Опыт проектной работы воспитателя по теме: Развитие речи детей и творческих способностей посредством сочинение сказок в различных видах деятельности.
Как рождается сказка.
Актуальность: Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка , высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) дают нам широкий спектр для выбора методов работы с детьми. Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие художественных способностей и развитие устной речи использование речи как инструмента для выражения своих мыслей чувств желания необходимы для детей в их дальнейшем развитии. Очень часто в старшем дошкольном возрасте мы видим разделение детей на тех, кто может долго и с интересом рисовать, разукрашивать и тех, кто может много и без умолку, что то рассказывать, придумывать, фантазировать. Согласно программе Фгос каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие. В своем проекте я хотела интегрировать области и создать для детей такую образовательную среду, которая бы активизировала связную речь, коммуникацию детей и формировала творческие способности. Деятельность ребенка вывести на новый уровень соединить развитие речи, коммуникацию, умения сочинять рассказывать
Цель: Развитие у детей творческих способностей и речи посредством сочинение сказок в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Найти, собрать в сборник дидактические игры способствующие развитию умения детей рассказывать.
2. Составить план мероприятий, разработать конспекты занятий, направленных на развитие таких творческих способностей детей как рисование, оригами, творческое рассказывание.
3. Формировать у детей восприятие книги как художественного произведения.
4. Создать развивающую среду в группе детского сада способствующую развитию речи, творческих способностей детей в различных видах детской деятельности.
5. Расширять знания детей о создании книг, иллюстраций советских авторах, художниках иллюстраторах.
6. Изготовить с детьми собственные книги.
7. Учить детей, опираясь на полученный опыт, сочинять собственные произведения;
8. Презентовать опыт работы.
Этапы работы.
1 Этап. Создание развивающей среды в группе.
1. Создание уголка игр-драматизаций.
Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого мы начали оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Музыкальные инструменты и предметы Педагоги вместе с воспитанниками, родителями готовили костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям.
Атрибуты к играм подбирали так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы игры-драматизации по знакомым сказкам.
2. Создание книжного уголка
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. Здесь мы устраивали тематические выставки. Такие как :оригами для детей, авторы - художники, в мире сказок, истории о детях, русские народные сказки, моя любимая книга.
Наполнение нашего книжного уголка:
Книги различных жанров и различные по размеру «Народные сказки», «Стихи», «Авторские сказки», «Энциклопедии, фотографии авторов. Картинки, иллюстрации со сказочными героями.
3. Создание центра художественного творчества
Наиболее полно изобразительное творчество детей проявляется в детском саду в рисовании, лепке, аппликации современные тенденции приводят нас к большому выбору разных материалов и техник, с которыми мы можем знакомить детей старшей группы.
Карандаши, краски, пластилин, соленое тесто, раскраски, предметы народного творчества, репродукции картин, цветная бумага для оригами, картон, ножницы, клей, декоративные украшения и имеются трафареты, шаблоны, штампики, которые позволяют детям самим создавать, строить симметричные изображения разными способами, экспериментировать с формой и цветом, вызывают желание детей освоить различные техники изображения.
В течении всего проекта среда пополнялась различными материалами и предметами творчества детей.
2 этап. Использование дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности с детьми направленных на развитие речи.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, это создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.
Игра дошкольников:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
В своих научных трудах, доктор педагогических наук Бондаренко А.Г. рассматривала дидактическую игру как ценное средство воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний .
А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включала речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре, мы заканчивали игры разыгрыванием фантов, награждением победителей. Дидактические игры приведенные в приложении помогут сформировать детям грамотную речь при регулярном ежедневном использовании игр в режимных моментах и на занятиях.
3 этап. Обучающие мероприятия, направленные на развитие интереса к сочинению самостоятельных сказок.
3,1.Обогащение знаний детей о сказке как о жанре. Задачи: уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать литературный опыт.
Формы, методы:
1.Чтение разных видов детских сказок (авторских, народных, волшебных):
2. Анализ сказок, выделение основных частей: завязка, экспозиция, кульминация, развязка.
3. Анализ сказочных предметов, языковая особенность в выделении простейших приёмов: словесное описание, замена предметов.
3,2 Обучение сочинению сказок на основе развития воображения детей в процессе сочинения сказок.
Задачи: познакомить детей с приемами ТРИЗ; учить детей применять различные приёмы в собственных сочинениях.
Использование технологии ТРИЗ: метод фокальных объектов (придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта; сочинить сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение или картину).
Раз в неделю в течении всего проекта с детьми проводились разные игровые беседы направленные на развитие сочинительского творчества детей .
Варианты игр бесед с детьми.
Измененная сказка.
Воспитатель использует ранее изученный материал знакомую для детей сказку.
Представите себе, что в сказке «название сказки » появляется новый герой. Какой он? Задайте этот вопрос ребенку. Кто он (ребенок, птица, зверек, игрушка, сказочный персонаж)? Как его зовут? Он добрый или злой, у него есть друзья? Как он выглядит, во что одет? На первом этапе вы будете придумывать героя вместе с детьми, потом они научатся делать это самостоятельно.
Расскажи, что делает герой сказки.
Следующим шагом задаем детям вопрос по развитию сюжета. Что сделал герой сказки? Куда он пошел? Что он там увидел, кого встретил? В случае затруднения, помогаем детям, перехватываем инициативу, если чувствуем, что дети теряются, не справляются с заданием. Сочиняем вместе. Со временем дети будут сочинять сказку самостоятельно, но первые шаги невозможны без помощи воспитателя, иначе интерес будет потерян.
Все сочиненные сказки детей мы записывали и прочитывали вместе с детьми. Был издан сборник в группе наши сказки.
3,3. Нарисуй сказку.
Подготовительный этап к этому проводился в непосредственной образовательной деятельности детей по рисованию мы использовали на занятиях дидактические игры и адаптировали на возрастные особенности своих детей пособие. М.В Трофимовой , Т.И. Тарабариной И учеба и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов.
Дети старшего возраста с удовольствием рисуют персонажи уже известных им героев сказок, мультиков. На специально организованных занятиях мы рассматриваем иллюстрации художников сказочников, отмечаем их героев технику рисования.
После издания сборника наши сказки мы решили с детьми нарисовать картинки к придуманным сказкам. Рисовали вместе с детьми героя сказки в разных ситуациях. Так у нас родилась экологическая сказка про зеленого кошелька.
Позже родилась идея сделать героев объёмными, решили использовать технику оригами. Для этого были разработаны планы – конспекты по технологии изготовления героев. И вместе с детьми родилась интересная книга .Сказки о животных.
Итог.
ФГОС вносит свои требования к программам детского сада, которая должна быть личностно развивающей. Этапы, использованные в нашей работе, охватывают все образовательные области. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический, который развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накоплением опыта переживаний и жизненных впечатлений.
Старший дошкольный возраст это время когда все ваши усилия по формированию творческих способностей детей будут заметны и родителям и детям. Поэтому я рекомендую включать в практику работы воспитателей педагогов дополнительного образования дидактические игры, методики триз, организовывать насыщенную среду для творческого развития детей.
Проведенная нами работы с детьми показала что дети стали более коммуникабельны, у многих прошли страхи неудач , дети стали открыты, в группе творит творческая атмосфера .Дети по другому стали воспринимать книги по долгу изучают иллюстрации больше интересуются содержанием сказок. В свободной игровой деятельности стали больше использовать игровых предметов игры стали интересней содержательней обогатились знания о художественной литературе. Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга.
Рекомендуем посмотреть:
Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей
Как воспитать творческую личность?
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Как развивать творческие способности у детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Развитие творческих способностей детей в игре