Творческий мини-проект в 5 классе по русскому языку с презентацией (ФГОС ООО)
Творческий мини-проект в 5 классе по русскому языку на тему: «Я ль на свете всех милее…» (ФГОС ООО)
Создание портрета имени прилагательного через разные виды работ с текстом
Автор: Рахматуллина Вера Евгеньевна
Ход урока
I. Организационный момент (Эмоциональный настрой)
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем
Здравствуйте, дети, садитесь.
Итак, начнем урок
(Слайд № 2) 2.Мотивация (10 мин.)
- Ребята, сегодня мы проведём с вами необычный урок русского языка. Это творческий мини-проект «Я ль на свете всех милее…» Мы будем создавать портрет одной части речи», а какой – попробуйте определить сами. Для этого нам нужно посмотреть на экран и выполнить задание. «Лингвистический кроссворд (Слайд № 3)
- Итак, ребята, у нас получились ключевое слово …/имя прилагательное/
- А создавать портрет имени прилагательного мы будем через …
- А через что– расшифруйте данную запись и узнаете.
мотскет с тобар имадив имынзар
/разными видами работ с текстом/ (Слайд № 4)
- Чтобы определить цели нашего урока, продолжите предложения: Повторить знания и умения по теме…имя прилагательное Развивать …творческую активность Воспитывать ответственное отношение к…учебному процессу и … подготовке к… ОГЭ
- Таким образом, тема нашего мини-проекта «Создание портрета имени прилагательного через разные виды работ с текстом» (слайд № 5)
- А эпиграфом сегодня нам послужат эти строки. (слайд № 6)
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
Лучше меня, милой, нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
О.Головко
-Кто сможет объяснить, почему именно этот эпиграф я выбрала для нашего урока?
(все тексты урока будут посвящены имени прилагательном)
3. Языковая разминка «Я исследую»
Задание: Ребята, я предлагаю вашим группам кластеры,это ваши подсказки, по которым вы попробуете рассказать от имени имени прилагательного о себе. У каждого своё направление. Рекомендую поработать со словарями, вспомнить изученный материал в начальных классах и создать текст «Исследование одного слова а). «Происхождение» /Лексико-этимологическое направление/
Всем привет! Позвольте представиться — меня зовут Прилагательное. Исходя из моего имени, можно сделать вывод, что я к чему-нибудь прилагаюсь.
Мои корни прилагательного уходят в давние времена.. Дословный перевод моего имени «прилагательное» с греческого – «эпитет» -образное сравнение. Перевод с латинского – «нечто прибавленное», «приложенное».
В словаре Даля это слово означает:
1. слово, признак;
2. часть речи, разряд слов, выражающих признак, качество, цвет, свойство.
Слово – исключительная способность человека выражать ярко мысли и чувства свои б) «Значение» /Морфологическое направление/
Я самостоятельная часть речи, отвечаю на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи? Обозначаю признак предмета.
У меня есть морфологические признаки — это род, число и падеж (красивый, красивая, красивое). Ко всему этому у меня есть три склонения: твердое — когда основа заканчивается на твердый согласный (веселый), мягкое — с основой на мягкий согласный (вчерашний) и смешанное — если основа оканчивается на г, к, х (узкие). Я дружу с именем существительным и согласуюсь с ним в роде, числе и падеже в) «Употребление.» /Синтаксическое направление/
С моим другом Существительным мы бываем ну просто «не разлей вода», поэтому в предложении могу быть определением и именной частью сказуемого. Вот вам такой пример: «Имя прилагательное – очень яркая часть речи» Что тут думать, «яркая»-это я, моя синтаксическая роль – определение. А в предложении 2Эпитет был ярким» - я уже именная часть сказуемого.
Я, прилагательное, по частоте употребления занимаю третье место после глагола и второе место после существительных. Среди 9000слов, являющихся наиболее употребительными, нас,прилагательных, около 2300.
А какие стихи пишут с моей помощью поэты! Вспомним хотя бы Пушкина:
Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный....
Нравится? Мне тоже. Ни один писатель не может обойтись без меня, особенно когда описывает пейзаж. А каким вы, молодежь, меня видите? «Классная», «при¬кольный» и так далее. В общем, вы без меня — это все равно, что я без вас. Так что относитесь ко мне со вниманием, и я всегда буду с вами. Счастливо!
4. Калейдоскоп творческих текстов /лингвистических, художественных, поэтических/
а) Лингвистическая сказка «Я пишу о прилагательном сказки»
б) Художественный вернисаж «Я рисую прилагательное»
в) Поэтический дебют «Я воспеваю прилагательное в стихах»
5.Физкультминутка.
6. Тест –игра «Я умею писать имя прилагательное»
Задание: пройди тест и определи свой уровень знаний части речи «Имя прилагательного.
7.Творческий этюд «Я рассуждаю о роли прилагательного в речи» /мини- сочинение-рассуждение на тему «Роль имени прилагательного в речи»/
Слабым – текст «в заплатках»/карточка-«помощница»/
Имя прилагательное в речи играет ,,,,,,,,,,,,,роль.
Во-первых, наша речь без этой части речи стала бы ,,,,,,,,,,,,,, и ,,,,,,,,,,,
Во-вторых, без прилагательных до нашего сердца не дошли бы ,,,,,,,,,, строки писателей и поэтов.
Следовательно, имя прилагательное – это,,,,,,,,,, часть речи, с ней нужно дружить.
/Слова для справок: важная, скучной, огромную, бедной, красивые/
Сильным - самостоятельно
8.Синквейн слова «Имя прилагательное»
• Прилагательное
• Важное, нужное
• Согласуется, склоняется, изменяется
• Обозначает признак предмета
• Часть речи
Вера Евгеньевна! Урок получился интресным и увлекательным. Вы используете разные приёмы и формы проведения данного урока, чтобы дети запомнили и поняли основное направление и тему.
Но не хватает итога урока, рефлексии. А что же дети поняли, а чему они научились?
И оформление публикации не полностью соответствует правилам портала. У Вас есть время подкорректировать свою работу. Желаю удачи! Примите первый голос!
Здравствуйте
Зачем Вы здесь написали этот комментарий?
Если Вы хотите принять участие в конкурсе, то Вам необходимо внимательно прочитать правила и посмотреть где именно необходимо оставлять заявки на участие в конкурсе, так как Вы сделали это неверно.
С уважением, Администратор сайта
После размещения конкурсной работы в блоге, вы размещаете заявку в комментариях к данной статье.
Внимание!
В каком коментарии и где? Я так и не поняла, прошу подробнее объяснить,куда же мне поместить мою заявку. И могу ли я повторно с этим материалом участвовать в Вашем конкурсе.Очень жаль, материал интересный и полезный.
Вера Евгеньевна! Вы представили очень динамичный и насыщенный разнообразными заданиями урок, который не оставит, думаю, ваших учеников равнодушными к теме разговора. Формат урока - проекта очень актуален в условиях перехода на новые стандарты. Главное, что дети раскрыли для себя горизонты творческих возможностей при изучении родного языка и его теории. Приглашаю вас оценить мои публикации. Успехов в работе!