Дополнительная образовательная программа. Декоративно-прикладное творчество
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Марья-Искусница"
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1 Пояснительная записка (общая характеристика программы):
Направленность. Образовательная программа «Марья-Искусница» художественной направленности предназначена для обучения детей младшего школьного возраста. Программа является неотъемлемой частью образовательной программы МБОУ ДО ЦРТДЮ г. Краснодара и рассчитана на реализацию в течение трёх лет обучения.
Программа составлена с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанных Министерством образования и науки России совместно с ГАОУ ВО "Московский государственный педагогический университет", ФГАУ "Федеральный институт развития образования" и АНО дополнительного профессионального образования "Открытое образование", на основе накопленного собственного опыта работы, с использованием тенденций современных техник декоративно-прикладного творчества заимствованных из Интернет-ресурсов.
Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. В настоящее время возникла потребность дополнить массовое образование творческим, акцентировать в нем духовно-творческое начало, умение и желание трудиться.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить основы различных современных техник декоративно-прикладного творчества, но и применить их комплексно в предметном дизайне по своему усмотрению. Применение компетентностного подхода позволяет обеспечить наличие знаний, опыта, необходимых для успешности и эффективной деятельности. Широкое использование игрового метода обучения позволяет младшим школьникам более расширено, по сравнению с программой образовательной области «Технология», изучать как традиционные, так и современные виды декоративно-прикладного искусства, такие как «Скрапбукинг», «Свит-дизайн», «Бисероплетение» и «Мягкая игрушка», «Пэчворк» с учётом возрастных особенностей.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что групповые занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста, формируют эстетический вкус, улучшают эмоциональное состояние детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека способного к творческому саморазвитию, самореализации. Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами с раннего возраста. Участвуя в выставках, конкурсах разного уровня, дети чувствуют свою значимость среди сверстников.
Отличительные особенности данной образовательной программы от существующих состоят в том, что программа построена на широком использовании методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию компетентностей и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные игровые задания стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом.
Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей декоративно-прикладным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к творческому самовыражению.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся младших классов в возрасте от 6,5 до 10 лет, не имеющих начальных умений и навыков в декоративно-прикладном творчестве. Набор в группы 1 года обучения осуществляется по 12 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Программа базового уровня, рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей.
Объём учебных часов 1-й год обучения – 144 часа, 2-й год обучения – 216 часов, 3-й год обучения – 216 часов.
Формы обучения. При реализации программы предполагаются очные групповые формы организации деятельности обучающихся на занятиях.
Режим занятий
Занятия проводятся:
– на первом году обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;
– на втором году обучения – три раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый час.
- на третьем году обучения – три раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый час.
Особенности организации образовательного процесса – Состав группы постоянный, обучающиеся одной возрастной группы. Занятия групповые. Наряду с практическими и традиционными формами занятия будут использованы такие формы как: выставка, игра, игра-путешествие, мастер-класс, праздник, практическое занятие, творческая мастерская, творческий отчет.
1.2 Цель и задачи программы.
Целью программы является развитие творческой личности, способной к самовыражению в области декоративно-прикладного творчества, понимающей и уважающей родную культуру, готовой к социально-полезной деятельности.
Целью первого года обучения является содействие развитию у обучающихся интереса к декоративно-прикладному творчеству через формирование деятельностной компетенции по средствам организации на занятиях атмосферы сотрудничества.
Целью второго года обучения является содействие развитию у обучающихся социальных, личностных компетенций в условиях формирования индивидуальной образовательной траектории, через создание ситуации успеха.
Целью третьего года обучения является создание условий к самовыражению, готовности к социально-полезной деятельности через мотивацию к саморазвитию.
Для реализации цели были подобраны задачи.
Первый год обучения:
Образовательные:
- познакомить детей с историей различных видов рукоделия, историей развития декоративно-прикладного творчества на Кубани.
- сформировать элементарные знания о техниках «Скрапбукинг», «Бумагопластика», «Бисероплетение», «Торцевание»; - привить основные навыки в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
Личностные:
- развить устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и мотивацию к самосовершенствованию в данной области;
- формировать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- развивать творческое мышление, внимание, память, воображение;
- развить коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.
- формировать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, терпение, бережливость, улучшить моторику, гибкость рук и точность глазомера.
Метапредметные:
- формировать интерес детей к миру народной культуры;
- формировать эстетический вкус;
- обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка;
- создавать в объединении творческую атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, доброе отношение к товарищам, уважительное отношение к семье;
- развивать положительные качества личности – доброту, отзывчивость, коммуникабельность;
- активизировать совместную деятельность педагога и родителей;
- сформировать дружный коллектив;
- формировать положительное отношение к труду;
Второй год обучения:
Образовательные:
- научить применять полученные навыки комплексно в предметном дизайне;
- обучить основам планирования в творческой работе;
- сформировать элементарные знания о техниках «Свит-дизайн», «Мягкая игрушка», «Пэчворк»;
Личностные:
- формировать организационно-управленческие навыки: (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- коммуникативные качества: умение слушать и слышать, открытость, терпимость.
Метапредметные:
- волевые качества личности: сдержанность, самостоятельность, мотивацию к успеху, целеустремлённость;
- формировать нравственно-личностные качества;
У обучающихся будут формироваться следующие компетентности в данной области:
- ценностно-смысловые компетенции;
- учебно-познавательные компетенции;
- социокультурные компетенции;
- коммуникативные компетенции;
- информационные компетенции;
- здоровьесберегающие компетенции.
Третий год обучения:
Образовательные:
- научить применять полученные навыки комплексно в предметном дизайне;
- обучить основам планирования в творческой работе;
- сформировать элементарные знания о техниках «Фелтинг», «Мягкая игрушка», «Текстильная кукла»;
Личностные:
- продолжать формировать организационно-управленческие навыки: (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- коммуникативные качества: умение слушать и слышать, открытость, терпимость.
Метапредметные:
- волевые качества личности: сдержанность, самостоятельность, мотивацию к успеху, целеустремлённость;
- формировать нравственно-личностные качества;
У обучающихся будут формироваться следующие компетентности в данной области:
- ценностно-смысловые компетенции;
- учебно-познавательные компетенции;
- социокультурные компетенции;
- коммуникативные компетенции;
- информационные компетенции;
- здоровьесберегающие компетенции.
1.3 Содержание программы
Содержание учебного плана (1-й год обучения)
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория.
Режим работы, материалы, инструменты. Техника безопасности при работе с ножницами, бумагой, клеем. Правила организации рабочего места. История развития декоративно-прикладного творчества на Кубани.
Практика. Игра на знакомство «Расскажу я о себе».
Раздел 2. Бумажная пластика.
Тема 2.1. Изготовление объёмных поделок.
Теория. История возникновения и основные направления техники «Бумажная пластика». Знакомство с геометрическими формами «Шар», «Конус» Технология изготовления деталей в форме конуса, шара.
Практика. Изготовление объёмных поделок из бумаги, цветного картона, цветной бумаги: «Гусеница», «Яблоко», «Груша», «Роза из спирали», «Цветок из полосок».
Тема 2.2. Изготовление плоских поделок.
Теория. Знакомство с геометрическими фигурами «Прямоугольник», «Треугольник», «Круг». Технология изготовления деталей в форме прямоугольника, круга, треугольника. Основные способы перевода шаблона на бумагу. Термины «Шаблон».
Практика. Изготовление плоских поделок «Ромашка», аппликация «Букет», «Краб», «Мой осенний город», «Ладошки», «Любимые цветы», «Золотая рыбка», «Черепашка», «Бабочка», панно «Розы».
Итог: Выставка в кружке.
Раздел 3. Цветы из бисера.
Тема 3.1.Техника «Параллельное низание».
Теория. История возникновения и развития бисероплетения как вида декоративно-прикладного творчества. Техника безопасности при работе с бисером, иглой, ножницами, проволокой. Строение цветка. Техника «Параллельного низания».
Практика. Изготовление цветов из бисера в технике: «Параллельного низания»: «Незабудка», «Ромашка», «Колокольчик».
Тема 3.2.Техника «Дуговое» (французское) плетение.
Теория. История возникновения техники «Дугового плетения». Основные способы изготовления лепестков, листьев.
Практика. Изготовление цветка «Роза», «Мак», «Веточка яблони».
Раздел 4. Скрапбукинг.
Тема 4.1. Открытки ручной работы.
Теория. Материалы и инструменты, используемые в Срапбукинге. Знакомство с правилами сочетаемости цветов. Способы изготовления декоративных элементов с помощью дыроколов, фигурных ножниц, объёмные элементы декора из различных материалов. Последовательность работы при изготовлении открытки, скрап-странички. Технология изготовления открыток ручной работы.
Практика. Изготовление открыток ручной работы: ко Дню матери «Букет для мамы» с использованием фигурных дыроколов, «С секретом» с разворотом из листа формата А-4, открытки с кармашком с использованием цветов из бумаги, «С днём рождения» с декором из искусственных цветов, ткани, лент и бисера, открытки с объёмным содержимым из гофрированной бумаги.
Тема 4.2. Бонбоньерка.
Теория. Технология изготовления сувенирных коробочек. Последовательность выполнения работы.
Практика. Изготовление сувенирной коробочки «бонбоньерки» с декором из различных материалов. Изготовление сувенирной коробочки «Квадрат» с декором из различных материалов.
Тема 4.3. Скрап-страничка «Мои друзья».
Теория. Последовательность работы при изготовлении скрап-странички. Эскиз. Основа. Декор.
Практика. Изготовление основы, декоративных элементов, подложек для скрап-странички «Мои друзья» с фотографиями.
Тема 4.3. Скрап-страничка «Моя семья».
Теория. Последовательность работы при изготовлении скрап-странички. Эскиз. Основа. Декор. Беседа с элементами игры о семье.
Практика. Изготовление основы, декоративных элементов, подложек для скрап-странички «Моя семья» с фотографиями.
Раздел 5. Волшебный сундучок.
Тема 5.1. Браслет из атласной ленты.
Теория: Способы изготовления браслетов из атласных лент.
Практика: Изготовление браслета из атласной ленты.
Тема 5.2. Промокашка для ручки.
Теория: Презентация на тему «Лоскут - веков связующая нить» об истории и разнообразии техник работы с тканью. Техника безопасности при работе с ножницами, иглой, проволокой, тканью.
Практика: Изготовление промокашки для шариковой ручки из ткани.
Тема 5.3. Цветы из ткани.
Теория: Способы изготовления цветов из лент, ткани. Способы перевода шаблонов, выкроек.
Практика: Изготовление цветов из лёгкой синтетической ткани разными способами. Изготовление панно «Ожидание весны» с цветами из фатина, шифона и других синтетических тканей.
Тема 5.4. Ангел.
Теория: Способы бесшовного изготовления фигуры ангелочка.
Практика: Изготовление «Ангелочка» из фатина, капрона, шифона
Тема 5.5. Кукла-оберег.
Теория: Беседа «Виды и значение кукол-оберегов». Технология изготовления.
Практика: Изготовление вариации куклы-оберега из ткани.
Тема 5.6. Заколка «Роза».
Теория: Технология изготовления заколки с декоративным цветком их фатина.
Практика: Изготовление заколки «Роза» с декоративным цветком их фатина.
Тема 5.7. Браслет «Фантазия».
Теория: Технология изготовления браслета с декоративными элементами из ткани.
Практика: Изготовление браслета на руку «Фантазия» с декоративными элементами из ткани.
Раздел 6. Торцевание на пластилине.
Тема 6.1. Торцевание на плоскости.
Теория: История возникновения техники «Торцевание» как вида декоративно-прикладного творчества. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами, используемыми в торцевании. Знакомство с необходимыми материалами, инструментами и основными способами изготовления деталей квадратной, круглой формы.
Практика: Изготовление плоских поделок. Открытка с разворотом «Сердечко», панно «Тюльпан» с использованием деталей квадратной, круглой формы.
Тема 6.2. Объёмное торцевание на пластилине.
