Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспекты занятий по актерскому мастерству для школьников

Сборник занятий актёрскому мастерству в школьном театре.
Автор: Рахматуллина Вера Евгеньевна
Пояснительная записка.
Актуальность: В современном обществе резко повысился престиж интеллекта и научного знания. Отсюда стремление научить детей читать, писать и считать, а не способности чувствовать, думать и творить. Таким образом, эмоционально-духовная сущность превращается во вторичную ценность. Дети реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.
Электронные игрушки и компьютеры, популярные в последнее время, не способны компенсировать ребенку детское сообщество, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности. Такие дети не умеют занять себя в свободное время, на окружающий мир смотрят без особого удивления и интереса, как потребители. У них недостаточно развиты память и внимание, а психологи, отмечая недостаток наблюдательности и творческой выдумки, часто ставят диагноз: "не доиграл", т.е. не натренировал свою фантазию в радостном процессе игры.
Работая с детьми на уроках музыки в школе, у меня возникла потребность найти такую форму развития у детей творческих способностей, которая была бы близка и интересна мне и максимально действенна и эффективна для детей.
Так, мною была разработана программа «Театральное творчество» для учащихся начальных классов.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.
Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.
Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат.
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
• опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
• помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
общения;
• через театр привить интерес к мировой художественной культуре
и дать первичные сведения о ней;
• научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к
любой работе.
Уроки театрального творчества необычные, проводить занятия нужно эмоционально и увлекательно. На уроках от педагога требуется хорошее настроение и доброжелательность. На протяжении нескольких лет мне пришлось выработать определённую структуру занятий.
Структура урока выглядит так:
- Приветствие и артикуляционная гимнастика
- Гимнастика для лица
- Скороговорки
- Упражнения на технику речи (стихи, ритмическое чтение)
- Задания на пластику движений (игры)
- Подвижные игры
Структура может меняться. Это зависит от основной цели урока, возраста школьника, степени усвоения материала. Только нужно следить за тем, чтобы статичные упражнения чередовались с подвижными, своевременно происходила смена одного задания другим.
Важным условием всей работы является сохранение игрового начала: короткое объяснение – пробный показ – краткий анализ показа – поточный показ и анализ учеников – поощрение лучших. Излишний разбор ошибок снижает интерес детей и эмоциональность урока.
Каждый урок должен обязательно нести в себе какой-то новый элемент, упражнение задание или игру. Если задание оказалось сложным для ваших детей, то его надо заменить на более лёгкое, чтобы к нему вернуться на другом этапе.
Особое место в занятиях уделяется работе с воображаемым предметом, которой мы уделяем большое внимание на протяжении всего курса. Это один из элементов системы К.С.Станиславского, очень ценимый им, который обогащает фантазию, развивает творческое воображение, логику и последовательность действий.
Основная работа по развитию речи (постановка дыхания, тренировка речевого аппарата, пословицы и скороговорки) ведётся в первые два года обучения, когда дети это делают с удовольствием. На третьем году обучения мы больше внимания уделяем выразительности речи, ищем краски для выражения творческих идей, задумок.
Заканчиваем урок, как правило, эмоциональными занимательными или подвижными играми, чтобы дети ушли с занятия с хорошим настроением.
Театральное творчество
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Основными требованиями в работе являются достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах. С этой целью детям дается ряд упражнений, развивающих именно эти навыки:
- Домысливание предлагаемых обстоятельств;
- Рассказ о герое от его собственного лица;
- От лица персонажа, вступившего с ним в конфликт;
- Придумывание событий до этюда и после него;
- Характеристика героя по его собственной речи и т.д.
Таким образом, у школьников постепенно формируется представление о характере как особом поведении. На этом этапе ребенок уже должен уметь рассматривать поступок как действие, через которое проявляется характер героя.
На заключительном выступлении показываются инсценировки стихов, фольклорные праздники, «деревенские посиделки». Школьники участвуют в спектакле как в коллективном творчестве, используя рабочую терминологию актерского искусства.
Конспект занятия по актерскому мастерству № 1
Тема: «Сценический образ театра кукол».
Цель: Формирование умения перевоплощаться в художественный образ через знакомство с элементами актерского мастерств
Задачи:
1.Познакомить с элементами актерского мастерства: мимика, жест, пластика.
2.Развитие двигательной сферы через умение управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, связанных с воображением, образным мышлением, фантазией в создании актерских этюдов.
3.Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (увлеченности, целеустремленности, наблюдательности, самостоятельности);
Технические средства:
1.Музыкальный центр.
2. Экран.
3.Мультимедиа проектор.
Ход занятия.
1.Организационный момент.(10 минут).
1)Театральный поклон.
2. Актуализация знаний
3) Актерский тренинг для разогрева речевой и двигательной
координации:
• Упражнение «Снежки»
• Упражнение «Насос»
• Упражнение «Дровосек»
• Упражнение «Поезд»
Повторение материала, как метод формирующий самопознание.
3.Знакомство с новым материалом. (5 минут).
Вопросы студийцам:
• «Как вы считаете, кто занимается в театральном коллективе – созданием сценического образа?»
• «С помощью, каких средств можно создать интересную и выразительную роль?»
• «А достаточно ли тех элементов, которые вы назвали, для создания полноценного сценического образа?»
Слайд (1) Тема урока.
Знакомство с новым материалом.
1. ПОКАЗ слайдов с разными вариантами МИМИКИ людей.
Как называется данный элемент сценического образа?
Слайд ( 2, 3,4,5,6)
• МИМИКА - (греч. Подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. П.
Слайд (7,8)
Типы мимики:
• непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;
• произвольная (сознательная) мимика, как элемент актерского искусства, состоящая передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.
Практическая работа.
1 Задание.
Мимика: Боль ноющая, непрерывная. Лицо старого человека (характерные черты – морщины, глаза прищурены, искаженный рот).

