Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» одобрена на заседании методического объединения «Творческая мастерская» отделения восстановительного лечения и реабилитации ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (протокол № 1 от «9» января 2014г.)
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» одобрена на заседании медико-социально-психолого-педагогического консилиума ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (протокол № 2 от «24» января 2014г.)
Разработчик программы:Моргач Елена Валерьевна, социальный педагог ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Рецензенты:
Н. А. Переломова, проректор по учебно-методической деятельности ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», д.п.н., профессор.
Е. В. Решетникова, зав. Кафедрой социальной работы ИСН ИГУ, канд. Философских наук, доцент.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» адресована детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 лет до 18 лет, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, поражения нервной системы, нарушения слуха и речи, генетические заболевания.
Цель дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Все в твоих руках»: компенсация и коррекция имеющихся у ребенка с ОВЗ отклонений и отставаний в освоении навыков самообслуживания и в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих успешную ориентировку в окружающем мире, дома.
Задачи:
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития;
- формирование у детей жизненно необходимых умений и навыков;
- активизация физических сил и умственной деятельно;
- ознакомление с социальной значимостью труда.
Содержание программы учитывает государственный стандарт социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг детям инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области.
Программа «Все в твоих руках» опирается на программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В. И. Романина, Н. П. Павлова), и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» построена на личностно-ориентированном подходе к ребенку и семье, в которой он воспитывается.
Программный материал разделен на 3 модуля, направленные на развитие и социализацию ребенка с ограниченными возможностями. Последовательность и нагрузка занятий зависит от уровня знаний и умений ребенка с ОВЗ, от его реабилитационного потенциала, кратности реабилитационных курсов. Поэтому последовательность и объем освоения ребенком отдельных модулей и программы в целом для каждого ребенка, поступающего на реабилитацию, определяется индивидуально. Педагог, учитывая уровень психомоторного развития ребенка, составляет индивидуальный план работы, определяя тему и нагрузку занятий.
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» предусмотрена очная форма обучения.
Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» рассчитан на 3-4 курса реабилитации, включающих в себя по 5-6 занятий. Продолжительность занятия 20-25 минут. Количество повторных курсов реабилитации будет зависеть от тяжести заболевания ребенка, от решения консилиума учреждения о необходимости повторного и последующих курсов реабилитации.
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности определяется путем проведения диагностики. Диагностика представляет собой набор специально разработанных методик и тестовых заданий. Данная педагогическая технология может быть охарактеризована как экспресс-диагностика, т.к. не требует длительного комплексного исследования. Дети объединяются в группы с общей социальной ситуацией развития, где задания даются с учетом уровня сложности, физических, эмоциональных, психических нагрузок. Данные, полученные в результате диагностики, фиксируются в диагностических картах.
Эффективность коррекционной работы с детьми проводится на основании мониторинга, который проводится до и после реабилитации ребенка с ОВЗ.
Организация активного взаимодействия ребенка с ОВЗ с окружающим миром направлена на достижение максимально возможного уровня его развития, обретение возможной с его заболеванием степенью ограничения жизнедеятельности независимости и самостоятельности в самообслуживании, в социальной интеграции.
Освоение содержания программы «Все в твоих руках» через следующие виды занятий:
- индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия,
- мастер-классы,
- круглые столы,
- экскурсии,
- вечера-встречи,
- выставки
- посещение концертов,
- беседы,
- сюжетно – ролевые игры,
- праздники и развлечения,
- чтение художественной литературы,
- трудовая деятельность,
- индивидуальные и групповые консультации с родителями.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» содержит следующие структурные компоненты: описание цели, планируемые результаты, тематический план, рабочие программы модулей, и иные методические материалы.
Ребенок
должен знать (планируемые результаты):
1. Свое имя и фамилию, имена близкого окружения, название города (села, района), улицы, номер дома (квартиры); последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девочки (девушки), правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.
2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.
3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, способы заваривания чая, правила безопасности пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.
5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома.
6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте.
7. Знать элементарные правила поведения на улице, дороги, правила поведения пешехода.
8. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.
9. Основные средства связи, виды почтовых отправлений.
10. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом,
В результате освоения программы ребенок
должен уметь:
1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.
2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.
4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
5. Поддерживать порядок в своей комнате, ухаживать за комнатными растениями.
6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения).
7. Уметь расплатиться за покупку в магазине.
8. Писать адреса на конверте.
9. Обратиться за помощью к взрослому в случае необходимости.
Реализация программы направлена на:
1. развитие ребенка на основе его компенсаторных возможностей;
2. интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников;
3. развитие творческих способностей.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» состоит из 3 модулей, отражающих комплекс многообразных связей и взаимоотношений ребенка с миром.
МОДУЛЬ 1
«САМОПОЗНАНИЕ»
Модуль программы, направлен на формирование у ребенка представлений о себе, о способах функционирования собственного тела («схема тела»). Усваивая этот материал, ребенок приобретает чувство уверенности и независимости, учится конкретизировать действия своего тела, а познание целостности тела идет через знание его частей и их функций.
Основные задачи:
Развитие телесного ориентирования.
Формирование первичных представлений о своих возможностях и умениях.
Формирование представлений о ближайшем социальном окружении «я и взрослый», «я и другой ребенок», «я и моя семья».
Развитие телесного ориентирования
Воспитание интереса ребенка к собственному телу.
Активизация чувствительности, т.е. реального ощущения своего тела.
Выделение частей тела и освоение их основных движений (развитие функций), в пространственной ориентировки в системе координат собственного тела.
Выработка умений управлять своим телом.
Методы: игровые приемы с игрушками, зеркалом, фотоальбомом, красками, смешной одеждой и украшениями; чтение книг; придумывание историй; собирание из частей персонажа сказки; составление портрета семьи; сюжетные игры, беседы, дискуссии.
Формирование первичных представлений о своих возможностях и умениях.
Умение ухаживать за собой и «преподносить себя окружающим».
Обучение ребенка понимать свои желания и настроения, выражать их в соответствии с теми социальными нормами, которые приняты в семье и обществе.
Методы: игры и упражнения, формирующие эмоциональную регуляцию поведения, сюжетные игры.
Формирование представлений о ближайшем социальном окружении «я и взрослый», «я и другой ребенок», «я и моя семья».
Освоение пространства вокруг (миром людей и предметов, природой).
Развитие способности к подражанию, на основе которого ребенок присваивает первичный жизненный опыт.
Формирование первичных представлений о семье: ее составе, функциях каждого члена семьи, выделение себя как члена семьи и определении своего статуса (сын, дочь).
Методы: игры на узнавание другого человека с помощью ощупывающих движений, по голосу, с переодеванием. Игры с семейным фотоальбом. Сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «В магазине», «Парикмахерская», «Больница»), викторины, соревнования.
МОДУЛЬ 2
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ»
Модуль программы направлен на приобретение независимости и самостоятельности в повседневной жизни, на формирование основ социального поведения ребенка. Осваивая этот материал, ребенок реализует социально-бытовой практический опыт, осваивает социальные модели поведения.
Основные задачи:
Формирование базовых умений (орудийно-предметных действий) и их включение в различные виды деятельности ребенка.
Формирование культурно-гигиенических умений и их включение в повседневную жизнь ребенка.
Накопление и реализация опыта самостоятельных действий, взаимодействия с окружающими людьми в повседневной жизни.
Формирование базовых умений (орудийно-предметных действий) и их включение в различные виды деятельности ребенка
Формирование функционального назначения предметов бытового и гигиенического назначения.
Вырабатывание у ребенка умений захватывать и удерживать предмет в руках, бросать, ловить, ощупывать.
Включение в различные виды практической деятельности
Методы: игры на узнавание и различие предметов одежды, посуды, гигиенических средств и пр. среди различных и похожих предметов, их словесное или жестовое обозначение с использованием указательного и соотносящего жестов, соотнесение предмета с картинкой («Сложи пирамидку», «Строим дом», «Плавает-тонет», «Мокрое - сухое», «Ровная - неровная», «Веревочки», «Кисточки», «Большая – маленькая чашка», «Что в баночках лежит», «Найди и покажи», «Найди лишнюю», «Найди пару», «Поставь по порядку», «Перепутаница», «Волшебный мешок», «Ящик форм», «Цветное лото»).
Формирование культурно-гигиенических умений и их включение в повседневную жизнь ребенка
Освоение умения и навыков опрятности.
Освоение умения и навыков приема пищи.
Освоение умения и навыков раздевания и одевания.
Освоение умения и навыков ухода за вещами и игрушками.
Методы: игры с игрушками «Угости куклу», «Накорми мишку», «Обед у зайки», «Накрой (сними) кастрюлю крышкой», «Пустая - полная», «Волшебные пуговицы», «Бусы для Мамы», «Наполни баночку», «Кукла заболела», «Кукла хочет спать», «Купание пупса», «Мы играем», «Рубашка для Ивашки», «Одень куклу», «Гирлянда».
Накопление и реализация опыта самостоятельных действий, взаимодействия с окружающими людьми в повседневной жизни.
Формирование общей культуры личности: навыки общения, правила этикета (в транспорте, на улице, в гостях, в музее, в театре, кинотеатре, разговоры по телефону).
Совершенствовать культурно-гигиенические привычки.
Совершенствовать пространственную ориентировку детей.
Развивать самостоятельность и творчество во всех видах деятельности.
Методы: изготовление поделок в разных техниках рукоделия, беседы, показ приемов, выставки, экскурсии, дидактические игры (с картинками – головоломками, разрезными, с предметно-игровыми действиями с игрушкой.