Теория: Знакомство с необходимыми материалами, инструментами и основными способами изготовления деталей треугольной формы. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами, используемыми в торцевании. Способы и последовательность крепления деталей и декоративного оформления поделок.
Практика: Изготовление объёмных композиций. Изготовление объёмной композиции «Топиарий» с использованием классической техники «Торцевание». Изготовление объёмной композиции «Кактус». Изготовление объёмной композиции «Божья коровка». Изготовление объёмной композиции «Гиацинт» с использованием деталей квадратной, круглой формы.
Тема 6.3. Изготовление объёмной композиции по выбору.
Теория: Беседа «Эскиз – важная часть творческой работы».
Практика: Самостоятельное изготовление объёмной композиции по выбору воспитанников с использованием разновидностей в технике «Торцевание».
Раздел 7. Творческая работа.
Тема 7.1. Творческая работа «Времена года».
Теория: Метод проектов. Основы проектирования изделия с использованием «Звёздочки обдумывания». Выбор направления работы с учётом всех изученных техник декоративно-прикладного творчества. Эскиз.
Практика. Выбор техники для работы над проектом. Изготовление эскиза изделия с помощью «Звёздочки обдумывания». Подбор материалов, инструментов. Последовательное изготовление основных деталей изделия.
Сборка, декорирование изделия. Представление своего проекта.
Тема 7.2. Творческая работа «Магия цветов».
Теория: Метод проектов. Проектирование изделия с использованием «Звёздочки обдумывания». Выбор техники для работы над проектом. Эскиз.
Практика. Изготовление эскиза изделия с помощью «Звёздочки обдумывания». Подбор техники декоративно-прикладного творчества, материалов, инструментов. Последовательное изготовление основных деталей изделия. Сборка, декорирование изделия. Представление собственного творческого проекта.
Тема 7.3. Творческая работа «В гости к бабушке».
Теория: Метод проектов. Проектирование изделия с использованием «Звёздочки обдумывания». Выбор техники для работы над проектом. Эскиз.
Практика. Изготовление эскиза изделия с помощью «Звёздочки обдумывания». Подбор техники декоративно-прикладного творчества, материалов, инструментов. Последовательное изготовление основных деталей изделия. Сборка, декорирование изделия. Подготовка работ к итоговой выставке.
Раздел 8. Итоговое занятие.
Практика. Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка лучших творческих работ. Игра.
Содержание учебного плана (2-й год обучения)
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория.
Режим работы, материалы, инструменты. Техника безопасности при работе с ножницами, иглой, бисером, проволокой и другими материалами. Правила организации рабочего места.
Практика. Игра «Что? Где? Когда?»
Раздел 2. Мягкая Игрушка.
Тема 2.1. «Мягкая игрушка».
Теория: История возникновения мягкой игрушки. Техника безопасности при работе с ножницами, иглой. Основные технологические приёмы изготовления деталей. Шов «Вперёд иголку», «Петельный», «Соединительный».
Практика. Изготовление плоских и объёмных игрушек. Прорабатывание основных швов «Вперёд иголку», «Петельный», «Соединительный».
Изготовление игрушек «Кот», «Кот Феликс», «Зайка».
Раздел 3. Пэчворк.
Тема 3.1. Печворк. Виды швов.
Теория. Техника безопасности при работе с ножницами, иглой, тканью. Элементы сходства с техникой «Айрисфолдинг». Швы простые и декоративные.
Практика. Проработка швов «Вперёд иголку», «Назад иголку». Проработка швов «Петельный», «Петельный на плоскости». Проработка шва «Козлик» на лоскуте ткани. Соединение нескольких лоскутов. Проработка шва «Тамбурный». Соединение нескольких лоскутов. Проработка соединительных швов.
Тема 3.2. Пэчворк. «Игра красок».
Теория: Правила составления эскиза изделия. Основные технологические приёмы изготовления и соединения деталей квадратной, треугольной формы.
Практика: Изготовление игольницы в стиле «Пэчворк» из квадратиков. Изготовление прихватки в стиле «Пэчврк» из треугольных деталей.
Раздел 4. Скрапбукинг.
Тема 4.1. Скрапбукинг. Альбом «Моя семья».
Теория. Повторение способов изготовления декоративных элементов с помощью дыроколов, фигурных ножниц, объёмные элементы декора из различных материалов. Повторение последовательности работы при изготовлении открытки, скрап-странички, технологии изготовления открыток ручной работы. Изучение последовательности работы над альбомом в стиле «Скрапбукинг». Технология изготовления бумаги и картона ручной работы.
Практика. Изготовление скрап-альбома «Моя семья».
Изготовление эскизов титульной странички альбома, эскизов всех тематических страничек альбома.
Изготовление каркаса для будущего скрап-альбома.
Изготовление декоративных элементов и декорирование титульной странички скрап-альбома.
Изготовление внутреннего содержимого альбома. Изготовление страничек: «Моя первая фотография», «Это моя мама», «Это мой папа», «Моя семья», «Моё семейное древо», «Я люблю…», «Мои школьные друзья», «Наши праздники».
Раздел 5. Сувениры из бисера.
Тема 5.1. Браслет «Фантазия».
Теория. Техника безопасности при работе с бисером, иглой, ножницами, леской. Материалы и инструменты. Основные направления в бисероплетении. Техника «Низание», Техника «Круговое низание»
Практическая работа. Изготовление полотна для браслета «Два с половиной ромба». Изготовление декоративных элементов в технике «Круговое низание» для украшения браслета.
Раздел 6. Волшебный пластилин.
Тема 6.1. Объёмные поделки из пластилина.
Теория. Свойства пластилина. Способы изготовления деталей круглой, квадратной, треугольной формы. Крепление деталей. Основы техники «Пластилинография».
Практическая работа. Изготовление объёмной фигурки «Фламинго», «Медведь в берлоге», «Муравей», «Акула», «Пасека», композиций «Царевна-лягушка», «Подсолнух», «Морское дно».
Раздел 7. Свит-дизайн. Букет из конфет.
Тема 7.1. Свит-дизайн. Основы.
Теория. История возникновения и основные направления в технике «Свит-дизайн». Материалы и инструменты, технология декорирования конфет. Технология изготовления декоративных элементов из гофробумаги, проволоки.
Практическая работа. Изготовление декоративных элементов «Крокус», «Роза», «Бутон розы», «Хризантема» «Листья» и других элементов из гофрированной бумаги проволоки и синтетической ткани.
Тема 7.2. «Букет из конфет».
Теория Основы флористической композиции.
Практика Изготовление букета «Весеннее настроение», «Мои любимые цветы», композиций «Корзинка роз», «Хризантемы», «Фантазия».
Раздел 8. Творческая работа.
Тема 8.1. «Творческая работа».
Теория. Основные этапы творческой деятельности. Метод проектов. Основы проектирования изделия с использованием «Звёздочки обдумывания». Эскиз. Выбор направления работы с учётом всех изученных техник декоративно-прикладного творчества.
Практическая работа. Проектирование собственной деятельности по теме «Лето», «Хозяюшка», «Мечта», выбор техники, материалов и инструментов для успешного выполнения творческой работы. Изготовление эскиза. Поэтапное изготовление основы изделия, декоративных элементов, оформление внешнего вида. Подготовка лучших творческих работ к отчётной выставке.
Раздел 9. Итоговое занятие.
Практическая работа. Выставка творческих работ. Награждение по итогам участия в выставках в объединении. Подведение итогов работы за год.
Содержание учебного плана (3-й год обучения)
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Режим работы, материалы, инструменты. Техника безопасности при работе с ножницами, иглами для валяния, шерстью, бисером, проволокой и другими материалами и инструментами. Правила организации рабочего места.
Практика. Обсуждение работы на год.
Раздел 2. Мягкая игрушка.
Тема 2.1. «Плоская игрушка».
Теория. Правила перевода и раскроя парных деталей. Порядок соединения деталей. Правила набивки наполнителем. Виды наполнителя.
Практика. Изготовление плоских игрушек. Прорабатывание основных швов «Назад иголку», «Петельный», «Соединительный». Изготовление игрушек.
Изготовление игрушки «Совушка», «Мишка», «Слоник» «Ёлочка».
Тема 2.2. «Игрушка с элементами бисера».
Теория. Повторение правил перевода и раскроя парных деталей. Понятие «каркас», правила изготовления каркаса из проволоки. Порядок соединения деталей игрушки на каркасе. Правила вышивки бисером.
Практика. Изготовление игрушек с элементами бисера «Божья коровка», «Паучок» «Обезьянка», «Лошадка». Прорабатывание основных швов «Назад иголку», «Петельный», «Соединительный». Вышивка бисером декоративных элементов. Изготовление проволочного каркаса.
Раздел 3. Сувенирная кукла.
Тема 3.1. «Кукла-тильда».
Теория. История создания куклы. Виды кукол. Кукла-оберег - правила и обычаи. Разновидность современной куклы. Понятие «уток», «По косой», «долевая нить», «припуск на швы». Виды волос для кукол. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с ножницами, иглой, наполнителем.
Практика. Изготовление куклы – тильды по выбору. Изготовление тела куклы, волос. Набивка деталей. Изготовление одежды для куклы. Оформление лица куклы разными способами.
Раздел 4. Сухое валяние из шерсти.
Тема.4.1. «Игрушки в технике сухое валяние».
Теория. Технология изготовления игрушек в технике «Сухое валяние». Виды шерсти для сухого валяния, виды игл для валяния «звёздочка», «треугольник», «обратная игла», «корона», размеры игл для валяния. Правила раскладки шерсти. Правила формирования заготовок из шерсти (круг, квадрат, бочонок и т.д.). Правила соединения деталей. Плотность игрушки. Дополнительные материалы и инструменты.
Практика. Проработка основных элементов валяния заготовок из шерсти (круг, квадрат, бочонок и т.д.) Изготовление игрушек из шерсти на основе проработанных элементов «Мышка», «Яблоко», «Божья коровка», «Птичка», «Котик», «Мишка», «Слоник».
Раздел 5. Бисероплетение.
Тема 5.1. «Плоские фигурки из бисера»
Теория. Техника безопасности при работе с бисером. Необходимые материалы и инструменты. Сочетаемость цветов. Технологические приёмы в технике «Параллельное низание».
Практика. Изготовление фигурок «Божья коровка», «Паучок», «Морской конёк», «Корова», «Дельфин».
Тема 5.1. «Объёмные фигурки из бисера».
Теория. Технологические приёмы в технике «Параллельное низание». Правила изготовления объемных фигурок.
Практика. Изготовление фигурок «Кот», «Краб», «Собака», «Орёл», «Лисичка», «Лошадка».
Раздел 6. Творческая работа.
Теория. Основные этапы творческой деятельности. Метод проектов. Основы проектирования изделия с использованием «Звёздочки обдумывания». Эскиз. Выбор направления работы с учётом всех изученных техник декоративно-прикладного творчества.
Практическая работа. Проектирование собственной деятельности по теме «Фантазия», «Любимая игрушка», «Сказка», выбор техники, материалов и инструментов для успешного выполнения творческой работы. Изготовление эскиза. Поэтапное изготовление основы изделия, декоративных элементов, оформление внешнего вида. Подготовка лучших творческих работ к отчётной выставке.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Практическая работа. Выставка творческих работ. Награждение по итогам участия в выставках в объединении. Подведение итогов работы за год.
1.4. Планируемые результаты. К концу 1-го года обучения
Предметные результаты - обучающиеся будут знать:
- историю возникновения различных техник декоративно-прикладного творчества;
- Технику безопасности при работе с различными инструментами;
- основные способы работы по алгоритму, схеме, чертежу;
- требования к содержанию рабочего места;
- элементарные способы изготовления открыток ручной работы;
- простейшие способы изготовления цветов и элементов декора из подручного материала (бисер, цветная бумага, картон, ленты, ткань и др.)
- правила составления простых композиций;
Обучающиеся будут уметь:
- пользоваться различными инструментами и приспособлениями;
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении поставленных задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу,
- выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- организовать рабочее место.
Личностные результаты - у обучающихся будут развиты:
- способность видеть и понимать прекрасное;
- внимание, память, воображение;
- коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.
- организационно-управленческие навыки: (умение содержать в порядке своё рабочее место);
- Моторика и гибкость рук, точность глазомера;
У детей будут воспитаны:
- аккуратность;
- усидчивость;
- трудолюбие;
- бережливость;
- сформировано положительное отношение к труду.
Метапредметные:
у обучающихся будут развиты:
- мотивация к изучению различных техник декоративно-прикладного творчества;
К концу 2-го года обучения
Предметные результаты - обучающиеся будут знать:
- основные способы изготовления открыток ручной работы в технике «Скрапбукинг»;
- основные способы изготовления изделий в технике «Мяграя игрушка»
- основные способы изготовления букета из конфет «Свит-дизайн»;
- теоретические основы выполнения творческой работы.
Обучающиеся будут уметь:
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности.
- создавать модели несложных объектов в разных техниках декоративно-прикладного творчества из различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
- использовать шаблоны для изготовления изделий;
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.
- применять полученные навыки комплексно в предметном дизайне.
- владеть основными навыками в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;
Личностные результаты - у детей будут развиты:
- Творческое мышление;
- Художественный вкус;
- Устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и мотивацию к самосовершенствованию;
У детей будут воспитаны:
- волевые качества личности, а именно, сдержанность, самостоятельность, мотивация к успеху, целеустремлённость.
- нравственные качества личности, а именно, доброе отношение к товарищам, взаимопомощь, уважительное отношение к семье.
- коммуникативные качества – умение слушать и слышать, открытость, терпимость.
Метапредметные результаты
У обучающихся будут сформированы следующие компетентности:
Ценностно-смысловые компетенции:
- умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
Социокультурные компетенции:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: учащегося, гражданина, члена семьи; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- иметь представление об истории, традициях Кубани;
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно;
- уметь представлять свой творческий коллектив на выставках, конкурсах различного уровня;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
К концу 3-го года обучения
Предметные результаты - обучающиеся будут знать:
- основные способы изготовления игрушек в технике «Фелтинг»;
- основные способы изготовления изделий в технике «Мягкая игрушка»;
- основные способы изготовления «Текстильной куклы»;
Обучающиеся будут уметь:
- научить применять полученные навыки;
- обучить основам планирования в творческой работе;
- сформировать элементарные знания о техниках «Фелтинг», «Мягкая игрушка», «Текстильная кукла»;
Личностные - у детей будут развиты:
- продолжать формировать организационно-управленческие навыки: (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- коммуникативные качества: умение слушать и слышать, открытость, терпимость.
Метапредметные результаты:
У обучающихся будут сформированы следующие компетентности:
Ценностно-смысловые компетенции:
- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно о результатах своего труда;
- иметь опыт восприятия картины мира.
Социокультурные компетенции:
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций.
Коммуникативные компетенции:
- владеть разными видами речевой деятельности;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;
- владеть умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- применять для решения учебных задач информационные технологии.
Здоровьесберегающие компетенции:
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях:
- позитивно относиться к своему здоровью;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.2. Условия реализации программы.
- Материально-техническое обеспечение. Для успешной реализации программы необходимо проводить занятия в помещении соответствующем требованиям САНПиН.
- Оборудование, инструменты.
- Парты ученические, стулья ученические, планшетный компьютер, шкафы для выставочных работ, папки с наглядными материалами, схемами лекалами, необходимые материалы и инструменты в изучаемых техниках декоративно-прикладного творчества, интернет. 2.3. Формы аттестации.
В конце каждой темы планируется проведение выставок в объединении, самостоятельных работ по изготовлению изделий по памяти, конкурсы различного уровня. В конце каждого года обучения проводятся итоговые выставки лучших работ, также персональные выставки.
Способы определения результативности:
- Наблюдение;
- Анализ;
- Мониторинг. 2.4. Оценочные материалы.
-Диагностические карты.
- Итоговый тест. 2. 5. Методические материалы.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Для формирования гибких, мобильных знаний, а также умения применять их в нетипичных ситуациях успешно применяется компетентностный подход.
