Интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Конспект с презентацией
Интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки на тему "Пейзаж в лирике, живописи, музыке русских поэтов, художников, музыкантов"
Цель: продолжить знакомство с замечательными образцами пейзажной лирики А. Блоком, С. Есениным, Н. Рубцовым, А. Ахматовой и с творчеством русских художников А.К. Саврасовым, Ф.А. Васильевым, И.И. Шишкиным, И.И. Левитаном. Задачи:
-развитие выразительного чтения;
-воспитание любви к поэзии, эстетическое воспитание через музыкальное сопровождение («Времена года» Чайковского; песня в исполнении Андрея Денникова «Мелколесье, степь и дали…»);
- через поэтический мир автора воспитывать у учащихся душевную чуткость, доброту, умение видеть красоту вокруг себя и учиться беречь ее;
- развивать творческие возможности учащихся;
- помочь детям проникнуть в поэтический мир художественного слова.
- развивать начальные навыки анализа лирического произведения.
-повторить сведения о лирическом пейзаже;
- сопоставить пейзажные стихотворения и пейзажи русских художников, в том числе художников родного края;
- познакомить учащихся с художниками-пейзажистами Амурской области;
- способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса, любви к природе;
- укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, музыка). Планируемые результаты по ИЗО: Образовательная:
Учить изображать пейзаж, видеть красоту пейзажа, передавать её художественными средствами, подбирать цветовую гамму согласно настроению.
Развивающая:
Развивать эмоционально-эстетические чувства, творческие способности учащихся, творческое воображение.
Уметь создавать настроение в пейзаже с помощь цвета Воспитательная:
Воспитывать интерес к изобразительному искусству, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность в работе.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Личностные УУД
Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства Предметные УУД
Умения анализировать произведения искусства
Умение использовать выразительные средства живописи для создания образа природы Коммуникативные УУД
Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение Регулятивные УУД
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Умение контролировать и оценивать учебные действия Познавательные УУД
Развитие способности смыслового восприятия в живописи, музыке и поэзии Планируемые результаты по литературе: Предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение. Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Тип урока: комбинированный. Оборудование:
1. репродукции картин русских художников, выставка картин преподавателя ИЗО.
2. аудиозаписи симфонического цикла П. Чайковского “Времена года”, аудиозаписи.
3. компьютер, проектор.
4. мультимедийное обеспечение (презентация).
ХОД УРОКА I. Организационный момент Учитель литературы: Ребята, здравствуйте!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Давайте теперь улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
Тихо сядем, спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
Готовы книжки и тетрадки?
А дневники у вас в порядке?
Пора за дело приниматься.
И надо очень постараться,
Чтобы урок полезным был,
Прибавил знаний вам и сил.
Удачи всем!
- Сегодня у нас немного необычный урок – урок вести у вас будут сразу 3 учителя. Так как темы нашего урока совпали, мы решили порадовать вас необычным уроком и провести его комбинированно, а ещё сегодня мы с вами встречаем гостей, мы рады приветствовать их в нашем уютном классе и готовы к работе. (Слайд 1)
II. Проверка д/з. Сообщение темы и целей урока Учитель ИЗО:
- Добрый день, ребята. Посмотрите на слайд и прочитайте эпиграф:
«Живопись спорит и соревнуется с природой»
Леонардо да Винчи
- Давайте попробуем объяснить эпиграф, вспомним, что такое живопись (ответ детей)
- Слово «Живопись» произошло от старинного русского выражения «писать с живства»
- Как вы думаете, что означает это выражение?
- Писать с живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы. Посмотрите небольшой видеоролик. (Слайд 2)
- Что художники изобразили на всех этих полотнах? (природу)
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из жанров изобразительного искусства, а вот с каким вы мне сейчас сами скажите, но перед этим давайте вспомните, а с какими жанрами изобразительного искусства мы с вами уже знакомы, давайте вместе назовём эти жанры, поиграв в игру-викторину. (Слайд 3)
- Я хочу вам загадать стихотворение-загадку из мультфильма «Картина», чтобы вы мне назвали жанр, с которым мы сегодня будем работать на уроке:
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней или сад и облака,
Или снежная равнина или поле и шалаш
Обязательно картина называется … (пейзаж)
- Что такое пейзаж? (Слайд 4)
(Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу)
-Кто услышал тему урока? Можем мы сразу ответить на вопрос, какова тема урока? (Слайд 5) Нет. А почему? Потому, что вы нам не сказали. Верно, но мы уже знаем определение жанра, с котором мы сегодня будем с вами работать. Давайте попробуем сформулировать тему урока ИЗО на основе этого определения (пейзаж в творчестве художников).
(Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию).
- Как вы считаете, что вам предстоит узнать о пейзаже? (пейзаж - это природа).
- Как вы думаете, о чём ещё мы будем говорить? Кто пишет пейзажи? (о художниках)
(Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.)
- А причём здесь литература? Чтобы решить эту проблему и правильно сформулировать тему урока, поставить цели, давайте дадим слово А.А. и затем попробуем ответить на вопрос, чем мы сегодня на уроке будем с вами заниматься.
Мотивация. Учитель литературы:
(Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года».) (Слайд 5)
- Природа России – неисчерпаемый источник вдохновения для композиторов, художников, поэтов. У композитора – ноты, у художников – краски, а у поэта-живописца – слово. Словом, поэт воздействует на наше воображение. Мы мысленно представляем эту картину, слышим звуки природы, проникаемся настроением автора. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить её. Человек становится частью природы, и она открывает ему свою душу. Об этом очень ярко и точно сказал великий русский поэт – Фёдор Иванович Тютчев:
Учитель читает стихотворение Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
- Как вы думаете, о чем это стихотворение Ф.И. Тютчева? Что хотел сказать нам автор этими словами? Почему именно с него я начала наш урок? (о природе, автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)
Давайте мы с вами поиграем, проведём викторину по стихам о природе, вспомнив изученные произведения поэтов 19 века.
- Назовите автора стихотворения:
Мороз и солнце! День чудесный!..
…Под голубыми небесами
Великолепными коврами;
Блестя на солнце, снег лежит.
(«Зимнее утро» А.С. Пушкин.)
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и будят, и гласят.
(«Весенние воды» Ф. Тютчев.)
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно, как тающий сахар, лежит.
(«Железная дорога» Н. Некрасов.)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.
А.С. Пушкин «Осень»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
М. Ю. Лермонтов
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
М.Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А. Н. Майков «Осень»
- О чём все эти стихотворения? (о природе)
- Молодцы. А теперь давайте сформулируем тему урока литературы (природа в стихотворениях поэтов). Учитель музыки: Ребята, а что прозвучало на уроке? (музыка)
- Верно. Мы прослушали произведение Чайковского «Времена года».
- А времена года – это природа? (да)
- А кто музыку пишет? (музыканты).
- Значит, с помощью музыки музыканты могут воспевать красоту природы? (да)
- Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. Для нас это новое определение. Запишем его: Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. (Слайд 5) Музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками) - тембровыми, регистровыми, ладовыми, ритмическими, динамическими, с помощью которых изображает всю нашу жизнь. Учитель ИЗО: (Слайд 6)
- Давайте соединим все три темы в одну и получим общую тему нашего урока: "Пейзаж в лирике, живописи, музыке русских поэтов, художников и музыкантов" Учитель литературы: Запишите тему урока в тетрадях. (Слайд 6) Учитель литературы: цели (Слайд 7)
- Ребята, сегодня мы соприкоснёмся с творчеством русских поэтов-пейзажистов (С.А. Есениным, А.А. Блоком, Н. М. Рубцовым, А. А. Ахматовой), посвятивших свои стихи родной природе, родине, попробуем почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово. Попытаемся озвучить иллюстрации времен года, выразительно прочитав стихотворения, поучимся слушать и слышать природу, ее красоту. Учитель ИЗО: Познакомимся с творчеством русских художников, раскроем, какими путями, средствами художники-пейзажисты показывают величие, богатство, лирическую прелесть родной природы, «песенность» русского пейзажа", рассмотрим пейзаж на полотнах (А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина), многогранность, тонкий лиризм пейзажей И.И. Левитана, - рассмотрим острые социальные ноты в пейзажах художников, философское раздумье о жизни; познакомимся с художниками-пейзажистами Амурской области.
- Нам нужно подумать над вопросом: "В чём сила пейзажного искусства?" и в конце урока попробовать ответить на этот вопрос. (Слайд 8-1)
III. Работа по теме урока Учитель литературы:
– Да, вы не ослышались, именно развитие пейзажной живописи русских поэтов мы будем наблюдать сегодня на уроке. Мир природы в стихах русских поэтов несет высокие нравственные ценности. Поэтическое слово предстаёт перед нами как волшебство, и хочется снова и снова проникать в его тайны.
- Обратите внимание на слайд и прочитайте эпиграф к уроку:(Слайд 8-2)
«Моя лирика жива одной большой любовью –
любовью к родине. Чувство родины – основное
в моем творчестве»
С. Есенин
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.А. Есенина: Но эти слова можно отнести в равной мере и к А. Блоку, и к А. Ахматовой, и к Н. Рубцову. Вслушайтесь в слова «природа», «родина» … Не случайно в нашем языке Природа и Родина – слова одного корня. Сегодня мы прикоснемся к поэзии А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Рубцова.
- Давайте мы повторим средства художественной выразительности, они нам помогут при характеристике стихотворений.
- Какие художественные средства вы знаете? (Слайд 8-3)
(На листочках ребята получают формулировки определений: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, анафора, символ, а сами определения договаривают ребята.)
- Ребята, при подготовке к нашему уроку, вам были выданы опережающие задания, и мы вас разделили вас на 3 группы: 1 группа: литературоведы-они готовили проекты о биографии поэтов, 2 группа-искусствоведы-они готовили проекты о жизни поэтов, 3 группа-артисты-они готовили выразительное чтение стихотворений и все вы будите являться критиками.
И первым нашим гостем будет Александр Александрович Блок (Слайды 9-10- 11-3 картины-13) 1880 – 1921
Литературовед: на фоне звучит песня Муз. Арситова-Капш, сл.А.Блок, исп. Арситова-Капш. - ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР.
- Александр Александрович Блок — один из великих русских поэтов конца 19 начала ХХ века. Онродился в 1880 году в Петербурге в семье юриста. Профессора Варшавского университета А.А. Блока и А.А. Бекетовой, дочери известного учёного — ботаника А.Н.Бекетова, ректора Петербургского университета. Будущий поэт провёл своё детство в атмосфере дедовского дома, профессорской культуры в усадьбе Бекетовых Шахмотово, в Клинском уезде Московской губернии. Имение находилось в удивительно красивом месте, в «благоуханной глуши», в «красивых уютах» - так впоследствии назовёт сам поэт Шахмотово. Поэт с юных лет полюбил родной уголок, его живописную природу и, когда станет взрослым, будет каждый год приезжать летом в дом деда (показываются фотографии, рисунки окрестностей Шахмотова). Учитель музыки: А для того, чтобы усилить эффект чтения стихотворений, создать атмосферу того или иного времени года, мы будем это делать под музыку Чайковского, поэтому я вас хочу познакомить с Петром Ильичом Чайковским. (Слайды 14-22-1слайд)
Чайковский Пётр Ильич (1840— 1893), композитор, дирижёр, педагог.
Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск, Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 г.
Он получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее — в 1862 г. юноша сдал экзамены в только открывшуюся тогда Петербургскую консерваторию. В 1863 г. он оставил службу, а после окончания с серебряной медалью консерватории (1866 г.) был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории.
В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию («Зимние грёзы»), в 1869 г. — оперу «Воевода» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 г. — знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 г. — балет «Лебединое озеро».
В конце 70-х гг. композитор пережил тяжёлый душевный кризис, связанный с неудачной женитьбой, в 1878 г. оставил преподавание. Тем не менее именно в этот год было создано одно из лучших его произведений — опера «Евгений Онегин» на сюжет А. С. Пушкина.
Настоящей вершиной стала опера «Пиковая дама» (1890 г.), также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта». Сочинял он и музыку к балетам: «Спящая красавица», 1889 г.; «Щелкунчик», 1892 г. Взлёт Чайковского – симфониста явлен в его Шестой симфонии (1893 г.).
Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни — в 1885 г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета.
Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора). Учитель литературы: Поэзию этого автора отличает предельная искренность, необычайная чуткость. Его лирика – размышления о судьбах России. Все это об Александре Блоке. А теперь слово предоставляется артисту.
2.Артист: «Ветер принес издалека…» (Слайд 22-2 слайд) (Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Весна»)
Ветер принес издалека
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалека
Звучные песни твои. Учитель литературы: З. Анализ стихотворения
-Какая картина предстает пред нами? О каком времени года идет речь?
(Начало весны)
-С помощью каких изобразительно-выразительных средств природа оживает?
«Плакали зимние бури…»-олицетворение
«Реяли звездные сны.»
«Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.»- метафоры.
- Александр Блок безумно любил Родину – Россию. В своем творчестве он обращается к истории Руси, мечтает о ее будущем, верит в то, что Русь никогда не пропадет. Учитель ИЗО: В 60-70 годы возникает и утверждается русский национальный пейзаж, опирающийся на завоевания предшествующих эпох. Основоположником его по праву является Алексей Кондратьевич Саврасов. Продолжали и развивали эти традиции замечательные русские пейзажисты Федор Александрович Васильев (1860-1873), Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Вершиной русского пейзажного искусства XIX века признано творчество Исаака Ильича Левитана (1850-1900). 4.Слово предоставляется искусствоведу (учащийся представляет свои полотна) (Слайд – 23-2слайда-24, картин - 7)
Искусствовед: Алексей Кондратьевич Саврасов появился на свет в семье купца 12 мая 1830 года в Москве. С самых ранних лет он рисовал красками, перерисовывая известные картины. Свои копии он продавал и тем самым зарабатывал деньги. В возрасте 14 лет Алексей поступает в Московское училище живописи. Училище Саврасов окончил в 1854 году в звании Академика, которое получил за свою картину «Пейзаж в окрестностях Ораниенбаума». В 70-х годах ХІХ столетия Алексей Кондратьевич Саврасов начал работать на должности преподавателя в Московском училище живописи. Он уже как состоявшийся художник учил таких подростков, каким он когда-то был. Притом в училище у него раскрылся настоящий талант педагога. Его ученики, будущие великие художники, — Исаак Левитан и Константин Коровин не раз скажут спасибо Алексею Кондратьевичу. Самая главная картина в его творчестве - холст «Грачи прилетели». Пейзаж русской Земли, пробуждающейся от зимней спячки. Картина была выставлена автором на передвижной выставке, где её заметил и, сразу же, приобрел Третьяков, для своей знаменитой коллекции. (Слайд – 25) Учитель ИЗО:
- каков воздух на картине? (чист, прозрачен, наполнен весенней влагой).
- какова цветовая гамма? (нежнейшие перламутровые сочетания красок: светлых, мягких, прозрачных).
- каков снег? (рыхлый, с проталинами, в которых голубое небо, облака, кусты)
- почему можно сказать, что картина звучащая? Какие слышите звуки? (колокола, гомон птиц).
- "Грачи прилетели" - это высшее творческое достижение, новаторское не только по сюжету, но и по образному решению. Современники восприняли картину как откровение, воспевание бескрайних просторов и величия природы России; хотя она будничная, но всё озарено весенним солнцем. Человек как бы остается за кадром, но его незримое присутствие ощущается: трубы, дымок, дома. Мы ощущаем гармонию человека и природы. А.К. Саврасов - один из первых русских пейзажистов, раскрывших душу русской природы. И.И. Левитан так сказал о картине А.К. Саврасова " Грачи прилетели": " Какая простота. Но за этой простотой вы чувствуете мягкую хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу". Эта маленькая картина вобрала в себя как бы всю Россию, пространство раздвинулось вширь. Всё просто, и знакомо, и чудесно, и хорошо! (Слайд 26 картин-9)
- Сумел ли художник выразить настроение этого стихотворения живописью?
- В качестве вывода о картине А. Саврасова "Грачи прилетели" можно привести следующие слова И.И. Левитана "Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художничества". Учитель литературы:
- Еще одно стихотворение А. Блока «Летний вечер»
Выразительное чтение стихотворения А. Блока «Летний вечер»
2. Артист: читает стихотворение А. Блока «Летний вечер»(звучит музыка — «Времена года» П.И. Чайковского — «Лето») Слайд 26-9-музыка)
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне! Учитель литературы:
З. Анализ стихотворения - беседа по следующим вопросам: (в разговор вступают критики)
- Какие слова вам непонятны? (Слайд 26-10) Словарная работа
Дремота – полусонное состояние.
Межа – граница земельных участков.
Жница – та, которая жнёт, убирает в поле рожь.
- Укажите приметы летнего вечера. (Последние лучи заката)
- А это раннее лето, лето в разгаре или подходит к концу? Докажите. (Сжатая рожь, некошеная межа, песня жницы)
-Это было стихотворение о лете. А какое любимое время года для вас?
«Элемент физкультминутки»
-Встаньте те, кто больше других времен года любит зиму, а теперь те, кто – осень, а теперь те, кто больше всего любит лето. О каком времени года я не спросила? О весне. Кто любит весну?
- Какими бы эпитетами вы описали весну? Учитель литературы:
- Совсем другую ночь рисует поэт в стихотворении «О, как безумно за окном...»
2. Выразительное чтение стихотворения <О, как безумно за окном.. .» (звучит музыка Чайковского «Гроза») — слово артисту-чтецу. (Слайд 27- картин 3)
О, как безумно за окном
Ревет, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождем,
И ветер воет, замирая!
Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей, лишенных крова,
И сожаленье гонит прочь —
В объятья холода сырого!..
Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя…
О, как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая! Учитель литературы:
3. Анализ стихотворения (беседу ведут критики):
- Что общего в этом и предыдущем стихотворении и что их различает? (В этих стихотворениях поэт изображает ночь. Но эти пейзажи контрастны: первый - покой летней ночи, второй — ночная осенняя бушующая буря).
- Ваши впечатления о стихотворении? (Блок так ярко показал бушующий пейзаж, что кажется, что ты сам находишься в центре хаоса. Язык очень выразителен и ярок)
- А.А. Блок с этим стихотворением внёс в русскую поэзию новое ощущение действительности: сильные переживания, отчаяние, крик лирического героя — позволили отразить мироощущение человека рубежа веков.
