Опыт работы воспитателя ДОУ. Статья на тему развитие речи детей дошкольного возраста
Выбранная мной тема актуальна во все времена. Нужно, чтобы дети могли общаться друг с другом, с взрослыми, могли правильно произносить слова, грамотно строить предложения, высказывать свои мысли. А в настоящее время, время «процветания» компьютеров, дети, увлекаясь ими, «замыкаются в себе». Идет как – бы монолог «ребёнок – компьютер». В связи с этим я поставила перед собой цель: научить детей говорить как можно больше, целыми предложениями и правильно отвечать на вопросы. Чтобы речь развивалась, этим надо заниматься с самого рождения ребёнка. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все навыки, приобретаются в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Свободная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко. Нас беспокоит, что речь дошкольников слабо развита и однообразна.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Главное условие, способствующее овладению связной речью – это ежедневное общение ребенка со взрослыми и детьми между собой.
Одним их эффективных средств по развитию связной речи малыша является проведение во всех видах его деятельности (игровой, изобразительной, трудовой и др.), бесед. Тематика бесед может быть следующая: «Новогодний праздник», «День рождения», «Сезонные изменения в природе», «Кто живет в лесу?», «Мои любимы игрушки» и др. Необязательно планировать беседу с ребенком заранее. Лучше всего разговаривать с малышом на те темы, которые для него важны именно в данный момент. Например, малыш играет со своей любимой игрушкой. Вот тут-то можно и поговорить про эту игрушку: описать ее внешний вид, рассказать о том, как ее можно использовать, что с ней можно делать и т.д. Если малыш затрудняется отвечать на ваши вопросы, следует оказать ему помощь: задавать наводящие вопросы, подсказывать нужное слово, вводить в речь ребенка новые слова и обороты.
Кроме бесед в качестве эффективного средства по развитию связной речи могут выступать диалоги. В диалогичной форме могут обсуждаться самые разнообразные темы, например, «Моя семья», «У врача», «В магазине», «В парке» и др. Следует побуждать малыша не только отвечать на ваши вопросы, но и самому их задавать. Поверьте, это очень трудно. Чтобы облегчить данный процесс, можно использовать сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок и вы будете брать на себя роли разных людей или животных и, естественно, сопровождать их разного рода репликами.
Для развития связной речи особое значение приобретает чтение вместе с ребенком сказок и других литературных произведений, доступных его возрасту. Именно здесь вы, во-первых, сможете дать образцы связной речи, а, во-вторых, эффективно отработаете их в процессе диалога о прочитанном. Так, раскрывая содержание сказки или рассказа, вам стоит обязательно выделять для анализа те высказывания, которыми обмениваются герои, например: Кто сказал? О чем спросил? Что ответил? и др. После чего можно попросить малыша рассказать о том, что он узнал из этого произведения.
Кроме представленных видов работ продуктивными являются такие задания, как описание предметов, входящих в различные тематические группы (овощи, фрукты, инструменты, посуда, одежда и др.), составление рассказов по сюжетной картине (целостный сюжет) и серии картинок (постепенное разворачивание сюжета), по просмотренному мультфильму или фильму и т.д.
Таким образом, чтобы речь ребенка была связной, логичной и правильной, нужно с ним ежедневно заниматься. Это должно происходить естественно, без лишнего принуждения, приносить удовольствие как малышу, так и вам.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы
Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи
Развитие речи у дошкольников через игру
Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Этапы развития речи у ребенка
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет