Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Преподавание иностранных языков в Узбекистане: перспективы и приоритеты

Научная статья "Преподавание иностранных языков в Узбекистане: перспективы и приоритеты"
Годы независимости стали для Узбекистана с одной стороны годами преобразований во всех сферах жизнедеятельности, как государства, так и всего общества, годами полномасштабных социальных, политических и экономических реформ, и, с другой стороны, годами поисков новых судьбоносных решений по всем направлениям социальной жизни общества, решений неожиданных, и решений в сложных ситуациях, годами неординарных подходов к различным проблемам. Одним из таких решающих перспективу развития национальной государственности и общественного строительства вопросов был вопрос о системе образования. Был принят «Закон об образовании» и Национальная Программа по подготовке кадров [1]. Одним из направлений реформ в системе образования страны стал вопрос об иностранном языке. Данный вопрос являлся одним из сложных вопросов, так как он был неразрывно связан со всеми трудностями и сложными на тот момент социально-политическими изменениями и трансформациями, происходящими в обществе. Прежде всего, узбекский язык был объявлен государственным языком, вследствие чего все остальные языки приобрели статус иностранного. Новые условия социально-политического устройства и новые требования к обустройству общества требовали определенных изменений и новых решений также и в отношении иностранных языков. Это относилось и к статусу того или иного иностранного языка, к выделяемым часам, для обучения иностранных языков, и к вопросу предпочтения и прерогативы тех или иных языков, что нашло отражение в выпуске учебной и другой интерактивной литературы, подготовки специалистов, их повышении квалификации. Было необходимо переставить акценты, что и было сделано. В лучшем положении оказался английский язык, но не потому, что для его обучения были созданы особые условия. Владение английским языком сулило перспективное трудоустройство и высокооплачиваемую работу; для поступления в большинство вузов абитуриенты должны были сдавать тесты по английскому языку, что требовало определенных языковых навыков. К тому же после независимости у многих молодых людей появилась возможность обучаться за рубежом, что требовало сдачи экзаменов на основе новых требований. Такими экзаменами явились TOEFL и IЕLTS. Вся молодежь в усиленном режиме начала изучать английский язык.
10 декабря 2012 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обучения иностранных языков», в котором речь в основном шла о статусе английского языка [2]. В данном документе было отмечено, что в рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране активно реализуется комплексная система обучения иностранным языкам, направленная на формирование гармонично развитого, высокообразованного, современно мыслящего подрастающего поколения, дальнейшую интеграцию республики в мировое сообщество.
За годы независимости было подготовлено свыше 51,7 тысяч преподавателей иностранных языков, созданы мультимедийные учебники по английскому, немецкому и французскому языкам для 5–9 классов общеобразовательных школ, электронные ресурсы по изучению английского языка в начальных классах, оснащено свыше 5 тысяч лингафонных кабинетов в общеобразовательных школах, профессиональных колледжах и академических лицеях. Вместе с тем анализ действующей системы организации изучения иностранных языков показывает, что образовательные стандарты, учебные программы и учебники не в полной мере соответствуют современным требованиям, особенно в части использования передовых информационных и медиа-технологий. Обучение ведется в основном традиционными методами. Требуют дальнейшего совершенствования организация непрерывности изучения иностранных языков на всех уровнях системы образования, а также работа по повышению квалификации преподавателей и их обеспечению современными учебно-методическими материалами. В целях кардинального совершенствования системы обучения подрастающего поколения иностранным языкам, подготовки специалистов, свободно владеющих ими, путем внедрения передовых методов преподавания с использованием современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий и на этой основе создания условий и возможностей для широкого их доступа к достижениям мировой цивилизации и мировым информационным ресурсам, развития международного сотрудничества и общения было установлено, что начиная с 2013/2014 учебного года:
- изучение иностранных языков, преимущественно английского языка, поэтапно на всей территории республики будет начинаться с первых классов общеобразовательных школ в форме игровых уроков и уроков разговорной речи, а начиная со второго класса — с усвоением алфавита, чтения и грамматики;
- преподавание в высших учебных заведениях отдельных специальных предметов, особенно по техническим и международным специальностям, будет вестись на иностранных языках (английском, немецком, русском, итальянском или других);
- обеспечение учащихся и преподавателей общих средних, средних специальных, профессиональных образовательных учреждений учебниками и учебно-методическими комплексами по иностранным языкам будет осуществляется на бесплатной основе за счет оборотных средств Республиканского целевого книжного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан с соблюдением установленных сроков по их переизданию;
- будет разрешено осуществлять целевой прием в высшие учебные заведения на специальности преподавателей иностранных языков из числа лиц, проживающих в отдаленных районах и сельских населенных пунктах, испытывающих острую потребность в преподавателях иностранных языков в общеобразовательных школах, средних специальных, профессиональных учебных заведениях, на основании рекомендаций органов государственной власти на местах, что позволит на целевой основе подготовить кадры для отдаленных сельских районов;
- лица, зачисленные на учебу в высшие учебные заведения на основании целевого приема, будут обязаны после окончания обучения проработать по полученной специальности не менее 5 лет в учебном заведении, расположенном по месту проживания и указанном в рекомендациях органов государственной власти на местах.
Было принято предложение Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства финансов Республики Узбекистан об установлении учителям и преподавателям иностранных языков ежемесячных надбавок к их тарифным ставкам в размере 30 процентов в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, и 15 процентов — в остальных образовательных учреждениях, с включением их в состав должностного оклада при исчислении установленных законодательством стимулирующих доплат и надбавок. Первый Президент Республики Узбекистан 23 мая 2013 года принял Постановление «О мерах по совершенствованию деятельности Узбекского государственного университета мировых языков».

Согласно принятому документу Узбекский государственный университет мировых языков (УзГУМЯ) определен республиканским базовым образовательным и научно-методическим учреждением для системы непрерывного образования по иностранным языкам. Исходя из этого на УзГУМЯ были возложены следующие задачи и функции:
- подготовка высококвалифицированных преподавателей иностранных языков для общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений, владеющих современными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями обучения иностранным языкам;
- разработка и постоянное совершенствование, в соответствии с международными стандартами, государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебников и учебно-методических пособий по иностранным языкам для всей системы непрерывного образования, с привлечением, при необходимости, международных консультантов;
- разработка и внедрение современных методов преподавания иностранных языков, с учетом изучения международного опыта, во всех образовательных учреждениях системы непрерывного образования, а также учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров по иностранным языкам;
- осуществление переподготовки и повышения квалификации преподавателей и методистов иностранных языков, прежде всего профильных вузов и учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров [3].
При УзГУМЯ был создан Республиканский научно-практический центр развития инновационных методик обучения иностранным языкам. Директор данного центра по должности приравнен к проректору УзГУМЯ, он назначается и освобождается от должности приказом министра высшего и среднего специального образования. Были расширены и увеличены квоты по приему студентов.
Таким образом, начался новый этап в обучении иностранным языкам в Узбекистане. Целью данного этапа является не только подготовка высококвалифицированных кадров, но и специалистов, способных решать экономические проблемы современности и свободно использующих для этого свои навыки иностранных языков.

Список литературы
1. Закон “Об образовании”. Принят на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан 29 августа 1997 года. // Вестник Олий Мажлиса Республики Узбекистан, №9, 1997.
2. Постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обучения иностранных языков». // Газета «Народное слово», 11.12.2012 г., № 240 (5630). Текст см.: http://www.lex.uz
3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам системы непрерывного образования. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 20, ст. 251.

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы учителя английского языка Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях Медиа проекты на уроках английского языка Цветовая палитра английского и русского языков
Опубликовано: 2093 дня назад (5 апреля 2019)
Просмотров: 1858
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Каблучкова Василиса # 6 апреля 2019 в 06:42 0
Здравствуйте, Рафаэль Шарифович. Ваша работа написана очень грамотно, соглашусь с мнением о необходимости многоязычия и желаю успехов в осуществлении преподавания иностранных языков, с учетом изучения международного опыта.