Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Знакомство с буквой Н и звуками [н], [н’]»
Цель: формирование у дошкольников фонетико-фонематических средств языка.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с новой буквой,
- продолжать учить детей правильно произносить согласный звук Н,
- учить давать характеристику звуку по акустико - артикуляционным признакам,
- познакомить со зрительным образом буквы Н.
развивающие:
- развивать умение выделять звук Н, Н’ в ряде слов;
- развивать умение определять позицию звука в слове (начало-конец)
- развивать слуховое внимание, память, артикуляционную моторику.
воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Предварительная работа: знакомство со звукомаскировки, разучивание артикуляционной гимнастики, обучение навыкам звукового анализа.
Оборудование: предметные картинки со звуком Н, символы гласных, согласных звуков.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Знакомство с буквой Н и звуками [н], [н’]». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, воспитателям логопедических групп.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите разглядывать загадки?
Дети: да!
Воспитатель: Я в этом и не сомневалась! Слушайте внимательно и постарайтесь разгадать все загаданные слова!
Воспитатель:
Дом уснул, игрушки спят
Только фонари горят.
Отгадаешь ты точь-в-точь
Это наступила…?!
Дети: ночь!
Воспитатель: правильно! Слушайте дальше.
Два конца, два кольца,
А по середине гвоздик?!
Дети: ножницы!
Воспитатель: молодцы!
Кто что вкусное принёс,
Всё учует детский …?!
Дети: нос!
Воспитатель:
Возле речек и болот
Этот тучный зверь живет.
На ногу имеет рог
Африканский ….?!
Дети: носорог!
Воспитатель: дети, давайте вспомним все отгаданные слова, и медленно произнесём их вместе…
Дети повторяют слова вместе с воспитателем: ночь, ножницы, нос, носорог.
Воспитатель: ребята, с какого звука начинаются все отгаданные слова?
Дети: со звук «н»
Воспитатель: правильно, для того чтобы правильно произнести его, кончик вашего языка должен упираться в основание верхних зубов, как бы «нажимая» на кнопочку.
А теперь давайте с вами вместе произнесём
чистоговорки:
Он-он – зазвонил вдруг телефон
Ан-ан- мне купили барабан
Ун-ун- лошадей табун
Ан-ан- Мама сшила сарафан
Он-он- в зоопарке слон
Ун-ун- в сказках есть колдун
На-на- во дворе растёт трава
Но-но- завтра мы пойдём в кино
Ин-ин- вы ходили в магазин?
Соня Зине принесла малину в корзине.
(воспитатель использует наглядное пособие, где девочки собирают малину)
Воспитатель: Ребята, а какими бывают звуки?
Дети: гласные и согласные
Воспитатель: а чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответы детей: главные звуки произносятся при помощи голоса и не встречают преграды, их можно петь, а согласные звуки произносятся при помощь губ, языка, зубов, при их произношении есть преграда.
Воспитатель: а как вы думаете звук «н» согласный или гласный?
Дети: согласный! (Объясняя свои ответы)
Воспитатель: звук «н» - твёрдый, но он может быть и мягким и будет произноситься, как «н’»
Теперь давайте рассмотрим картинки, поочерёдно будем называть предметы, которые изображены и определять, каким нам встретился звук «н» - твёрдым или мягким?
Воспитатель показывает поочерёдно картинки
Воспитатель: ребята, а в каких частях слова может находиться звук?
Дети: в начале, в середине, в конце
Воспитатель: давайте ещё раз озвучим то, что нарисовано у нас на картинках, только уже будем определять в какой месте находится звук (в начале слова/в середине/в конце)
Физ минутка:
Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно..
Раз-подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- ноги шире,
Пять- руками помахать,
Шесть- на месте постоять.
Тихо сядем, дружно встанем,
И закроем все глаза…
Наступает, наступательно, наступает тишина…
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: ребята, звуки мы всегда слышим?
Ответы детей: да
Воспитатель: а увидеть звуки мы не можем … каждый звук обозначается буквой! Воспитатель использует картинку, на которой изображена буква «Н»
Воспитатель: это буква «эН», как вы думаете, на что она похожа?
Ответы детей: мост…. И тд
Воспитатель: действительно, ребята, можно сказать, что буква Н похожа на мост, про неё даже можно так сказать:
Ножка, ножка,
Поперёк наложили поясок!
Читая, воспитатель показывает картинку с буквой Н и две обозначение произносимым словам.
Носорог нашёл носок,
Но надеть его не смог.
Он к носку попался в плен,
На картинке с буквой…!? (Н)
Воспитатель: предлагаю вам, поиграть игру! Называется она «назови детенышей животных так, чтобы в их названиях была буква «н», например: кот/ котенок (лис/лисёнок, слон/слонёнок, медведь/медвежонок) и т.д.
Воспитатель: теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный! Правила следующей игры такие, что если ты услышите в слове звук «н», нужно будет хлопнуть в ладоши, если этого звука нет в слове – нудно промолчать.
Воспитатель называет слова (окно, стол, цветок, небо, облако, дети И так далее )
Воспитатель читает
стихотворение:
Буква эН, тебя я знаю!
Буква крепкая стальная.
У тебя огромный рост,
И не буква ты, а мост.
По тебе бегут машины,
Под тобой бежит река,
С пороховыми большими
Над тобой облака.
***
Кто такая буква Н?
Знает ночь и знает день.
Знают солнце и Луна,
Знают очень и весна.
По секрету вам скажу,
Что я тоже с ней дружу !
Воспитатель: хотите ещё поиграть? Давайте рассмотрим корзину с фруктами и назовём те фрукты и ягоды, в названиях которых есть звук «н» (лимон, банан, апельсин, виноград, манго, мандарин, ананас)
Воспитатель: ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
Дети: с буквой «эН»
Воспитатель: буква Н имеет звук «н», как вы можете охарактеризовать его?
Дети: он бывает мягким «н’» и твёрдым «н», он может находиться в начале слова, в середине слова и в конце. А ещё буква Н похожа на мост!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. В лес за грибами и ягодами
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Мы и наши эмоции»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе