Из опыта работы воспитателя.
Автор: Гончарова Ирина Ивановна, воспитатель высшей категории, КОУ ВО «ОСК детский дом», г. Острогожск, Воронежская область.
Описание: материал может быть интересен воспитателям коррекционных учреждений для практического применения на интегрированных занятиях.
Слабослышащие дети имеют крайне бедные представления об окружающем. Они не могут обозначить предмет словом, с трудом узнают его в изменившейся ситуации, не соотносят с изображением. Поэтому, главной задачей воспитателя является целенаправленная работа по ознакомлению детей с внешним видом, строением, способами использования и функционирования самых необходимых в жизни человека предметов, а также с условиями существования самого человека, растительного и животного мира. Воспитатель обогащает жизнь ребенка впечатлениями, а отработка собственно речевого материала проводится на занятиях по развитию речи учителем-дефектологом.
Так как программа для слабослышащих детей предусматривает совместное планирование учителем-дефектологом и воспитателем тем занятий и речевого материала, мы, адаптируя программу под себя, начали изучать проблему интегрированного обучения, которая направлена на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание детей, с учётом их индивидуальных способностей и особенностей. Во время интегрированных занятий повышается мотивация обучения, любое явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес, что особенно важно для детей с нарушениями слуха. Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированные занятия учат получать информацию, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом.
Занятия мы стали планировать 2 раза в месяц. Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных явлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Тематика занятий разнообразна. Каждый из нас должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения.
Взаимные консультации помогают выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности. Четкость, компактность, большая информативность учебного материала, позволяют реализовать один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким. Один раз в месяц приглашаем на занятие музыкального руководителя.
Учитывая особенности мышления слабослышащих детей, на занятии мы используем большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (демонстрационный и раздаточный материал, выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Все распределяется так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная. Широко используем динамические паузы, физкультминутки, подвижные и пальчиковые игры, которые подчинены теме занятия.
При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, экскурсии, беседы, рассматривание картин, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира.
Занятия интегрированного характера мы проводим второй год, но уже можем отметить, что они дают высокую результативность. Каждый ребёнок при этом вовлекается в активный процесс. Занятия способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Например, на занятии по теме «Посуда» мы выделили
следующие части:
- познавательная деятельность – группировка посуды (чайная, кухонная, столовая), дидактическая игра «День рождения куклы»;
- речевая деятельность – развитие фразовой речи (составление рассказа по картине; выполнение поручений);
- художественная деятельность - аппликация "гжель" (отбор декоративных элементов, оформление чайного сервиза) с музыкальным сопровождением.
На занятии по теме «Времена года. Весна» работа осуществлялась так:
- познавательная деятельность (отгадывание загадок о весне);
- речевая деятельность – развитие фразовой речи (составление рассказа о признаках весны; составление кроссворда);
- художественная деятельность - рисование пальчиками цветущей яблони.
Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту педагогов.
Таким образом, интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания, которых нет в программе, но которые требуют выполнения государственного стандарта, интегрированные занятия дают возможность дать детям знания в комплексе, применять разнообразные приемы работы с детьми, использовать индивидуально-дифференцированной подход к детям.
Рекомендуем посмотреть:
Программа для детского дома. Педагогическая диагностика
Активизация умственных способностей и интеллекта детей в условиях детского дома
Социальное партнерство с семьей в ДОУ
Развитие чувашского языка в дошкольных образовательных учреждениях