Формирование коммуникативных компетенций достигается при помощи приёмов способствующих развитию умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать самостоятельно и в группе, где дети учатся распределять обязанности и выполнять определённые социальные роли Важную роль играют устные ответы, представление творческих проектов, тематических сообщений.
Ценностно-смысловые компетенции формируются при осуществлении индивидуальной и частично-поисковой деятельности при работе над творческим проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность, знакомство с культурой своего народа, края, собственной семьи.
Информационные компетенции развиваются при самостоятельной подготовки сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера.
Здоровьесберегающая компетенция совершенствуется при изучении и применении правил личной гигиены, заботы о собственном здоровье, личной безопасности, проведении регулярных инструктажей по технике безопасности.
Учебно-познавательные компетенции формируются при изучении истории возникновения различных техник декоративно-прикладного творчества; основных способов работы по алгоритму, схеме, чертежу; элементарных способов работы в различных техниках рукоделия; простейших способов изготовления элементов декора из подручного материала (бисер, цветная бумага, картон, ленты, ткань и др.); правила составления простых композиций.
Всё вышесказанное обуславливает выбор следующих методов:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ электронных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом. 2. 6. Рабочие программы.
Общеобразовательная, общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности базового уровня «Марья-Искусница». Программа реализуется с 2014 года.
3.Список использованных источников. Для педагога. Нормативные акты
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
5. Письмо от 18 ноября 2015 г. N 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО "Московский государственный педагогический университет", ФГАУ "Федеральный институт развития образования" и АНО дополнительного профессионального образования "Открытое образование".
6. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572.
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Автор - составитель: Рыбалѐва Ирина Александровна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой дополнительного образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края
Основная литература (книги)
1. Бондарева Н.А. «Конструирование современного урока на основе педагогической техники».- Армавир, 2001.
2. Божко Л.А. «Бисер. Уроки мастерства».-М.: Мартин, 2003.
3. Григорьева А. «Золотая книга рукоделий» - М.: Белый город, 2008.
4. Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эскимо; Донецк: СКИФ, 2011. 64с.: ил.- (Азбука рукоделия).
5. Силберг Дж. «500 пятиминутных развивающих игр для детей»/Пер. с англ. Е.Г. Гендель.-Мн.:ООО»Попурри», 2004. Дополнительная литература:
1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. – 6-е изд. – Самара: Издательство Учебная литература»: Издательский дом «Фёдорова», 2013.
2. Сайт: Педагогические технологии - Кукушин В.С. - 3.14. Авторская педагогическая технология C.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем).
Электронные ресурсы
1. «Библиотека по педагогике» С.Н. Лысенкова. Когда легко учиться. «Дайте открытый урок». -
2. «Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования» И.Ф. Горохова
3. Сайт «Страна мастеров». Техники. Для обучающихся Основная литература
1.
2. Григорьева А. «Золотая книга рукоделий» - М.: Белый город, 2008.
3. Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эскимо; Донецк: СКИФ, 2011. 64с.: ил.- (Азбука рукоделия). Дополнительная литература
1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. – 6-е изд. – Самара: Издательство Учебная литература»: Издательский дом «Фёдорова», 2013. Для родителей Электронные ресурсы
1. Сайт «Страна мастеров». Техники.
2. Сайт «Рукоделие. Мастер классы.»
3. Сайт «Рукоделие и декор. Идеи, советы, уроки.»
4. Сайт «Мастер-классы по рукоделию.»
5. Сайт «Круг мастер-классов. Скрапбукинг.»
6. Сайт «Мастера рукоделия».
Скачать Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Марья-Искусница"
Здравствуйте, Людмила Игоревна, заинтересовалась вашей программой. Замечательно все написано. Понятно и доступно. Очень понравилось, что рассматриваются разные виды техник декоративно-прикладного творчества, а главное современных, которые в любом случае будет полезны и интересны детям. Спасибо за ваш труд!
Программа лоинтересная,разнообразная,логически выстроенная.Единственное мне не понятно в проектной работе понятие "Звездочки обдумывания".Можете подробнее объяснить?