Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагменное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные выполнения дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенны выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
• Перед проведение дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользуемся им.
• Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
• Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
• Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Упражнения для развития речевого дыхания:
Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качества ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следить за правильностью выдоха).
Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Техника выполнения упражнений
• воздух набирать через нос
• плечи не поднимать
• выдох должен быть длительным и плавным
• необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
• нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это можно привести к головокружению.
Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми по формированию ЗКР
Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.
Цель АГ – выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
АГ бывает двух видов: пассивная и активная.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаемся с одной позы на другую, либо удерживать позу,
артикуляционные упражнения бывают: динамические и статические.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? Зеркало, игровой момент, наглядный материал.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.
3. Упражнение выполняет ребенок, а взрослый контролирует выполнение – следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
4. Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае, артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
5. Соблюдать гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.
2. Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют только сидя.
4. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
6. Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и небольшими подгруппами.
7. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд, далее переходят к динамическим. Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5-10 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз – разбиваем комплекс на весь день.
8. Комплекс упражнений следует планировать на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжение всей второй недели.
9. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняет до 10-15 раз.
10. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
11. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Окошко
широко открыть рот - «жарко»
закрыть рот – «холодно»
Заборчик
улыбнуться, с напряжением обнажи сомкнутые зубы.
Лошадка
вытянуть губы
приоткрыть рот
поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)
Блинчик
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу.
Вкусное варенье
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
Барабанщик
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ».
Чашечка
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).
Индюки болтают
языком быстро двигать по верхней губе «бл-бл-бл-бл…»
Часики
улыбнуться
открыть рот
кончик языка как часовую стрелку переводить из одного уголка рта в другой.
Шарик
надуть щеки
сдуть щеки.
Загнать мяч в ворота
«вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие фонематического слуха и закрепление правильного произношения у детей 3-4 лет
Развитие речи детей дошкольного возраста
Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок
Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС