Технологическая карта урока русского языка в 5 классе с презентацией
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Писать грамотно - легко!"
Цель деятельности учителя: повторить и углубить знания учащихся о правописании проверяемых безударных гласных в корне слова; определить границы знания и незнания у пятиклассников; совершенствовать орфографические умения, развить коммуникативные навыки. Тип урока: комбинированный Планируемые образовательные результаты:
предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «проверяемые безударные гласные», назначение орфографического словаря,; уметь подбирать проверочные однокоренные слова; пользоваться орфографическим словарём; группировать однокоренные слова; использовать их в речи;
метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии;
личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; формы индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.
Основные понятия: проверяемые безударные гласные, корень слова, части слова
Организационная структура урока 1. Организационный этап урока.
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, обеспечение комфортной обстановки на уроке.
Содержание учебного материала:
- Добрый день, ребята. Урок мне хотелось бы начать строчками стихотворения:
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
А теперь улыбнёмся друг другу. Садитесь на свои места! Я рада, что у вас хорошее настроение, и уверена, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Деятельность учителя: Приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная
Деятельность обучающихся: приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку 2. Актуализация. Постановка темы и цели урока. Пробное учебное действие.
Цель 1: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. Содержание учебного материала: просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.
Учитель: Прочитала я недавно стихотворение про письмо, понять которое было нелегко. Почему?
Стихотворение «Грустные вести» А. Шибаева
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он!
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить.
- Почему письмо сначала кажется шуткой?
- Чем болен Мишка?
- К чему может привести неумение грамотно писать слова?
Вот еще одно стихотворение, его автор - Эдвард Лир (слайд):
Жил мальчик из города Майена,
Свалившийся в чайник нечаянно.
Он с..дел там, с..дел
И совсем пос..дел,
Этот бывший мальчишка из Майена.
- Почему «бывший»?
- Какие буквы нужно вставить и почему?
- Какую орфограмму нам сегодня нужно повторить, чтобы правильно писать такие слова?
- Найдите в стихотворении другие слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Запишите их с проверочными словами (свалившийся, мальчишка).
Методы и приемы работы: наблюдение, проблемная ситуация, работа по плану урока.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная.
Деятельность учителя: организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока. Деятельность обучающихся: на интерактивной доске ученики вписывают пропущенные буквы е, и; записывают эти слова в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; смыслообразование, то есть установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Цель 2: проверка понимания способа действия.
Прочитаем следующее стихотворение Эдварда Лира (слайд):
Жил-был ст..ричок из Киото,
Постоянно ж..левший кого-то.
Он увидел лягушку
И метнул ей ватрушку,
Благородный старик из Киото!
- Какие буквы пропущены? Объясните правописание слов.
- Объясните поговорку: «Человек жалью живёт». Какое слово устаревшее? Какая это часть речи?
Методы и приемы работы: доказательство.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная.
Деятельность учителя: дает образец короткого доказательства.
Деятельность обучающихся: анализируют текст, отвечают на вопросы, объясняют смысл устаревшего слова. Сравнивают, сопоставляют.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания. 3. Освоение нового материала. Выявление места и причины затруднения.
Цель 1: выявление обучающимися признаков орфограммы, развитие умения находить в корнях слов проверяемые безударные гласные
Содержание учебного материала:
Чтение правила в учебнике.
Выполнение упражнения 30 (I)в форме соревнования между рядами: кто быстрее? Ученики каждого ряда по очереди выходят к доске и записывают по одному слову, обозначая орфограмму.
Методы и приемы работы: наблюдение, работа с текстом (сравнение)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Деятельность учителя: указывает объект наблюдения.
Деятельность обучающихся: читают правило, выходят по очереди к доске, записывают слово, обозначают орфограмму по образцу.
Цель 2: подведение детей к самостоятельному выводу способа проверки орфограммы.
Содержание учебного материала: работа с учебником, упр. 30 (II) в парах, правило в учебнике, взаимопроверка.
Методы и приемы работы: наблюдение, работа с текстом (сравнение).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в парах.
Деятельность учителя: организует подводящий диалог, уточняет правило.
