятельности воспитателей.
Цель программы:
- получение целостного представления о различных сторонах личности ребенка и коллектива.
Задачи программы:
-выявление общего уровня развития, воспитанности детей.
-определение характера межличностных отношений в группе, динамики развития коллектива.
- определение изменений в ценностных ориентациях и развитии детей.
Срок реализации программы – 1 год, программа циклична.
Категория детей:
Младшая группа – 7-12 лет.
Старшая группа – 13-17 лет.
Этапы диагностики развития личности.
При организации диагностики воспитатель должен соблюдать определенную последовательность действий. Педагог должен обязательно соблюдать правила этики в диагностировании и не использовать результаты диагностики как истину последней инстанции. Процедура диагностики развития воспитанника предполагает такую последовательность действий:
- постановка целей диагностики.
- отбор методов, систем методов диагностики.
- применение методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии педагога и воспитанника.
- анализ результатов диагностики.
-выделение уровней развития детей.
- учет, фиксирование результатов диагностики.
Постановка целей диагностики. При осуществлении диагностики развития воспитанника педагог ставит общие и частные цели. Общие цели касаются выявления общего уровня развития, воспитанности, культуры ребенка. Частные связаны с выявлением уровня развития отдельного качества, свойства личности, например: нравственной воспитанности.
Отбор методов, систем методов диагностики. На этом этапе педагог отбирает методы, т. е. способы изучения воспитанника. Наиболее информативными методами при осуществлении диагностики являются следующие:
-наблюдение.
- анкетирование.
- тестирование.
- анализ результатов деятельности.
Чтобы получить объективную информацию о воспитаннике нужно из этих методов составить систему.
Анализ результатов диагностики. Каждая методика диагностики реализуется с помощью своей технологии (процедуры) обработки результатов.
При анализе результатов необходимо:
- сравнение их с критериями, показателями изучаемого свойства, качества личности.
- выделение качественных характеристик, особенных и общих признаков.
- нахождение причинно – следственных связей.
Выделение уровней развития детей. Уровни проявления того или иного качества у разных детей имеют существенные отличия. К примеру, отношение к окружающим людям может быть:
- добрым, внимательным, уважительным;
- безразличным, нейтральным;
- неуважительным.
Познавательный интерес может, например, выражаться особыми способностями к литературе. К примеру, поэтический интерес может выражаться:
-знанием поэтов и их биографии;
- знанием творчества отдельных поэтов;
-чтением наизусть поэтических произведений и т. д.
Учет, фиксирование результатов диагностики. Наиболее распространенными в педагогической практике являются следующие формы фиксирования результатов диагностики:
- составление графиков, диаграмм.
- составление характеристик.
- ведение диагностических дневников.
-заполнение карт развития дневников.
Диагностические методики 2011 2012 2013 2014
Анализ текущей и итоговой успеваемости детей.
Методика «Мотивы учебной деятельности».
Определение уровня воспитанности детей.
Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей.
Изучение анамнеза. Вопросник «Состояние здоровья и самочувствия».
Изучение сплоченности коллектива.
Микропрактикум «Моя группа».
Диагностика способности к обучению
Рекомендуем посмотреть:
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Педагогическая диагностика (мониторинг) в дошкольном учреждении в свете ФГОС ДО
Дополнительная образовательная программа. Декоративно-прикладное творчество
Программа работы летней оздоровительной площадки для детей 7-12 лет