МОДУЛЬ 3
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Модуль программы предназначен для того, чтобы с раннего детства научить, подготовить человека избегать экстремальные ситуации, а если они случились, найти вовремя правильное решение. Осваивая материал данного модуля, поможет ребенку систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности дома, на улице, в транспорте и в опасных ситуациях.
Задачи:
Ознакомление с предметами, опасными для жизни и здоровья детей и последствиями неосторожного обращения с такими предметами.
Совершенствование умения свободно ориентироваться в помещении и на улице.
Формирование и совершенствование умений и навыков, возможных в повседневной жизни, в опасных ситуациях.
Ознакомление с предметами, опасными для жизни и здоровья детей и последствиями неосторожного обращения с такими предметами.
Ознакомление с пожароопасными предметами, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
Расширение представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме и последствиями неосторожного обращения с такими предметами.
Освоение навыком использования опасных предметов (иголка, ножницы и т. д.), и ознакомление со способами их хранения.
Овладение навыком самостоятельного набора номеров телефонов служб экстренной помощи.
Методы: настольные и дидактические игры (подбор картинок, тематические картинки, отгадывание ребусов, загадок), тематические беседы, встречи, экскурсии, викторины, конкурсы, сюжетно-ролевые игры.
Совершенствование умений свободно ориентироваться в помещении и на улице
Обобщение знаний о населенных пунктах.
Ознакомление с правилами как себя вести в опасных ситуациях с незнакомыми людьми, дома, на улице, в природе.
Расширить элементарные знания правил дорожного движения.
Ознакомить с правилами этического и безопасного поведения в городском транспорте.
Методы: настольные и дидактические игры (подбор картинок, тематические картинки, отгадывание ребусов, загадок), рисование ситуаций, тематические беседы, встречи, экскурсии, викторины, конкурсы, графические диктанты, сюжетно-ролевые игры.
Формирование и совершенствование умений и навыков, возможных в повседневной жизни, в опасных ситуациях
Ознакомление с правилами поведения у воды.
Ознакомление с правилами поведения в толпе и во время террористического акта.
Ознакомление с основными правилами пожарной безопасности.
Методы: настольные и дидактические игры (подбор картинок, тематические картинки, отгадывание ребусов, загадок), рисование ситуаций, тематические беседы, встречи, экскурсии, викторины, конкурсы, графические диктанты, сюжетно-ролевые игры.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов», М.»ВЛАДОС» 2006г.
2. Васильева М.А., В.В. Гербова, Т.С.Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. Конвенция ООН о правах ребенка,1989.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011. – 336с.
5. Худенко Е. Д., Дедюхина Г. В. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье. – М., 2009 – 212с.
Дополнительные источники:
1. Авдеева Н.Н., О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Программно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007.
2. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
3. Борякова Н.Ю. и др. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.
4. Буре Р. С. Нравственно — трудовое воспитание детей в детском саду. -М.: Просвещение, 1987
5. Ефанова З. А. Игровая деятельность на занятиях по ПДД. – Волгоград: Корифей, 2005.
6. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
7. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования.- 2004.- № 7.- С. 127-132.
8. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83-95.
9. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2001.
10. Инденбаум Е. Л. Трудности развития у детей: виды, характеристика, коррекционные подходы. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003-72с.
11. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
12. Каплан Л. И. Воспитание навыков и привычек у детей. - М.: Медицина, 1967.
13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.
14. Лимаренко А. В. Курс ТРИЗ — РТВ для дошкольников. - Владивосток: ТРИЗ, 1997.
15. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч.пос.для студентов пед.вузов. – М.: Просвещение, 2009.
16. Малышева А. Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группа.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
17. Меремьянина О. Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. -142с.
18. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольников в труде. - М.: Просвещение, 1983.
19. Нэнси Р. Финни. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие. Книга для родителей. Серия: Особый ребенок. Изд-во: Теревинф, 2009.
20. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.
21. Пер Ч. Гюнваль От «Школы для многих» к «Школе для всех» // Дефектология.- 2006.- № 2.- С.73-78.
22. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.
23. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Т.Н.Гордеюк, Л.И.Егошкина; под ред.проф. Ю.В.Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
24. Русакова Е. В. Как воспитать культурно — гигиенические навыки у ребенка — дошкольника. -М.: государственное учебно — педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1951.
25. Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.
26. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
27. Худенко Е. Д., Слободяник Н. П., Кальянов И. В., Поташова И. И., Любимова М. Н. Как научить ребенка-инвалида правилам поведения.:-М., 2007.136с.
28. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106
Рекомендуем посмотреть:
Программа для детского дома. Педагогическая диагностика
Развивающее занятие в подготовительной группе. Подготовка к школе
Дополнительная образовательная программа. Декоративно-прикладное творчество
Программа работы летней оздоровительной площадки для детей 7-12 лет