Деятельность обучающихся: записывают однокоренные слова, выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают, добавляют свои примеры. Взаимопроверка.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных. 4. Первичное закрепление нового материала
Цель: освоение способа проверки
Содержание учебного материала: Помогите Мите! Ученику было дано задание: подобрать проверочные слова, чтобы определить правильность написания безударных гласных. Верно ли Митя выполнил задание? Помогите ему исправить ошибки.
Линять – линия, волна – вол, деньга – день, скозать – козы, слезать – слёзы.
Методы и приемы работы: наблюдение, анализ, сопоставление.
Формы организации : групповая.
Деятельность учителя: проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. Деятельность обучающихся: один представитель у доски объясняет решение группы, производят взаимопроверку, рефлексию.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Динамическая пауза
Учитель: Следующие задания требуют внимания. Нужно его потренировать! Игра «Карлики-великаны». Деятельность обучающихся: выполняют элементарные физические упражнения.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. 5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Закрепление изученного материала. Цель: закрепление знаний и способов действий.
Содержание учебного материала: Осенью так не хватает солнца! Нарисуйте его в тетради.
Работа с учебником. Упр. 32. Добавьте свои слова. У кого больше получится солнечных лучей?
Методы и приемы работы: анализ языкового материала, систематизация.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах
Деятельность учителя: формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Организует работу учащихся с учебником, проверку и взаимопроверку.
Деятельность обучающихся: формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Выполняют задания к упражнению, при необходимости советуются (работа в паре). Взаимопроверка.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Знаково-символические действия: моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая). 6. Первичное закрепление с комментированием.
Цель: закрепление знаний и способов действий.
Содержание учебного материала: Ученикам раздаются для работы листы со словами (3 набора с разными словами): "под..рить улыбку", "оранжевый л..сток", "..сенняя прогулка".
Вопрос: Какие из них словарные? (Лазурь, оранжевый)
Методы и приемы работы: групповая работа, рефлексия, контроль.
Формы организации: групповая.
Деятельность учителя: помещает слова на доску, указывает объект наблюдения.
Деятельность обучающихся: выполняют задание, отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Читают вслух с листов групповой работы.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. 7. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Цель: закрепление знаний и способов действий. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, словесно-иллюстративный рассказ.
Содержание учебного материала: составление предложений со словами на изученную орфограмму по картинке на тему "Осенняя прогулка", развитие речи. Чтение получившихся предложений.
Методы и приемы работы: самостоятельная работа.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Деятельность учителя: организует работу и чтение учащимися получившихся сочинений-миниатюр. Деятельность обучающихся: рассматривают картинку, составляют предложения, обозначают изученную орфограмму. Читают получившиеся предложения, объясняют написание корней с проверяемыми безударными гласными.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы.
Содержание учебного материала: осенний, листок, подарить, пожалеть, помирить, бродить, починить, гроза, возить, осмотреть.
Методы и приемы работы: диктовка, самопроверка, самооценка.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Деятельность учителя: диктует слова.
Деятельность обучающихся: производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. 9. Домашнее задание
Содержание учебного материала: дифференцированное задание 1) составить рассказ с использованием слов с проверяемыми безударными гласными, 2) упр. 31.
Деятельность учителя: сообщает домашнее задание, объясняет.
Деятельность обучающихся: записывают домашнее задание, оценивают уровень усвоения темы, выбирают задание.
Формируемые умения (универсальные учебные действия. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. 10. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Содержание учебного материала: план, составленный в начале урока.
Методы и приемы работы: рефлексия, контроль.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Деятельность учителя: задает вопросы о задачах урока, подводит итог впечатлений детей от урока по стикерам на доске; спрашивает, какие задачи остаются на следующие уроки.
Деятельность обучающихся: проговаривают по плану новые знания, записывают свои впечатления от урока на стикерах, которые приклеивают на доску, делают предположения о задачах по закреплению изученной орфограммы.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Использованные источники:
1. Всё наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах /Сост. Г.Кружков – М.: Просвещение, 1992 г.
Лариса Сергеевна ПОЗДРАВЛЯЮ Вас с первой публикацией!
Как важно правильно писать и без ошибок говорить!
Лишь талантливый учитель может деток научить!
СПАСИБО за работу! Примите мой голос №2
Добрый вечер, Лариса Сергеевна! Отличный урок. Разнообразный материал урока.Формируются познавательные, личностные, коммуникативные УУД. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Тема на сегодняшний день очень актуальна.Спасибо за разработку.Примите голос!