Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе с презентацией

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Писать грамотно - легко!"
Цель деятельности учителя: повторить и углубить знания учащихся о правописании проверяемых безударных гласных в корне слова; определить границы знания и незнания у пятиклассников; совершенствовать орфографические умения, развить коммуникативные навыки.
Тип урока: комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «проверяемые безударные гласные», назначение орфографического словаря,; уметь подбирать проверочные однокоренные слова; пользоваться орфографическим словарём; группировать однокоренные слова; использовать их в речи;
метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии;
личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; формы индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.
Основные понятия: проверяемые безударные гласные, корень слова, части слова

Организационная структура урока
1. Организационный этап урока.
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, обеспечение комфортной обстановки на уроке.
Содержание учебного материала:
- Добрый день, ребята. Урок мне хотелось бы начать строчками стихотворения:
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
А теперь улыбнёмся друг другу. Садитесь на свои места! Я рада, что у вас хорошее настроение, и уверена, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Деятельность учителя: Приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная
Деятельность обучающихся: приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
2. Актуализация. Постановка темы и цели урока. Пробное учебное действие.
Цель 1: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. Содержание учебного материала: просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.
Учитель: Прочитала я недавно стихотворение про письмо, понять которое было нелегко. Почему?
Стихотворение «Грустные вести» А. Шибаева
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он!
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить.

- Почему письмо сначала кажется шуткой?
- Чем болен Мишка?
- К чему может привести неумение грамотно писать слова?

Вот еще одно стихотворение, его автор - Эдвард Лир (слайд):
Жил мальчик из города Майена,
Свалившийся в чайник нечаянно.
Он с..дел там, с..дел
И совсем пос..дел,
Этот бывший мальчишка из Майена.

- Почему «бывший»?
- Какие буквы нужно вставить и почему?
- Какую орфограмму нам сегодня нужно повторить, чтобы правильно писать такие слова?
- Найдите в стихотворении другие слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Запишите их с проверочными словами (свалившийся, мальчишка).

Методы и приемы работы: наблюдение, проблемная ситуация, работа по плану урока.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная.
Деятельность учителя: организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока. Деятельность обучающихся: на интерактивной доске ученики вписывают пропущенные буквы е, и; записывают эти слова в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; смыслообразование, то есть установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Цель 2: проверка понимания способа действия.
Прочитаем следующее стихотворение Эдварда Лира (слайд):
Жил-был ст..ричок из Киото,
Постоянно ж..левший кого-то.
Он увидел лягушку
И метнул ей ватрушку,
Благородный старик из Киото!

- Какие буквы пропущены? Объясните правописание слов.
- Объясните поговорку: «Человек жалью живёт». Какое слово устаревшее? Какая это часть речи?