2 задание.
Мимика: Показать маску «Ужасающий страх» (характерные черты - глаза и рот предельно широко раскрыты).
Самые удачные мимические зарисовки получают звездочку.
Метод стимулирования.
2.ПОКАЗ слайдов с разными вариантами ЖЕСТОВ и ПЛАСТИКИ людей.
Слайд (9,10, 11, 12,13,14, 15)
Знакомство с определениями
ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – это язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и движения:
Слайд (16,17,18,19)
• как мимические жесты
• жесты головы, рук и ног
• походка
• различный поворот корпуса тела.
Практическая работа.
1 Задание.
Жесты: Пальцы максимально напряжены, при этом трясутся и постоянно ищут опору. Руки старого человека – корявые и некрасивые.
Пластика: Голова трясется, сгорбленная спина, согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко расставлены в стороны.
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – старого человека.
Метод сравнения
2 задание.
Жест: Руки в позиции – «Опасность» (руки напряжены, но гибкие, готовые к атаке).
Пластика: Корпус в позиции «Ожидание» (шея вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и поддался вперед, ноги расставлены широко, готовые к прыжку).
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – хищное животное.
Самые удачные пластические зарисовки получают звездочки. Метод стимулирования
4. Практическая работа (Индивидуальные этюды). (10 минут)
1)Вопросы для студийцев:
• «Чем отличается пластический этюд от зарисовки?»
• «Создав сценический образ, что должен сделать актер, прежде чем выйдет на сцену?»
2) Показ актерских этюдов «Снежные персонажи» с применением мимики, жестов и пластики: «Снежинки», « Снеговики», «Снежные животные».
Метод моделирования. Работа с группами.
5.Подведение итогов. (5 минут)
Вопросы студийцам:
• «Помогло ли вам сегодняшнее занятие освоить некоторые актерские хитрости?»
• «Какие этюды сегодня не получились и почему?»
• «Как вы считаете, какие этюды удались и почему?»
Метод сравнения
6.Рефлексия:
• Удовлетворительно (рука на уровне пояса)
• Хорошо (рука на уровне головы)
• Отлично (рука выше головы) рефлексия

7.Домашнее задание – доработать пластические этюды на тему «Снежные персонажи».
Конспект занятия по актерскому мастерству №2.
Тема: «Петрушка – народный ярмарочный герой»
Цель занятия: формирование первоначальных знаний о главной кукле российских театров – Петрушке.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить обучающихся с происхождением главного героя российских театров, с его «родственниками» в разных странах; 2.Познакомить с чертами характера этой куклы.
Развивающие:
1. Развивать наблюдательные, познавательные и творческие способности воспитанника.
2. Развивать творческую активность, фантазию, воображение и образное мышление.
3. Развить у обучающихся осмысленный подход к работе: самооценка, настойчивость, сравнение, мотивацию к познанию и творчеству.
Воспитывающие:
1.Побудить детей к импровизации, используя театральные куклы;
2.Создать творческую атмосферу на занятии.
Педагогические технологии: ….
Методы обучения: словесный, наглядный, продуктивный, игровой, метод мотивации и стимулирования, информационные технологии.
Методическое обеспечение занятия:
- оформленные мини – галерея с различными портретами народных кукол – любимцев;
- иллюстрации сцен из постановок;
Оборудование и материалы: аудиозаписи, куклы: Петрушка, цыган, лошадь, круглая ширма, краски, фломастеры, альбомные листы, плакат, музыкальный центр, музыкальные шумовые инструменты, одежда Петрушки, пищик, ширма(рабочая и круглая) .
Подготовительная работа:
1.Работа с литературой.
2.Разработка и написание конспекта.
3.Подбор музыкального оформления.
4.Подготовка иллюстративного и наглядного материала.
5. Подготовка ширм и кукол.
6. Подготовка кабинета к занятию.
Ход занятия
I. Организационный этап
Педагог: Добрый день ребята! Мы начинаем наше занятие традиционно, с рабочего полукруга. Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа. И поэтому, давайте пожелаем друг другу то, что помогло бы нам хорошо по работать на занятии.
(Педагог первый протягивает ладонь и называет пожелание. К нему подходят по очереди дети и кладут свою ладонь на его, говоря пожелание.)
II.Основной этап
Педагог: Сегодняшнее занятие я начну со стихов:
«Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улице Бассейной!»
«Мистер Твистер
Бывший министр,
Мистер Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет пароходов,
Решил на досуге,
Объехать мир»
Педагог: Ребята! Вы знаете, кто такой С. Я. Маршак?
Обучающиеся: Детский писатель
Педагог: А какая существует связь между прочитанными мной стихами и детским писателем С.Я Маршаком?
Обучающиеся: Он является автором прочитанных стихов.
Педагог: А кто из вас может еще прочесть какие-нибудь стихи С.Я Маршака
(Дети читают стихи)
Педагог: Молодцы! Вы много знаете стихов этого писателя?
А вот слышали ли вы вот такие его стихи:
«Здравствуйте, мои юные зрители!
А подраться со мной не хотите ли?
Выходи человек сто –
Целым не уйдёт никто,
Выходи человек двести –
Всех уложу на месте!»
Педагог: Что можно сказать исходя из этих строк о характере этого героя?
Обучающиеся: (ответы детей)
Педагог: Как вы думаете, какому герою подходят такие черты характера? Я вам дам подсказку - этот герой есть и в нашем театре.
(Если дети не смогут ответить, то им задается дополнительно загадка)
Педагог: В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её …(Петрушка)
Обучающиеся: Петрушка
Педагог: Тема сегодняшнего занятия: «Петрушка – народный ярмарочный герой» Для этого я приглашаю вас на экскурсию в наш кукольный музей. Все его экспонаты помогут нам лучше узнать нашего героя. Итак, я приглашаю вас в первый наш зал «По дорогам истории»
(На ширме – иллюстрации Петрушки, ширмы-юбки, шарманки, одежда куклы, мешок с куклами, свисток-пищик, палка)
Петрушка - замечательная кукла русского театра. Никто не знает о том, каким был Петрушка и его представления в прошлом веке. Но до наших дней он дошел вот в таком виде: колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый и горбик за плечами, а в руке палка. Его любили все. В старые времена Петрушка выступал и в деревне и в городе во дворах и на площадях, но в здания театров и в дома дворян и знати вход Петрушки и кукольникам был закрыт, потому что считалось это искусство не настоящее.
Вот поэтому Петрушка и его собратья- куклы все время находились в дороге. Он переезжал с места на место, из губернии в губернию, из города в город. Идет по дороге кукольник и несет на плече складную ширму и мешок с куклами, а вместе с ним музыкант. Вдвоем веселее идти. Музыкант несет шарманку. Это такой музыкальный ящик (рисунок шарманки). Звук у неё очень мелодичен.
(Звучит музыка, произведение «Шарманка»)
(на фоне музыки) Придут, ширму расставят, кукольник за неё спрячется, а музыкант перед ширмой усядется, будет на шарманке играть(звучит шарманка) и народ зазывать. Но вот на ширме появился Петрушка и сразу становится шумно, потому что у Петрушки голос особенный: он пищал, так как у кукольника во рту был «пищик», такое особое устройство для писка, чтобы народ на его голос сбегался.
(Педагог одевает куклу и заходит за ширму)
Петрушка:
Здравствуйте, господа!
Вот я пришел к вам сюда
Ушел я утром рано.
От хозяина балагана.
Расплатился он со мной вчистую,
Дал мне копилку пустую.
Уплатил за сутки –
День да ночь, Я и ушел прочь.
Потому что с ним плохи шутки.
Экий он, право, урод.
А он орет «Вон!»
Хорошо, я промолчал, Слово ему не сказал.
Только палкой поддал – Ррраз!
Получай, Карабас Барабас!
Педагог: (выходя из-за ширмы) В конце каждой сцены он бьет своих собеседников – кукол палкой. Для того, чтобы продолжить знакомство с Петрушкой надо перейти в следующий зал.
Педагог: Переходим в следующий зал «Ярмарочных гуляний»
(На круглой ширме- иллюстрации выступления Петрушки и рисунки из его постановок; куклы - доктор, цыган, купец; лоток с товаром; музыкальные и шумовые инструменты; русская рубаха, фуражка)

Педагог: Петрушка хитер, остроумен и задирист, а ещё он обожает всяческие проказы. За это Петрушку любил больше всего простой народ. А сам Петрушка очень любил выступать на шумной и веселой ярмарке, на ярмарочной площади. Послушайте, как бойко гудит и веселится ярмарка!
(Звучит музыка «Театральные шумы»)
Педагог: Что вы услышали на ярмарке? Что делал народ на ней?
(Обучающиеся: веселился, гулял, продавал, зазывал, торговал, покупал…)
Педагог: У нас есть экспонаты, которые использовались на ярмарке: лоток с товаром, музыкальные инструменты (объясняет детям)
Педагог: А давайте попробуем разыграть ярмарку и ярмарочное представление.
Педагог: Сейчас представим, что мы находимся на ярмарочной площади. Кто-то из вас зазывает на ярмарку, кто-то торгует, кто-то покупает, кто-то играет на балалайке, а маленький мишка танцует.
(Звучит плясовая музыка, дети изображают ярмарочное гуляние)
Педагог: Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник (дети садятся на стулья). У кукольника был целый набор сцен с Петрушкой. В одних он встречался с невестой, в других покупал лошадь, лечился у лекаря, обучался солдатскому делу, сражался с чертом…Всего таких сцен было больше двадцати. И сейчас мы попробуем разыграть одну из таких сцен.
(Педагог выбирает из детей на роль Петрушки и цыгана. Разыгрывается отрывок из сценки.)
Петрушка: А вот и ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Бонжур, славные девчушки,
Быстроглазые вострушки!
И вам бонжур, нарумяненные старушки,
Моложавые старички.
Я ваш знакомый – мусью фон- гер-Петрушка.
Пришёл вас позабавить
И с праздником поздравить!
(На ширме появляется цыган с лошадью. Сценку озвучивают и обыгрывают обучающиеся)
Сценка
Цыган: Здравствуй, мусью Пётр Иванович! Как живёшь – поживаешь? Часто ли хвораешь?
Петрушка: А тебе какое дело? Уж не доктор ли ты?
Цыган: Не бойся я не доктор… Я цыган, из хора, пою басом, запиваю квасом.
Петрушка: А ты языком не болтай, зубы не заговаривай. Говори, что надо, да мимо проезжай!
Цыган: Мой знакомый француз Фома, говорит, что тебе хорошая лошадь нужна.
Петрушка: Это, брат, дело. Мне лошадь давно заводить приспело. Только хороша ли лошадь?
Цыган: Не конь, а диво: бежит-дрожит, спотыкается, а упадёт-не подымается.
Лошадь: Иго – го!
Петрушка: Ого – го! Вот так лошадь. Какой масти? Цыган: Пегая с пятнами, золотая, с гривою лохматою, кривая, горбатая – аглицкой породы с фамильным аттестатом.
Петрушка: Ого – го! Такую – то мне и надо! Дорого ль стоит?
Цыган: По знакомству недорого возьму: 3.000.000.
Петрушка: Больно дорого просишь. Лошадь совсем молодая! Ни одного зуба во рту ещё нету. Ой, сяду – упаду.
Цыган: Скоро ли упадёшь?
Петрушка: Через 20 лет прямо в обед. Да зови лекаря скорей.
Цыган: Сейчас приведу(уходят)
(Обучающиеся занимают места на стульях)
Педагог: Молодцы наши кукольники! Позабавили петрушечники народ. Давайте похлопаем им.
Физкультминутка
Задание: А сейчас проведем среди вас конкурс на самого крикливого, веселого и задиристого Петрушки. Надев колпак, вы должны произнести текст так, как его бы сказал наш герой (проводится конкурс)
Педагог: Нас ждет следующий зал «Родословная Петрушки»
«Родословная» - это когда ты хочешь узнать какие у тебя были предки. У нашего Петрушки очень богатое прошлое. Это Маккус – популярный персонаж античной комедии. Он стал прототипом нашего героя. Можно сказать его дедушкой. Итальянцы создали свою театральную куклу по имени Пульчинелла. А у Пульчинеллы появились новые имена.
(Портреты Петрушки и его родственников за рубежом)
Во Франции – Полишинель
в Англии – Панч,
в Германии – Каспер,
в Чехии – Кашпарек.
Перед вами портреты разных народных любимцев, у них и имена разные. Но все они являются родственниками нашего Петрушки.
Педагог: А знаете ребята, что у нашего Петрушки есть фамилии. Но она необычная. Попробуйте отгадать её. Вот варианты ответов:
(Вывешивается список фамилий. Дети выбирают правильный ответ из предложенных вариантов и помещают его под портретом Петрушки)
Пётр Петрович Кислый
Пётр Фёдорович Горчица
Пётр Иванович Уксусов (правильный вариант ответа)
Пётр Николаевич Солёный
В некоторых пьесах вы встретите вот такие фамилии Петрушки.
Самоваров,
Ванька Ро-то-туй
Ванька Ру-тю-тю
(Кадр с презентации «Знаменитые герои театра. Картинная галерея состоит из портретов: Петрушки, Пульчинеллы, Полишинеля, Панча, Каспера, Кашпарек, Маккусса; картин, где изображён кукольник на ярмарке с ширмой – юбкой).
Педагог: Вот и закончилась наша экскурсия. И сейчас я вас приглашаю занять свои места за столами. Мы многое узнали о Петрушке, о его характере. Я думаю, вам не будет трудно, нарисовать его портрет. А свои готовые рисунки вы поместите в нашей картинной галерее.
(Звучит пьеса «Петрушка» А. Роули, обучающиеся рисуют)
III. Подведение итогов
Педагог: Ребята вам от Петрушке пришло необычное послание. Прочесть его сможете тогда, когда соберете все детали вместе и правильно. Подставить свою деталь сможете тогда, когда назовете то, что интересного вы узнали сегодня.
(Обучающиеся выполняют задание. Собрав все детали вместе, на обороте читают текст приглашения на новогоднюю елку)
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Но знакомство с Петрушкой и его представлениями мы продолжим на следующем занятии. Спасибо вам за работу. Мы с Петрушкой говорим вам до свидания.
Конспект занятия по актёрскому мастерству № 3
Тема: Игра – «Путешествие в сказку»
Тема: Совершенствование комплекса приёмов и навыков актёрского мастерства через сценическое восприятие.
Цель занятия: Создание сценического образа сказочного героя через сценическое восприятие.
Задачи:
1. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
2. Научить создавать образы сказочных героев, соответствующие заданным существенным признакам.
3. Воспитывать навыки готовности к любой неожиданности.
Возраст детей – 10-12 лет.
Форма проведения – занятие – игра.
Оборудование для педагога:
- музыкальный центр;
- фонограммы со звуками;
- дидактические карточки с ассоциативными цепочками.
Оборудование для детей:
- реквизит для сервировки стола;
- костюмы сказочных героев;
- грим.

План - конспект учебного занятия.
- Добрый день! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в сказку и попробовать себя в роли сказочных героев, ведь именно об этом говорил К.С.Станиславский: «Вот когда вы дойдёте в искусстве до правды и веры в играх детей, тогда вы сможете стать великим артистом!».
И прежде чем мы приступим к занятию, я предлагаю поприветствовать друг друга в необычной форме, а именно попробуйте найти рифму к строчкам и доскажите словечко.
Подготовка детей к работе на занятии. Создание настроя.
Упражнение - приветствие «Доскажи словечко».
- Зажжён на сцене этой свет!
Вы говорите мне: (дети отвечают) Привет!
- Учиться нам, друзья, не лень!
Вы говорите: (дети отвечают) Добрый день!
- Сюрпризов много впереди!
Вы говорите: (дети отвечают) Здравствуйте!
Активизация внимания
Упражнение «Сказочный герой»
Итак, готовы отправиться в путешествие? (дети отвечают) Впереди не лёгкий путь, поэтому я предлагаю, как следует настроиться и активизировать слуховое, зрительное внимание и память. Сконцентрируйте свою память и попробуйте справиться со следующим заданием, которое так и называется «Сказочный герой». Вспомните как можно больше сказочных героев, которые начинаются на букву «К», «Л», «С».
С заданием «Сказочный герой» вы справились блестяще, а сейчас попробуйте активизировать ваше слуховое внимание и следующее задание, с которым вам предстоит справиться, называется «Звуки».
Упражнение «Звуки»
Я предлагаю вам прослушать звуки в кабинете, на улице, в Центре творчества. Готовы? Как только я хлопну в ладоши, вы активизируете ваше слуховое внимание и выполняете задание. Итак, какие звуки вы слышали, когда я хлопнула в ладоши первый, второй, третий раз? Расскажите о характере звуков?
Молодцы! Ну, а сейчас ваше любимое упражнение – «Поймай хлопок».
Упражнение «Поймай хлопок»
Ваша задача поймать хлопок, а именно, ответить на мой хлопок своим дружным. Приготовились? Тогда начинаем… Ну, а сейчас, аплодисменты!
Вот теперь, вы действительно готовы. На протяжении двух месяцев мы с вами изучали тему: «Восприятие», которое бывает зрительным, слуховым и осязательным. Сегодня, мы подводим итоги по этой теме. А какими они будут, мы узнаем в конце нашего занятия.
Сообщение темы.
- Тема нашего занятия:
«Совершенствование комплекса приёмов и навыков актёрского мастерства через сценическое восприятие».
Цель занятия.
- И сегодня мы ставим перед собой следующую цель:
«Создание полного образа сказочного героя через сценическое восприятие».
- Наверняка, вы уже догадались, в какую сказку мы отправимся? (дети отвечают) Правильно, в сказку «Приключения Буратино или Золотой ключик». И я предлагаю проверить, насколько хорошо, вы её помните. Назовите автора этой замечательной сказки.
Перед вами ассоциативная цепочка к сказке, внимательно посмотрите на неё и ответьте на мой вопрос: «Какие герои, действия и предметы будут лишними?».
Упражнение «Ассоциативная цепочка»
1. Буратино, Карабас, Гарри Потер, Баба Яга, Мальвина, Снежная Королева, Пьеро.
2. Монеты, нарисованный очаг, волшебная палочка, дудочка, борода, кувшин, ключик.
3. Солнце, снегопад, пение птиц, гром, лай собак, кваканье лягушек.
- Хорошо справились с заданием, а сейчас попробуйте составить событийный ряд, используя те карточки, которые оказались лишними.
Упражнение «Событийный ряд»
Дети, по-очереди вытягивают по 2-3 карточки и придумывают событийный ряд.
- Молодцы! Замечательно справились с заданием, а теперь ответьте ещё на один мой вопрос: «Без каких составляющих не будет видно чёткого действия в спектакле?» Правильно, если будут герои, но не будет костюмов, реквизита, озвучивания, будет ли образ полным? Конечно, нет. Сегодня нам предстоит создать полный зрительный, звуковой образ одной из картин сказки «Золотой ключик». Вы готовы? Тогда приступим к созданию зрительного образа, а именно к сервировке стола «Харчевни трёх пескарей».
Применение тренировочных упражнений к разделу «зрительное восприятие»
Упражнение «Сервировка стола»
- В короткий антракт между сценами нужно накрыть сервировку стола к картине из сказки «Золотой ключик» «Харчевня трёх пескарей». К сожалению личного бутафора, у нас нет, поэтому накрывать на стол придётся нам самим. Я думаю, что для вас это задание не составит большого труда, тем более что весь реквизит находится перед вами. Вспомните, как выглядела харчевня, когда в неё пришли Кот Базилио и Лиса Алиса, что они заказали на ужин, и как был накрыт их стол. Все вместе вы легко выполните это, простое, на первый взгляд, задание: при дисциплине и надлежащей подготовке. Не забудьте, что вы работаете во время антракта, и в зрительном зале находятся люди, которые могут вас услышать. Перед вами стол, каждый из вас получает один из предметов, которые впоследствии должны быть использованы в сервировке и интерьере. Зрительно представьте картину, создайте зрительный образ и приступайте к работе, стол должен быть накрыт, когда я досчитаю ровно до десяти.
Молодцы! Сцена оформлена, очень скоро на ней появятся сказочные персонажи. А кто это будет, мы с вами попробуем услышать.
Применение тренировочных упражнений к разделу «слуховое восприятие» Упражнение «Соноскоп событий»;
Попробуйте составить свой соноскоп событий к некоторым картинам спектакля «Золотой ключик».
Сейчас мы разделимся на две группы и сядем так, чтобы одна группа не видела другой, - спина к спине. Каждая группа получит название своей картины («На болоте у черепахи Тортиллы» и «В театре Карабаса») и несколько предметов, которые помогут вам создать соноскоп событий, а другой группе лучшее слуховое восприятие картины.
Первая группа задаёт звуки, вторая – объясняет их. Группе даётся 2-3 минуты на то, чтобы договориться о характере звуков, затем дети озвучивают картины и вносят коррективы в озвучивание другой группы.
- Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.
Упражнение «Звуковая дорожка»
Сейчас вам предстоит прослушать три звуковых дорожки, которые состоят из разных звуков. Ваша задача придумать сюжетную линию к каждой звуковой дорожке. По нескольким звукам нафантазируйте картину. Проверьте, как работает ваше слуховое восприятие. Закройте глаза. Слушайте! Будьте внимательны, возможно, впереди вы услышите, что – то знакомое!
- Откройте глаза. Что происходило?
- Расскажите подробнее все, что видели в своём воображении. С начала до конца, последовательно, ничего не пропуская.
(Последняя звуковая дорожка – озвучивание сцены «Харчевня трёх пескарей» из сказки «Золотой ключик»)
- Правильно, последняя звуковая дорожка – это хорошее озвучивание к сцене «Харчевня трёх пескарей». Ваше слуховое восприятие не подвело вас.
- Итак, сцена оформлена. Мы создали зрительное восприятие картины. Звуковая дорожка есть. Но, кажется кого – то не хватает? (дети отвечают)

Правильно, не хватает самого главного – героев картины: Кота Базилио и Лисы Алисы.
Применение тренировочных упражнений к разделу осязательное восприятие
Упражнение «Твой выход»
Но зато у меня есть костюмы этих прекрасных героев, попробуйте правильно надеть на себя костюм сказочного героя с закрытыми глазами, используя все знания, которые вы получили.
(звучит музыкальная заставка «Песня кота и лисы» из сказки «Золотой ключик», дети под музыку выполняют задание)
После того, как задание выполнено, группа вносит коррективы.
Формирование целостного представления о теме
Упражнение «Оживи картину»
Итак, герои готовы, сцена оформлена, звуковая дорожка есть и я предлагаю вам, наконец – то оживить картину «Харчевня трёх пескарей», но сначала, давайте ещё раз прослушаем звуковую дорожку, представим себе характер и образы наших героев.
- Я даю вам на подготовку 2-3 минуты, и мы смотрим, что у вас получилось?!
(импровизированный показ картины «Харчевня трёх пескарей»).
Анализ и оценка успешности достижения цели. Самооценка.
Я хочу, чтобы сейчас вы поаплодировали друг другу, потому что, сегодня на занятии вы справились со всеми заданиями, тем самым мы подвели итог по теме «Восприятие». Я хотела бы узнать, что вам понравилось на занятии, а что нет?
- Наша сказка не подошла к концу, скажите, а за чем так долго охотились в сказке Кот Базилио и Лиса Алиса? (дети отвечают) Конечно, за золотыми монетами!
Как вы думаете, кто лучше всех работал на сегодняшнем занятии?
- Тогда, позвольте вручить несколько золотых монет самым активным участникам, тем, кто, по вашему мнению, лучше всех справлялся с творческими заданиями.
(Вручение монет за создание сценического образа: самый смешной, самый яркий, самый обаятельный и т.д.)
- Наше занятие подошло к концу, и я хочу закончить его словами К.С.Станиславского: «Вот когда вы дойдёте в искусстве до правды и веры в играх детей, тогда вы сможете стать великим артистом!». Не забывайте те сказки, которые окружают вас, и как можно дольше оставайтесь в детстве!
Конспект занятия по актерскому мастерству № 4
Тема: «Работа над созданием сценического образа»
Цель: Формирование навыка перевоплощения в художественный образ через элементы актерского мастерства.
Задачи:
1.Научиться работать в коллективе.
2.Знакомство с элементами актерского мастерства.
3.Развитие индивидуальных способностей.
Технические средства:
1.Музыкальный центр.
2. Аудиокассеты, диски.
3.Видео.
План проведения занятия:
1.Актерский туалет.
2. Введение в тему.
3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.
4. Индивидуальные этюды.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Ход занятия.
1.Актерский туалет (15 мин):
a)Театральный поклон.
b)Пластическая разминка.
c)Речевая гимнастика.
2.Введение в тему.
Вопросы студийцам:
1) «Как вы считаете, кто занимается и в профессиональном и самодеятельном театральном коллективе – созданием сценического образа?»
2) «С помощью, каких средств можно создать интересную и выразительную роль?»
3) «Что вы знаете о системе Станиславского?»
3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.
1) Знакомство с определениями.
МИМИКА - (греч.подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п.
Типы мимики:
a) непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;
b) произвольная (сознательная) мимика, как элемент актерского искусства, состоящая передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.
c) мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – это язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения:
a) как мимические жесты
b) жесты головы, рук и ног
c) походка
d)различный поворот корпуса тела.
2) Практическая работа.
1 Задание.
Мимика: Боль ноющая, непрерывная. Лицо старого человека (характерные черты – морщины, глаза прищурены, искаженный рот).
Жесты: Пальцы максимально напряжены, при этом трясутся и постоянно ищут опору. Руки старого человека – корявые и некрасивые.
Пластика: Голова трясется, сгорбленная спина, согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко расставлены в стороны.
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – старого человека.
2 Задание.
Мимика: Показать маску «Ужасающий страх» (характерные черты – глаза и рот предельно широко раскрыты).
Жест: Руки в позиции – «Опасность» (руки напряжены, но гибкие, готовые к атаке).
Пластика: Корпус в позиции «Ожидание» (шея вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и поддался вперед, ноги расставлены широко, готовые к прыжку).
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – хищное животное.
4. Индивидуальные этюды.
1)Вопросы для студийцев:
a) «Чем отличается пластический этюд от зарисовки?»
b) «Создав сценический образ, что должен сделать актер, прежде чем выйдет на сцену?»
c) «Какие еще средства можно использовать для создания художественного персонажа?»
2)Показ видео фрагментов – индивидуальные работы выпускников.
3)Практическое задание – Каждый студиец, индивидуально, должен попробовать сочинить историю по 3 основным событиям.
4)Показ одиночных пластических этюдов.
5.Подведение итогов.
Вопросы студийцам:
a) «Помогло ли вам сегодняшнее занятие освоить некоторые актерские хитрости?»
b) «Что вам непонятно в сочинении этюда и при работе над ролью?»
c) «Какие этюды сегодня не получились и почему?»
d) «Как вы считаете, какие этюды удались и почему?»
6.Домашнее задание – доработать одиночные пластические этюды
Конспект занятия по актерскому мастерству №5
Тема учебного занятия: «Способы свободного самочувствия в театральной деятельности»;
Цель занятия: развитие свободы самовыражения и актерского мастерства обучающихся в театральной деятельности через систему тренинговых и игровых упражнений.
Задачи:
Воспитывающие:
• способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, партнёрских отношений,
• развитие любознательности, воспитание оптимистического взгляда на жизнь и собственную деятельность;
• воспитывать эмоциональную отзывчивость.
• мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.
Развивающие:
• развитие умения адекватно оценивать своё творчество и творчество других;
• развитие актерских способностей;
• развитие навыков свободного самочувствия в условиях публичности;
• развить эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, фантазию, воображение, память, внимание, наблюдательность, стремление к самовыражению.

Обучающие:
• проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства; пластики.
• формировать знания о способах снятия мышечных и психологических зажимов.

Методы
• 1. Словесные методы: рассказ, беседа.
• 2. Наглядные методы: метод показа, демонстрация.
• 3. Практические методы: упражнения, игры, тренинговые упражнения.
Технологии: частично-поисковая.
Ожидаемые результаты:
Предметные: - наличие знаний о видах актёрских зажимов (голосовых, пластических, психологических);
-самодиагностика актерских зажимов;
Метапредметные:
-владение способами снятия телесных зажимов, раскрепощения и неуверенности перед театральным выступлением и в условиях публичной деятельности.
Личностные: - наличие положительной эмоциональной атмосферы в группе.
- развитие эмпатии.
- развитие уверенности в себе
Материал и оборудование:
Стулья, ткани, магнитофон
План занятия.
1.Организационный момент.
-подготовка к занятию, упражнение на расслабление (5 мин.)
-объявление темы и постановка цели занятия. Введение нового учебного материала. Понятие «раскрепощение» (2 мин.)
2. Основная часть.
-Повтор пройденного материала, упражнение «Круг» (упражнение направлено на коллективную работу. (10 мин.)
Упражнение «Концерт сказочных персонажей» (упражнение направлено на развитие фантазии и воображения, преодоление страха публичности (25 мин.)
3. Заключительная часть.
- Подведение итогов. (1 мин).
Ход занятия
1. Добрый день, дорогие ребята. Садитесь в полукруг. Делаем вдох носом, выдох ртом, с каждым вдохом вдыхаем хорошее настроение, а с выдохом уходит всё плохое, что у вас сегодня было. Давайте все вместе вдох, выдох и так восемь раз. А теперь закройте глаза, каждый из вас вспомните ваш маршрут от дома до школы. Сколько у вас лестниц на площадке, посчитайте, сколько дорог надо перейти, есть ли светофор. Пройдите весь путь, подробно, в вашем воображении, молча. Кто дойдет до школы, открывайте глаза. Все дошли? Если все дошли, значит, вы готовы к работе.
Тема сегодняшнего занятия «Способы свободного самочувствия в театральной деятельности». Вы, наверное, слышали фразу «раскрепощенный человек», «ведет себя раскрепощено». Сегодня мы с вами будем учится, раскрепощаться. Какие слова синонимы, к «раскрепощенный» вы знаете? Ответ детей. Словарь синонимов: раскомплексованный, высвобожденный, свободный, непосредственный, непринужденный, освобожденный, раскованный. Для нас больше подходят синонимы: непосредственный, непринужденный, раскованный и наверное, раскомплексованный. Прежде, чем приступим к новому, давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии? Тем более, прошлое занятие переплетается с сегодняшним и направлено на преодоление неуверенности и страхов перед выступлением.
2. О чём мы говорили с вами? Молодцы, да о «актерском зажиме» и как с ним бороться. Встаем в широкий круг. Кто помнить, что мы делали в кругу? Очень хорошо, что помните почти все. Напоминаю ещё раз, один из вас выходит в центр круга, делает не обычное и не похожее ни на кого движение, которое смогут повторить, и произносит свое имя. Когда ведущий возвращается на свое место, все повторяем за ним. Идём по часовой стрелке от меня, начали. Замечательно, сегодня лучше, чем в прошлый раз. А сейчас усложним задачу. Вспомним скороговорку «От топота копыт, пыль по полю летит». Теперь вместо своих имён произносим скороговорку с разными интонациями. А интонации зависят от ваших движений и жестов. Варианты: можно позвать партнёров, отругать, похвастаться, учить и т.д. А теперь против часовой стрелки от меня, начинаем. Молодцы. Теперь мы можем перейти к новому упражнению, к новой теме.
3. Сегодня у нас будет концерт, но не обычный, а «Концерт сказочных персонажей». Что это, вы сейчас узнаете. Для этого мы с вами поделимся, на зрителей, конферансье и актёров. Конечно же, вы все попробуете себя в разных ролях, поэтому сейчас сидя на месте, вспомните стихи, скороговорки, песни. Вспомнили, кто из вас смелый, мне нужны два человека. Один из вас будет, конферансье, по-другому ведущий, который объявляет выступающего, громко, чётко и ярко, как будто выступает очень знаменитый актёр. Актеры, читают стихи, поют или рассказывают скороговорки, но не от своего лица, а от лица любого сказочного персонажа. Другими словами, вы ребята, на короткое время превращаетесь в любимых вами персонажей и выступаете от их имени. После выступления, вы меняетесь, актер становится конферансье, а конферансье актёром. Большая просьба к вам, пожалуйста, никаких персонажей из компьютерных игр. Главное условие: «Ничего я не боюсь, потому что я - Илья Муромец, Змей Горыныч, фея, Золушка, Баба Яга, Чебурашка и т.д., а когда я объявляя, очень знаменитый конферансье.
Зрители смотрят, оценивают через аплодисменты.

Заключительный этап. Подведение итогов.
А теперь подведем итоги нашего занятия. Вы сегодня хорошо поработали, все большие молодцы. Что для вас сегодня было трудно выполнить? Что показалось вам наиболее сложным? Что легко вам далось? Какие бы качества ваших персонажей вы применили в жизни, почему? (ответы детей)
Давайте вернемся к теме нашего сегодняшнего занятия: психологическое и телесное раскрепощение. Через упражнения и мини выступления вы учились быть непосредственными, непринужденными, раскованными, в хорошем смысле слова. Одевая, маску своих выдуманных персонажей вы боролись со своими зажимами и закрепошенностью.
На следующих занятиях мы будем возвращаться к этим упражнениям. Почитайте дома русские народные сказки, выберите себе понравившиеся персонажи. На следующем занятии мы обсудим, характер ваших персонажей.
До встречи!!! Спасибо вам за занятие.
Список литературы, используемый при подготовке к занятию.
1. Л .В. Грачева «Актерский тренинг: теория и практика».
2. Эльвира Сарабьян «Актерский тренинг по системе Станиславского».
3. Н.А. Опарина «Педагогика театрализованного досуга».
4. Русские народные сказки.
Конспект занятия по актерскому мастерству №6
ТЕМА: «Искусство быть разным»
Цель занятия: Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности.
• Работа над дикцией и чистотой произношения.
• Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
• Развитие импровизационных способностей.
• Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.
Задачи:
• - создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;
• - способствовать повышению роли самоуправления в планировании, организации и анализе деятельности;
• - сформировать круг тренингов, позволяющий оптимально распределить участников по способностям;
• - способствовать творческому самовыражению.

Оборудование: сцена, стулья, магнитофон

Ход занятия:
Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой.
Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успешной самореализации. Участники совершают самостоятельные действия и несут за них ответственность перед другими участниками. Эффект публичности, возникающий в ходе тренинга, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека. Постижение эмоционального состояния другого выражается в форме сопереживания и сочувствия.
Тезис: Все талантливы!

I блок. Разминка.
1. Погружение. Предлагаю всем встать в круг.
Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.
2. Этюд с воображаемым предметом.
Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”:
Участникам необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты
• Накормил ли я кошку?
• Когда дядя выйдет из больницы?
• Мне нечего сказать
Опасения по поводу участия в ходе занятия
• Смогу ли я справиться с волнением?
• Попросят ли меня говорить?
• А вдруг я отвечу не так, как нужно?
Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.

II блок. Речевые техники.
3. Отработка дикции.
Упражнение на расслабление «Поклонение солнцу»
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса.
• вдох – руки и голову поднять вверх;
• выдох – наклон.
Упражнение «Кнопки»
«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

Поскольку речь и чтение происходит на вдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса.
Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением.
Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.
- От топота копыт пыль по полю летит
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, убыка бела губа была тупа
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4. Театральные правила:
- тишина за кулисами
- нельзя поворачиваться спиной к зрителям
- в роли находиться до конца представления
- уметь слушать своих партнёров
- все действия совершаем по хлопку
(Разминка. Управляем телом. Под музыку выходим на сцену с двух сторон. Помощники показывают движения).

III блок. «Разгонка», «торможение» психической активности.
5. Определяем «зерно» характера!
Важный элемент актёрского мастерства – это взаимодействие партнёров.
- Подойдите к партнёру, который сидит напротив вас. Посмотрите друг на друга. Расскажите что-нибудь о своём партнёре, может быть, он напоминает вам какую-то птицу, животного, дерево…
Работаем в парах (развитие коммуникативных навыков). Предлагается соединить в связный рассказ два предложения.
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
4) «Скоро наступит весна…»; «…поэтому в магазине я купила интересные книги».
6. Актёрский приём – предлагаемые обстоятельства.
Внезапно на сцене появляется плачущая девочка. Что будет делать каждый из участников? Проанализировать.
А теперь попробуем повторить всё сначала. Сможем? Легко будет?
Очень важно помнить, что ты чувствовал…..Запомни это состояние!

7. Массовка.
Сделать массовку в театре гораздо сложнее, чем разыграть отдельный эпизод. Существует ряд упражнений.
Ж.П.Сартр: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»
Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».
Упражнение «В одной связке».
Все участники связываются одной верёвкой. Каждому раздаётся лист бумаги, где написано – кому, чем нужно заниматься. Один опаздывает на поезд, другой должен срочно встретиться с другом, третий просто хочет спать и т.д.
Участники должны как-то разрулить ситуацию.

IV блок. Воплощение.
8. Этюд вокруг пьесы. "Избушка в лесу" Поскольку актеры играют в этопьесе животных, то и этюд будет с животными - Лиса, Волк, Ворона, Блоха - их характер, повадки, походка, голос и т.д.
Упражнение «Взрыв»
По очереди ведущий показывает цифры 4,3,5. Участники, не сговариваясь, встают именно в таком количестве. Кто-то будет вставать несколько раз, кто-то будет продолжать сидеть. Определяются лидерские качества (лидер будет вставать всегда). Поклон. (Изобразить «волну»)

9. Состояние «тишины». Остановка внутреннего монолога.

10. Рефлексия.
Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции и одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.
По окончании занятия можно поинтересоваться, сработала ли идея депозита, возросла ли тревога участников или же, наоборот, уменьшилась, когда они в буквальном смысле отложили её в сторону. Педагог подводит итог. Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. На следующем занятии вы сможете побывать в роли декораторов, костюмеров, режиссёров, сценаристов, гримёров. А потом сами решите, чем вы будете заниматься в нашей театральной студии.
Всего вам доброго!
Конспект занятия по актерскому мастерству № 7.
Тема: «Театральные этюды как источник творческого воображения»
Составитель: В.Е. Рахматуллина
Цель: познакомить воспитанников с видами театральных этюдов.
Задачи:
Образовательная:
дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;
познакомить с новыми видами театральных этюдов;
Развивающая:
развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
сформировать способности к импровизации;
развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами;
развивать умения анализировать и синтезировать свои ощущения;
развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок без показа педагогом;
развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;
развивать умения взаимодействовать с партнёром;
Воспитательная:
сформировать навыки КТД;
привить навыки взаимодействия с партнером;
научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.
Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности воспитанников к перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.
Методы обучения: Элементы адаптивной системы поведения (А.С. Границкая), здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода (Н. К. Смирнова, И. С.Якиманская), технологии коллективной творческой деятельности (И. П. Иванов).
Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: музыкальный центр
Продолжительность занятия 45-60 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов
Ход занятия
I. Часть. Приветствие. Организационный момент
Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия
1) Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либосостояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность…
Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
Вопрос педагога: Что такое эмоции?
Ожидаемые ответы воспитанников: проявление чувства, переживания.
II. Часть. Разминка
1) Артикуляционная гимнастика (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики).Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы
Статистические упражнения
Упражнение «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз
Упражнение «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.Динамические упражнения
Упражнение «Вкусное варенье».
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать языкв глубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.
Упражнение «Качели».
Высунуть узкий язык. Потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять упражнение 6-8 раз.
Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд»
Описание упражнения:
Произнесите поочередно гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: и- э- а- о- у –ы –и. Старайтесь чтобы звуки произносились на одном дыхании, постепенно усложняя упражнение количеством произнесенных звуков на одном дыхании.
Дикционное упражнение, упражнение на силу голоса на основе скороговорки: «Бык тупогуб».
Описание упражнения:
Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорке.
Бык тупогуб
Тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
2) Разминка для всего тела (упражнения для снятия психических и физических зажимов):
Упражнение «Замороженный»
Описание упражнения:
Участники застыли в спонтанной позе якобы миллионы лет тому назад. Участники должны попробовать выбраться из замороженного состояния, используя свою энергию. Но для начала нужно представить себя вмерзшим в глыбу.
Упражнение «Ртутный шарик».
Описание упражнения:
Необходимо сконцентрировать внимание на кончике мизинца левой руки, чтобы затем вообразить себе в мизинце левой руки крошечный ртутный шарик подвижного металла, который готов рассыпаться на множество более мелких шариков по всему телу.
*В подобных упражнениях подсознание диктует телу такие позы и движения, которые невозможно придумать и повторить специально. После подобных упражнений, хотя они и дают большую физическую нагрузку , не болят мышцы, как это бывает после обычной зарядки. Почему? Потому что подобные упражнения выполняются с учетом индивидуальных особенностей.
III. Теоретическая часть.
Цель: мотивирование воспитанников к изучению нового материала
Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию.Тема нашего занятия «Театральные этюды как источник творческого воображения». Это очень непростая, но удивительно интересная тема.
Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?
Ожидаемые ответы воспитанников.
Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене. Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?
Ожидаемые ответы воспитанников.
Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию.
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
2. События; 3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли?
Ожидаемые ответы воспитанников:
- пластические, - на память физических действий.
На самом деле существует много видов этюдов:
этюды на артистическое воображение;
этюды на логичность и последовательность действий и чувств;
на взаимодействие со сценическими объектами;
этюды на определенное событие;
этюды на перевоплощение.
Педагог: Сегодня мы познакомимся с этюдами на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда (как и любого другого) требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах. Но для начала отгадайте, о чем будет наш этюд:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий,
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеется тоже.
Ожидаемые ответы воспитанников: зеркало
И мы тоже назовем наш этюд «Зеркало»
IV. Практическая часть «Работа над этюдами»
Этюд «Зеркало» (парный этюд)
Цель: развить навыки взаимодействия и взаимозависимости партнеров
И так, наш этюд называется «Зеркало». Ребята, сегодня мы будем работать парами. Один из вас будет «Зеркало», а второй просто «Человеком». В этом этюде будем, прежде всего, следить за взаимосвязью и взаимозависимостью партнеров. Начинаем. Встаньте друг против друга. Решите, кто из вас будет «Зеркало», а кто «Человек». Пусть «Человек» делает то, что обычно делает перед зеркалом: причесывается, примеряет новую одежду, «наводит косметику» и другое. Покажите, какое у «Человека» настроение, а «Зеркало» должно точно отразить все действия «Человека»:

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по актерскому мастерству. Мимика Конспект занятия по актерскому мастерству для школьников. Публичное выступление Тренинг по развитию креативности у школьников Дополнительная образовательная программа. Декоративно-прикладное творчество
Творческий мини-проект в 5 классе по русскому языку с презентацией (ФГОС ООО)
Опубликовано: 2811 день назад (8 августа 2016)
Просмотров: 70798
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Анастасия Анатольевна Полковникова # 8 августа 2016 в 18:27 0
Здравствуйте Вера Евгеньевна, Вот это находка! Я то же занимаюсь актер ким мастерством с детьми разного возраста. Сколько искала программы по актер кому, найти не могла. У вас замечательная программа, да еще и с разработками уроков.... Только я не поняла вы выставили только 4 урока или есть продолжение?
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 19:10 0
У меня их 15.
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 19:43 0
Заявка на участие в конкурсе "Коллекция педагогического мастерства и творчества"

Название работы "Сборник занятий актёрскому мастерству в школьном театре"
ФИО (полностью)Рахматуллина Вера Евгеньевна
Занимаемая должность педагога и место работы педагога учитель русского языка и литературы МБОУ "Клязьмогородецкая ООШ" С.Клязьминский Городок Ковровского района
Адрес конкурсной работы (ссылка на соответствующую запись в блоге)
https://ped-kopilka.ru/blogs/vera-evgenevna-rahmatulina/sbornik-zanjatii-akt-rskomu-masterstvu-v-shkolnom-teatre.html#c
Светлана Викторовна # 13 августа 2016 в 15:48 0
Здравствуйте
Зачем Вы здесь написали этот комментарий?
Если Вы хотите принять участие в конкурсе, то Вам необходимо внимательно прочитать правила и посмотреть где именно необходимо оставлять заявки на участие в конкурсе, так как Вы сделали это неверно.

Но перед тем, как Вы напишите новую заявку, Вам необходимо выслать весь материал + презентацию по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru, так как Вы не смогли вместить весь материал и у Вас занятие №7 не завершено.
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.

С уважением, Администратор сайта
Елена Анатольевна Ерохина # 24 марта 2017 в 12:00 +1
Даже если Вы неправильно, что-то сделали, относительно добавления материала на сайт, все равно Вы большая МОЛОДЕЦ! Для меня это готовый материал по работе! Я занимаюсь с детьми театральными постановками и с удовольствием теперь пользуюсь вашими конспектами! Спасибо!
Ольга Владимировна Апалькова # 1 октября 2018 в 14:52 0
Большое спасибо за материал! Кое-что мне уже пригодилось для проведения занятий в театральной студии. Конечно, немного пришлось адаптировать: например,после того, как дети в начале занятия подарили мысли, которые им мешают погрузиться в театральное искусство, волшебной шляпе (каждый ребенок написал на бумажке, то, что его беспокоит, и бросил листок с записями в волшебную шляпу). В конце занятия мы провели рефлексию и я выяснила у ребят, легко ли им было заниматься без ненужных мыслей и хотят ли они эти мысли забрать обратно. Все дети твердо сказали, что никто свои мысли обратно из волшебной шляпы забирать не хочет.