Паспорт педагогического проекта «Наш любимый город Челябинск».. Подготовительная группа
Составитель: Нуждина Наталья Павловна, воспитатель МБДОУ «ДС № 442 города Челябинска»
Описание материала: паспорт проекта подготовлен для детей подготовительной к школе группы, направлен на расширение знаний дошкольников о родном городе. Данный проект может быть интересен воспитателям дошкольных образовательных организаций, родителям и студентам, обучающимся на специальности "Дошкольное образование".
Актуальность:
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, о родном городе. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Цель проекта: Приобщение детей к истории и культуре родного города, достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.
Задачи проекта:
• формировать системные представления об истории города Челябинска;
• осуществлять ознакомление детей с культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;
• приобщать детей к народной культуре через народные праздники, традиции, быт и устное народное творчество;
• развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
• воспитывать чувство гордости за своих земляков; любовь к родному городу и гордость за его славное прошлое;
• развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей.
Участники проекта:
Дети 6-7 лет
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта:
Долгосрочный (с сентября по май)
Первый этап – подготовительный.
Изучение теоретических вопросов проблемы.
Второй этап – основной.
1. Разработка перспективного плана по реализации проекта.
2. Разработка конспектов НОД.
3. Изготовление практического материала (дидактических игр, макетов);
4. Создание, оснащение и оформление мини-музея.
5. Сбор и оформление наглядного материала.
6. Работа с родителями
Третий этап – заключительный.
Представление мини-музея «Мой любимый город Челябинск».
Стратегия осуществления проекта:
• Мотивация.
• Организация предметно-познавательной среды.
• Совместная деятельность (воспитатели, дети, родители).
• Результат (представление проекта, демонстрация мини-музея «Волшебный мир камня», викторина, КВН «Хозяйка Медной горы»).
Методы проекта:
1. Наглядные (иллюстрации, фотографии, схемы, макеты, альбомы).
2. Словесные (беседа, нод, чтение специальной и художественной литературы).
3. Практические (эксперименты и опыты, сюжетно-ролевые и дидактические игры, рисование и ручной труд).
Формы организации проекта:
1. Беседа и опрос детей.
2. НОД
3. Консультации для родителей.
4. Выставки работ.
5. Создание альбомов.
6. Сюжетно - ролевые игры.
8. Круглый стол.
Предполагаемые результаты:
Дети: Повышение уровня знаний детей о родном городе, его достопримечательностях; активное участие и интерес детей в различных видах деятельности; воспитание нравственно - патриотических чувств к истории, культуре, природе родного города.
Воспитатели: разработка перспективного плана работы на год по проекту и конспектов НОД; практический материал по всем видам детской деятельности.
Родители: повышение интереса к работе ДОУ; активное участие в конкурсах, выставках; помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок; фото - выставка совместно с родителями «Наш любимый город»; Игра – викторина «Знатоки родного города»;
Предметно-развивающая среда:
• создание мини-музея «Мой любимый город Челябинск
• в книжном уголке – размещены коллекции открыток и фотографий «Наш Челябинск», подобраны стихотворения, в которых упоминается название города. Материал меняется в зависимости от изучаемых тем.
• в изо уголке – размещены репродукции Уральских промыслов: «Каслинская роспись», «Урало – сибирская роспись».
• в уголке дорожного движения – макет одной из улиц нашего города.
• в игровом уголке имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевых игр, многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с родным городом.
Виды детской деятельности:
НОД: «Достопримечательности города Челябинска», «Промышленность родного города», «Памятники архитектуры в нашем городе», «Современная архитектура города»
Экскурсии к достопримечательностям города.
Оформление альбома «Достопримечательности города Челябинска»
Рассматривание фотоальбома «Старинный и современный Челябинск», «Природные и культурные объекты города», «Наши земляки»
Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе. Создание компьютерной презентации: «Мой город - Челябинск».
НОД: Творческое рассказывание по тему «Мой любимый город», «Каким я представляю город в будущем».
Ситуативный разговор «Как и кем создавался и строился город?», «Что такое улица, и по каким правилам она живёт?»
Слушание рассказов «История возникновения города», «районы города», «Герб города Челябинска», «Челябинск православный».
Беседы: «Улицы родного города», «Творчество наших земляков», «Река Миасс»
Чтение художественной литературы о городе (стихи, рассказы, загадки)
Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Профессия моих родителей», «Строители»
Дидактические игры: «Разукрась герб», «Собери памятник Челябинска», «Узнай памятные места города», «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Найди нужный знак», «Законы улиц и дорог», «Говорящие знаки», «Дорожная азбука», «Подбери знак», «Дорожное лото».
Разучивание песен о родном городе
Рисование «Наш детский сад», «Город, в котором я живу», «Моя семья».
Реализация проекта.
Сентябрь.
Тема: «Мой дом – моя семья».
Деятельность с детьми: 1. Беседа «Моя семья».
Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.
2. НОД «Кто живёт рядом с нами».
Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.
3. Сюжетно-ролевая игра «Дом».
Цель: умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол), заботиться о родных.
4. Целевая прогулка «Мой дом».
Цель: рассмотреть близлежащие дома, улицы; учить называть свой адрес.
Работа с семьей: 1. Совместно с детьми составить рассказ «Как я провёл лето»
2. Создание альбома с фотографиями и детскими рисунками «Мои любимые места в городе Челябинске»
3. Консультация для родителей «Наблюдаем играя». Привлечь внимание родителей к неживой природе.
4. Развлечение "С днём рождения Челябинск!
Октябрь.
Тема: «Наш детский сад».
Деятельность с детьми: 1. Беседа «Мой детский сад».
Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.
2. Прогулка «Двор детского сада».
Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.
3. Вечер воспоминаний «История детского сада».
Цель: познакомить детей с историей детского сада. Вспомнить с детьми, какими они маленькими пришли в детский сад, просмотр их фотографий, рассказы детей из личного опыта.
4. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
5. Опыты и эксперименты: «Предметы помощники».
Рассмотреть свойства некоторых объектов неживой природы. Дать представление о строительных материалах и их производстве.
Работа с семьей: 1.Оформление книжек-малышек: «Наш детский сад»;
2. Совместно с детьми сделать подделки из бросового материала: «Детский сад»
3. Консультации для родителей на темы: "Мой дом, мой город", "Мой город - моя малая Родина. "Формирование
4. Родительские собрания "Давайте познакомимся», "Мы живём в Челябинске».
Ноябрь
Тема: «Мой район».
Деятельность с детьми: 1. Беседа «История города, района».
Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.
2. Экскурсия по улицам нашего района.
Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.
3. Создание макета нашего района.
Цель: дать представления о главных улицах города, учить ориентироваться на местности. Учить создавать макет по схемам, картинкам.
Экспериментирование: «Камни строители, камни пишут и рисуют».
Познакомить детей с пишущими камнями. Организовать продуктивную деятельность с их использованием
4. Рисование «На улицах родного города».
Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт.
Работа с семьей:
1. Оформление альбома: «Мой район», «Символы нашего города».
2. Участие в выставке рисунков: «Любимая улица»;
3. Участие в конкурсе творческих рассказов на тему: "Почему я люблю свой город", "Интересные места, которые я люблю посещать".
4. Консультация для родителей: «Формирование чувств патриотизма, любви к родному городу.
Декабрь
Тема: «Мой край».
Деятельность с детьми: 1. Беседа «История края».
Цель: познакомить детей с историей родного края, его названием; вызвать у детей интерес к своему краю, прививать чувство радости за него.
2. Рассматривание фотоальбома «предприятия края», просмотр презентаций по теме.
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
3. Просмотр видеоролика «Мой край».
Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, гордость за него.
4. НОД: «Чистый город», «Каким я представляю город в будущем».
Цель: Творческое рассказывание по предложенным темам. Прививать любовь к чистоте и порядку.
5. Чтения П. Бажова, Д.Н. Мамин-Сибиряк.
Цель: Знакомство с творчеством писателей Челябинской области.
Работа с семьей: 1. Беседы с детьми на тему «Кто, где живёт?», «Где родился, там и пригодился»
2. Оформление альбома: «Как всё начиналось», «Челябинск в прошлом»;
3. Оформление д/игры: «Улицы родного города»;
4.Оформление выставки: «Каким я представляю город в будущем», «Город будущего».
Январь
Тема: «Достопримечательности города».
Деятельность с детьми:
1. НОД «Интересные места в городе Челябинске».
Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.
2. Беседа «Памятники архитектуры города Челябинска».
Цель: вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.
3. Просмотр презентаций «Мой город и его достопримечательности».
Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников, строений и зданий города.
4. Конструирование из бумаги «Театры нашего города»
Цель: знакомство с театрами нашего города. Учить детей работать по схемам.
Работа с семьей: 1. Оформление альбома «Достопримечательности родного города».
2. Участие в фотовыставке: ««Мой город и его достопримечательности».
3. Оформление д/игры: «Достопримечательности Челябинска».
4. Консультация: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу посредством нравственно-патриотических чувств».
Февраль
Тема: «Природа города».
Деятельность с детьми:
1. Прогулка «Природа зимой».
Цель: учить детей видеть красоту природы зимой.
2. НОД «Растительный мир зимой».
Цель: знакомить детей с растительным миром города зимой с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.
3. Рассматривание альбомов «Природа Урала», презентаций по теме.
Цель: дать представление о водоёмах города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах.
Моделирование. Макет: «Уральские горы». Цель: Познакомить детей с образованием гор. Рассказать о подземных процессах в земле. Развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам. Продолжать формировать представления о строении Земли.
4. Беседа «Правила поведения на природе».
Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.
Работа с семьей: 1. Составление рассказов и оформление альбома "Красная книга родного края".
2. Оформление плаката «Береги природу».
3.Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре: «Исследователи».
4. Принять участие в развлечении, игра – викторина «Знатоки родного города».
Март
Тема: «Из прошлого в настоящее».
Деятельность с детьми:
1. Беседа «Правила поведения в музее».
Цель: учить детей соблюдать правила поведения в музее, дать понятие о музее, выставках и экспонатах.
2. НОД «История возникновения города»
Цель: Развивать интерес к окружающим предметам, расширять знания детей о прошлом, настоящем, будущем.
3. Рисование на тему: «Крепость» и «Жилища».
Цель: Показать детям, какими были здания, дома в Челябинске прошлом, где находилась в Челябинске крепость.
4. Экспериментальная деятельность: «По реке времени»
Цель: Научить детей прослеживать историю, как человек жил в прошлом, как живет сейчас, развивать у детей понимание культурного наследия.
5. Оформление ленты «По реке времени» или «Челябинск теперь и прежде».
Работа с семьей:
1. Экскурсия в музей.
Цель: познакомить детей с историей родного города. Оформление книжки – малышки: "Я был в музее».
2. Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре: «Археологи»
3.Участие в оформлении ленты: «Река времени», альбомов по теме.
4. Принять участие в создании выпуска новостей.
Апрель
Тема: «Челябинск в годы войны».
Деятельность с детьми:
1. Беседа «Танкоград».
Цель: вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него.
2. Экскурсия к музею военной технике, к памятникам.
Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.
3. Выставка фотографий о городе в годы войны.
Цель: прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Челябинске.
4. Конкурс стихов и песен о городе.
Цель: вызвать у детей интерес к жизни города, чувство уважения и гордости за любимый город.
5. Рисование «Люди труда».
Цель: учить детей в рисунке отображать труд людей разных профессий.
Работа с семьей:
1. Участие в выставке фотографий «Челябинске в годы войны».
2. Участие в праздновании "Дня Победы".
3. Составление рассказов о родственниках-участниках Великой Отечественной войны.
4.Пригласить родителей на конкурс стихов и песен о городе.
Май
Тема: «Знаменитые земляки».
Деятельность с детьми:
1. Беседа «Знаменитые земляки».
Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Челябинска, чувство уважения и гордости за людей, прославивших наш город.
2. Просмотр презентаций «Творчество наших земляков», «Промыслы Южного Урала».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
3. НОД «Люди, прославившие наш город»
Цель: продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.
4. Чтение сказов и рассказов писателей Южного Урала.
Цель: знакомство с творчеством писателей Южного Урала.
5. Праздник - викторина: «Мой любимый город Челябинск». Презентация мини-музея.
Цель: Обобщить знания детей по проекту.
Работа с семьей:
1. Беседа с детьми «Творчество наших земляков».
2.Оформление книжки – малышки: «Профессии родного города», «Профессии моих родителей».
3. Экскурсия в краеведческий музей.
4. Словотворчество с родителями "Весёлые частушки о своём городе".
Участие в празднике-викторине.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике
Использование советских мультфильмов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
Проект в старшей и подготовительной группе детского сада
Проект в детском саду в подготовительной группе. Моя малая Родина