Методы и приемы работы: доказательство.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная.
Деятельность учителя: дает образец короткого доказательства.
Деятельность обучающихся: анализируют текст, отвечают на вопросы, объясняют смысл устаревшего слова. Сравнивают, сопоставляют.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания.
3. Освоение нового материала. Выявление места и причины затруднения.
Цель 1: выявление обучающимися признаков орфограммы, развитие умения находить в корнях слов проверяемые безударные гласные
Содержание учебного материала:
Чтение правила в учебнике.
Выполнение упражнения 30 (I)в форме соревнования между рядами: кто быстрее? Ученики каждого ряда по очереди выходят к доске и записывают по одному слову, обозначая орфограмму.
Методы и приемы работы: наблюдение, работа с текстом (сравнение)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Деятельность учителя: указывает объект наблюдения.
Деятельность обучающихся: читают правило, выходят по очереди к доске, записывают слово, обозначают орфограмму по образцу.
Цель 2: подведение детей к самостоятельному выводу способа проверки орфограммы.
Содержание учебного материала: работа с учебником, упр. 30 (II) в парах, правило в учебнике, взаимопроверка.
Методы и приемы работы: наблюдение, работа с текстом (сравнение).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в парах.
Деятельность учителя: организует подводящий диалог, уточняет правило.
Деятельность обучающихся: записывают однокоренные слова, выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают, добавляют свои примеры. Взаимопроверка.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных.
4. Первичное закрепление нового материала
Цель: освоение способа проверки
Содержание учебного материала: Помогите Мите! Ученику было дано задание: подобрать проверочные слова, чтобы определить правильность написания безударных гласных. Верно ли Митя выполнил задание? Помогите ему исправить ошибки.
Линять – линия, волна – вол, деньга – день, скозать – козы, слезать – слёзы.
Методы и приемы работы: наблюдение, анализ, сопоставление.
Формы организации : групповая.
Деятельность учителя: проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. Деятельность обучающихся: один представитель у доски объясняет решение группы, производят взаимопроверку, рефлексию.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Динамическая пауза
Учитель: Следующие задания требуют внимания. Нужно его потренировать! Игра «Карлики-великаны». Деятельность обучающихся: выполняют элементарные физические упражнения.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Закрепление изученного материала. Цель: закрепление знаний и способов действий.
Содержание учебного материала: Осенью так не хватает солнца! Нарисуйте его в тетради.
Работа с учебником. Упр. 32. Добавьте свои слова. У кого больше получится солнечных лучей?
Методы и приемы работы: анализ языкового материала, систематизация.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах
Деятельность учителя: формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Организует работу учащихся с учебником, проверку и взаимопроверку.
Деятельность обучающихся: формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Выполняют задания к упражнению, при необходимости советуются (работа в паре). Взаимопроверка.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Знаково-символические действия: моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая).
6. Первичное закрепление с комментированием.
Цель: закрепление знаний и способов действий.
Содержание учебного материала: Ученикам раздаются для работы листы со словами (3 набора с разными словами): "под..рить улыбку", "оранжевый л..сток", "..сенняя прогулка".
Вопрос: Какие из них словарные? (Лазурь, оранжевый)
Методы и приемы работы: групповая работа, рефлексия, контроль.
Формы организации: групповая.
Деятельность учителя: помещает слова на доску, указывает объект наблюдения.
Деятельность обучающихся: выполняют задание, отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Читают вслух с листов групповой работы.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
7. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Цель: закрепление знаний и способов действий. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, словесно-иллюстративный рассказ.
Содержание учебного материала: составление предложений со словами на изученную орфограмму по картинке на тему "Осенняя прогулка", развитие речи. Чтение получившихся предложений.
Методы и приемы работы: самостоятельная работа.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Деятельность учителя: организует работу и чтение учащимися получившихся сочинений-миниатюр. Деятельность обучающихся: рассматривают картинку, составляют предложения, обозначают изученную орфограмму. Читают получившиеся предложения, объясняют написание корней с проверяемыми безударными гласными.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы.
Содержание учебного материала: осенний, листок, подарить, пожалеть, помирить, бродить, починить, гроза, возить, осмотреть.
Методы и приемы работы: диктовка, самопроверка, самооценка.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Деятельность учителя: диктует слова.
Деятельность обучающихся: производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
9. Домашнее задание
Содержание учебного материала: дифференцированное задание 1) составить рассказ с использованием слов с проверяемыми безударными гласными, 2) упр. 31.
Деятельность учителя: сообщает домашнее задание, объясняет.
Деятельность обучающихся: записывают домашнее задание, оценивают уровень усвоения темы, выбирают задание.
Формируемые умения (универсальные учебные действия. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
10. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Содержание учебного материала: план, составленный в начале урока.
Методы и приемы работы: рефлексия, контроль.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Деятельность учителя: задает вопросы о задачах урока, подводит итог впечатлений детей от урока по стикерам на доске; спрашивает, какие задачи остаются на следующие уроки.
Деятельность обучающихся: проговаривают по плану новые знания, записывают свои впечатления от урока на стикерах, которые приклеивают на доску, делают предположения о задачах по закреплению изученной орфограммы.
Формируемые умения (универсальные учебные действия). Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Использованные источники:
1. Всё наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах /Сост. Г.Кружков – М.: Просвещение, 1992 г.
Презентация на тему: Писать грамотно - легко!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка по теме "Синтаксис" с презентацией, 5 класс Конспект урока русского языка с презентацией «Знакомство с матрёшкой» (5 класс) Творческий мини-проект в 5 классе по русскому языку с презентацией (ФГОС ООО) Конспект урока русского языка в 5 классе с презентацией. Повторение по теме «Двусоставное предложени
Организация исследовательской деятельности школьников
Опубликовано: 2967 дней назад (13 ноября 2016)
Просмотров: 2403
Рубрика: Уроки
+3
Голосов: 3
Татьяна Владимировна Ячменева # 13 ноября 2016 в 19:50 0
Очень актуальная и полезная тема. Спасибо, примите мой голос.
Лариса Сергеевна Чернышова # 13 ноября 2016 в 20:09 0
Спасибо!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 13 ноября 2016 в 20:06 0
Лариса Сергеевна ПОЗДРАВЛЯЮ Вас с первой публикацией! dance
Как важно правильно писать и без ошибок говорить!
Лишь талантливый учитель может деток научить! joke
СПАСИБО за работу! Примите мой голос №2 v
Лариса Сергеевна Чернышова # 13 ноября 2016 в 20:09 0
Спасибо!
Екатерина Николаевна Кирьян # 14 ноября 2016 в 20:23 0
Добрый вечер, Лариса Сергеевна! Отличный урок. Разнообразный материал урока.Формируются познавательные, личностные, коммуникативные УУД. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Тема на сегодняшний день очень актуальна.Спасибо за разработку.Примите голос!
Вера Александровна Орехова # 20 ноября 2016 в 17:33 0
Лариса Сергеевна, спасибо за приглашение.
Интересная, полезная и познавательная публикация!
Примите мой голос +1.
Желаю удачи и успехов!