4. Слово предоставляется искусствоведу (учащийся представляет свои полотна) (Слайд 28- 1)
Искусствовед: Одним из самых одаренных учеников Шишкина был Федор Александрович Васильев. Он родился в семье мелкого почтового чиновника. Детство его прошло безрадостно, семья постоянно испытывала материальные затруднения. Некоторое время будущий художник работает почтальоном, а затем поступает в рисовальную школу. Федор Васильев прожил всего 23 года, он был удивительным человеком: жизнерадостным, красивым, везде поспевая, любил товарищей, учителей; "напоминая щедрого богача, который, не задумываясь, раздавал богатство (И.Н. Крамской), был музыкантом и поэтом (хотя и не знал нот). Однажды по слуху сыграл "Патетическую сонату" Бетховена. У Ф. Васильева был абсолютный слух и память. Отличался необыкновенной работоспособностью - работал с утра до утра. В 187I году молодым художником Федором Александровичем Васильевым была написана картина "Оттепель", также после поездки по Волге. И.Е. Репин о Ф. Васильеве сказал: "Это феноменальный юноша... Мне думается, что такую живую, кипучую натуру имел разве Пушкин". За свою небольшую жизнь он создал ряд удивительных, запоминающихся произведений. Художнику интересны различные состояния природы, которые рождают в душе разнообразные эмоции – радость, тревогу, грусть, восторг, безысходность, смятение, просветление и т.д. Учитель ИЗО: Ф.А. Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество. Он говорил: «Если написать картину, состоящую из одного голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так как оно в природе, то преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, будет отложен и покажется во всей безобразной наготе. (Слайд 28- картин 2-3)
- Лучшим произведением русской, да и мировой живописи является пейзаж «Мокрый луг».
– Что мы видим на картине? Только что прошел летний дождь, и сквозь синие тревожные тучи лучи солнца осветили яркую зелень травы со сверкающими каплями дождя, заставили заблестеть болотную воду; тень от облака упала на землю. На фоне неба четким силуэтом вырисовывается купа зеленых деревьев.
- Какие цвета использовал художник? Цветовая зелено-синяя гамма картины тонко разработана во всем богатстве оттенков. Она замечательно передает влажный воздух, мокрую листву деревьев, траву. Композиция уравновешенная. Картина рождает сложную смену чувств, то светлых и радостных, то грустных и тревожных.
Находясь на лечении вдали от России, Ф. Васильев вспоминает любимые места. Шедевр художника - " Мокрый луг". Это - музыкальный пейзаж; вы слышите поэзию и музыку.
Ребята! Посмотрите, всё умыто дождем, еще есть капель, отступает туча, день проглядывает. "Сейчас луч брызнет и осветит всё. Необычная манера письма: но чем дальше, тем нежнее пейзаж, и вода уходит легко, уводя куда-то вдаль. Увиденное на картине нас зачаровывает, мы не можем оторваться, видя ширь лугов, чувствуя свежий ветер, гуляющий на просторе.
- В небольшой эскизной картине «Перед дождем» Васильев изобразил момент надвигающейся грозы.
- Что вы видите на картине? (низко нависает мрачная свинцовая грозовая туча, на ее фоне эффектно выделяются рыжеватые деревья, налетающий порыв ветра гнет деревья, и они шумят своей листвой, движение пронизывает всю картину. Ярко выделяются рубаха мальчика на фоне луга, платье женщины, белые гуси, пена воды под плотиной).
-Какие средства выразительности использует художник? (богатство и красота цвета, контраст, движение – линии).
- Особенности колорита? (мрачно-серые тона сочетаются с яркими оттенками освещаемых лучами солнца предметов).
- Какое настроение передает автор в картине? (напряженность и тревожность предгрозового состояния, сочетание эмоционального взволнованного с обыденным и знакомым, близким и родным).
- Что особенно нравится в картине?
Федор Васильев умер, когда ему не исполнилось и 24 года. Но то, что он успел сделать, настолько значительно, что без его произведений невозможно представить себе русскую пейзажную живопись. Учитель литературы:
Следующим нашим гостем будет С.А. Есенин (Слайды 29-2, 31- 34)
- Имя Сергея Александровича Есенина знакомо каждому русскому человеку. Его стихи о России, её природе удивительны! Мелодичность, напевность языка, образность позволяют читателю увидеть красоту русской земли. Давайте посмотрим, как рисует природу Сергей Александрович. Слово нашим литературоведам.
1. Слово о поэте.
Литературовед: ролик Константиново (Слайд 30)
- Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове Кузьминской волости Рязанской губернии в 1895 году. Белокурый мальчик рос озорным и весёлым. В три с половиной лет дядья посадили его на лошадь и пустили в галоп, кидали в реку, как щенка, чтобы научился плавать. Серёжа очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. Русская деревня, необыкновенная природа средней полосы России, народные песни, частушки, сказки оказали сильное влияние на формирование юного поэта. Стихи он начал писать с девяти лет, но сознательное творчество началось лет с шестнадцати — семнадцати. Первые стихи С.Есенина были посвящены деревне, животным, природе. Этим темам поэт не изменял никогда. (Слайды 31- 34) Учитель литературы:
- Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души. Перед лицом природы пропадает все нечистое, скверное. Все богатство словесной живописи у Сергея Александровича Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и силу природы. И действительно, читая каждое стихотворение или даже отдельную строчку, мы с вами сразу окунаемся в мир неповторимой красоты. Перед вами еще одно стихотворение о природе. Вслушайтесь в эти строки и допишите последнее слово, доказывая признаки именно этого времени года.
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы.
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы,-
Я одурманен …весной!
- В стихах Есенина природа находится постоянно в движении, в бесконечном развитии.
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
- Изучая языковые особенности стихотворений Есенина, обращаешь внимание на удивительную особенность - практически все стихотворения несут в себе живые краски - цвета. Я предлагаю вам заняться исследовательской работой. Работать будете в группах.
Перед вами отрывки стихотворений С. Есенина.
- Какие цвета использует поэт, читаем по очереди и называем?
1. «Прячет месяц за овинами
Жёлтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево».
2. «За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый - месяц
Гуляет в голубой траве.
А степь под пологом зелёным
Кадит черёмуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним».
3. «Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сёл
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овёс,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос».
4. «Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил провода».
5. «Прощай, родная пуща,
Прости, златой родник.
Плывут и рвутся тучи о солнечный кокошник».
(Ответы ребят.)
- Перед нами яркая палитра, состоящая из оттенков жёлтого, красного и синего цветов. Мир природы становится более насыщенным. Такой приём в литературе называется – цветопись. (Слайд 35). Запись определения в тетради.
- А какой цвет будет преобладать в следующем стихотворении?
– Давайте познакомимся со следующим стихотворением Есенина.
2. Слово артисту: (Слайд 36-1 музыка) Учитель музыки: Вместе споём песню на слова С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...»
Мелколесье. Степь и дали,
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Неприглядная дорога ,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.
Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет…
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень… Учитель литературы:
3. Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…»
– Чему посвящено это стихотворение? (Зимней дороге).
- У Есенина можно много назвать слов и словосочетаний, свойственных только его лексике. (Например: «Наплевать мне на известность, и на то, что я поэт»). И самое главное, что нужно отметить, природа в стихах поэта очищает душу человека, делает его лучше, светлее, всё мелкое и плохое уходит...
- «Эту врачующую силу природы глубоко прочувствовал С.А. Есенин». Давайте послушаем стихотворение в исполнении актёра. Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года». «Зима») (Слайд 36 музыка и чтец-2-3)
Стихотворение: «Пороша» (Читает актёр на слайде)
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль. Учитель литературы:
З. Анализ стихотворения
-Какой цвет вы бы взяли с палитры художника, чтобы передать настроение этого стихотворения? (Белый, серебристый.)
- Какая картина предстаёт в нашем воображении? (Солнечная зима. Морозно!)
- Какие художественные и языковые средства помогают нам это увидеть?
Олицетворения:
«Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна»
«Словно белою косынкой
Повязалася сосна.»
«Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.»
Сравнение:
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,..
Физкультминутка «Пороша».
Не боимся мы пороши.
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит вам и нам.
По пороше побежали
И снежинкой полетали.
4.Слово предоставляется искусствоведу (учащийся представляет свои полотна) (Слайд 37)
Искусствовед: Хочется сказать о живописцах Амурской области: посмотрите на слайд Владимир Евгеньевич Панов, Юрий Григорьевич Наконечный, Демченко Владимир Иванович, Красников Владимир Григорьевич, Сергей Анатольевич Попов (Слайд – 38, картин - 21)
По упоминаниям в прессе, первая художественная выставка в Благовещенске прошла в 1901 году. Было выставлено почти 170 предметов: это работы местных живописцев и произведения декоративно прикладного искусства. Однако ничего из этих экспонатов не сохранилось. Известно только, что все средства от выставки передали народной читальне. Первое профессиональное объединение художников было создано в Благовещенске в 1914 году из небольшого любительского кружка. Председателем Амурского общества поощрения художеств первые два года был Фёдор Семёнович Шадрин, сын известного в Благовещенске промышленника. Художники хотели организовать в городе музей изящных искусств, школу живописи. Увы, музея изящных искусств, или картинной галереи в Благовещенске нет, даже спустя столетие, а вот художественное училище организовать получилось. В далёком 1920 году. Удалось это двум блестящим мастерам: Петру Евстафьеву и Георгию Белащенко. А позже, в 1920 году, они организовали в городе художественно промышленное училище. И это стало очень важным событием в истории Востока. По политическим мотивам несколько благовещенских художников эмигрировали в Китай. Среди тех, кто остался в Китае, был и живописец Владимир Панов. Он получил блестящее образование в Москве и Петербурге. В Благовещенске художник преподавал рисование и черчение в мужской и женской гимназиях и реальном училище. После 1921 года большинство Благовещенских художников выставлялись уже в Китае. Юрий Григорьевич Наконечный, член Союза художников России, доцент кафедры рисунка и живописи АмГУ, рисует старый Благовещенск. В творчестве художника сложился фактически новый жанр архитектурного пейзажа, ранее почти не характерный для живописи и графики Приамурья. У каждого рисунка свое настроение, свой сюжет, своя маленькая история. Быть художником-документалистом гораздо сложнее, чем просто художником. Сергей Анатольевич Попов родился и вырос на берегах Дона. Художником создан цикл работ, посвященных Амурскому казачеству: деревенские пейзажи со стогами сена, с лошадьми, мальчишками, бабами и казаками – все здесь из воспоминаний художника о своем детстве, о родителях и дедах. В то же время картины Попова – это не только личные воспоминания, в них заложено более глубокое мироощущение, содержащее и духовное родство поколений, и преемственность традиций, это живая связь между прошлым и настоящим. Художники пейзажисты: Демченко Владимир Иванович, Красников Владимир Григорьевич - только одарённые мастера могут так точно, проникновенно чувствовать и отражать в своих произведениях красоту дальневосточного пейзажа – от суровых северных мотивов Тынды, Зеи, Экимчана до согретых южным солнцем предгорий Малого Хингана. Это и полноводные Амур, Зея, Селемджа, Бурея, и бескрайние леса, и поля. Одна из важнейших задач – восстановление культурного пространства на огромных просторах Отечества, но в первую очередь – перед жителями России. Учитель ИЗО:
- Сегодня в Благовещенске работают более ста художников. Многие из них известны не только в России. И у нас есть целых два творческих союза. Так что история изобразительного искусства на Амуре продолжается.
Вы просмотрели картины Амурских художников.
- Что их все объединяет? (нарисованы пейзажи Амурской области)
- Какие картины природы изобразили авторы? (зима, лето, весна, осень)
- Что авторы хотели показать нам своими пейзажами? (красоту и богатство дальнего Востока)
- Посмотрите на эту картину. (Слайд 39) Шведов Сергей Викторович – наш современник, россиянин. Родился в г. Ужур Красноярского края 8 апреля 1953г. Рисовал с детства. В Советские годы работал художником. С 2002 г -постоянный участник выставок-продаж. Работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом (Хорватии, Японии, Германии, Франции).
- Что на ней изображено? Какое время года? (зима)
- Какие использовал художник для этого краски?
- Удалось ли художнику показать настроение стихотворения «Пороша» через пейзаж? Учитель литературы:
- Родина и природа неразрывна в поэзии Есенина. Человек един с природным миром. Природа у него живет, движется, слушает, мечтает.
Нашим третьим гостем будет Н. Рубцов (Слайд 40)
1. Слово о поэте (звучит песня «В горнице»)
«В горнице» (муз. А. Морозова, в исполнении Пелагеи)
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе... Учитель литературы: Слово литературоведу.
Литературовед:
- Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в городке Емецке Архангельской области. Он был из поколения детей Великой Отечественной войны. Мальчик был пятым ребёнком в семье. В шесть лет умерла мать, и Колю отдали в детский дом в селе Никольском под Тотьмой. После детдома работал на заводе, мечтал о море, поэтому пошёл работать на тральщик на Балтике, служил на Северном флоте. На флоте и началась его литературная жизнь. Поэт печатался во флотской газете. На его стихи написано много известных песен. Одну из них вы только что прослушали. Будучи выходцем из глубин народа, Н. Рубцов много писал о своей судьбе, жизни, матери ещё одна тема, которая была для поэта любима, — это тема природы. Именно она помогла Н. Рубцову показать, что значит для каждого человека его родина, отеческий дом. Поэзия Николая Рубцова относится к «тихой». Как вы думаете, почему критики дали такое определение? Рубцов говорит о своих чувствах и мыслях негромко, без восклицаний и призывов. Но тихо произнесённые, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренностью любви к родине, близким людям. Он может быть счастлив до тех, пока над горит звезда полей. (Слайд 41) Учитель литературы:
2. Слово артисту.
«Когда заря…» (Читает ученик)
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,—
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг — везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую... Учитель литературы:
З. Анализ стихотворения
-Как вы понимаете последние строчки этого стихотворения? (Природа уникальна, самобытна, человек не может создать ничего совершеннее природы.)
- А вот подумайте, ребята, с чем ассоциируется в вашем сознании звёзды? (Мечты.)
Выразительное чтение стихотворения «Звезда полей»
2. Артист: «Звезда полей» (Читает ученик)
Звезда полей.
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей... Учитель литературы:
3. Анализ стихотворения «Звезда полей» (Слайд 42)
В разговор вступают критики: Словарная работа
- Стихотворение прочитано. Как вы думаете, какова его основная тема? (Это тема Родины, тема родной природы)
- Какой смысл вкладывает автор в название стихотворения? (Природа помогает людям правильно жить, делает их существование осмысленным. «Звезда полей» - это символ родины, счастья, благополучия.)
- Вот так негромко, без особых восклицаний и клятв заводит с нами разговор о Родине, о сыновней любви к ней великий русский поэт Николай Рубцов.
2. Слово артисту. Артист нам сейчас прочитает ещё одно стихотворение, а вы, критики, скажите, о каком времени идёт речь в этом стихотворении Рубцова? (Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»- «Осень».)
Осень! Летит по дорогам
Осени вьюга и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идет с водопоя
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Словно из множества сит
Дождик знобящий и серый
Все моросит, моросит…
Жнивы, деревья и стены
В мокрых сетях полутьмы
Словно бы ждут перемены –
Чистой, веселой, зимы! Учитель литературы:
В разговор вступают критики:
- Какие художественные средства использовал поэт в стихотворении? Учитель ИЗО: Одним из учителей Ф. Васильева был И.И. Шишкин (они вместе совершали путешествие по Волге). Это был яркий, колоритный человек, И.Е. Репин вспоминал: "Громче всех раздавался голос богатыря И.И. Шишкина, как зеленый могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью".
4. Слово искусствоведу (проводится экскурсия по картинам) Предлагается посмотреть на картины художника Шишкина. (Слайд 43)
Искусствовед: Особенность манеры письма И. Шишкина - подробно, аккуратно всё выписано: каждый колос, каждая травинка, каждая ветка. И. Шишкин говорит о красоте и богатстве, о необъятных просторах нашей Родины. Родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил. В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания курса (1856 г.) талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств. Его обучением руководил С. М. Воробьёв. Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858 г. художник получил Большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме». Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г.). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г.), «Рожь» (1878 г.), «Сосны, освещённые солнцем» (1886 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.; медведи написаны К. А. Савицким), «Корабельная роща» (1898 г.) и многие другие. (Слайды 44- картин 13, 14-рожь) Учитель ИЗО: Каждому с детства знакома картина "Рожь". Эпиграфом к картине могут быть слова И.И. Шишкина; " Раздолье, простор, угодье, рожь ... благодать, русское богатство".
Беседа с классом:
- что на переднем плане? (рожь стеной, но расступилась).
- каково небо? (светло-голубое)
- как показаны сосны? (могучие, это придает картине могучий ритм; у них широкие, темно-зеленые ветви).
- какие детали картины привлекают наше внимание? (туча; порыв ветра; ласточки, вьющиеся над землей, - это предвестники грозы).
- каковы особенности композиции и колорита картины? (Картина написана светлыми, звонкими, голубовато- зелеными, золотисто-коричневыми красками)
- какое чувство, настроение передает художник? (жизнерадостность)
- что вам особенно нравится в картине?
- какова идея картины? (Не смотря на простоту сюжета, он отражает широкое содержание – это образ самой России, с ее раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия).
- обратите внимание на размещение холста (вытянут в длину) - почему? (нет конца расстилающейся шири, видимая глубина просторов захватывает дух, безмерность лесных далей).
Вывод учителя: это поистине "русский врачующий простор" ("Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор", сказал Некрасов). Учитель литературы:
-Сейчас мы послушаем стихотворение о весне, а вы мне скажете, кто его автор.
2. Артист: «Жарко веет ветер душный…» (Читает ученик, в сопровождении видеоряда.)
Жарко веет ветер душный,
Солнце руки обожгло,
Надо мною свод воздушный,
Словно синее стекло;
Сухо пахнут иммортели
В разметавшейся косе.
На стволе корявой ели
Муравьиное шоссе.
Пруд лениво серебрится,
Жизнь по-новому легка…
Кто сегодня мне приснится
В пестрой сетке гамака? Учитель литературы:
- Правильно. Автор этого стихотворения Анна Андреевна Ахматова.
Нашим четвёртым гостем будет Анна Андреевна Ахматова. (Слайды 45-47)
Литературовед: Близкий друг А.А. Ахматовой поэт О. Мандельштам так говорил о творчестве Ахматовой: «Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».
Чувство единения с Родиной у Ахматовой идет в русле традиций Пушкина, Лермонтова, Блока.
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) (1889 - 1966). Родилась 11.06.1889 г. близ Одессы в семье флотского инженера. Настоящая фамилия Горенко, но т.к. отец не одобрял ее увлечение поэзией, стала подписываться фамилией прабабки – татарской княжны Ахматовой. Её детство прошло в Царском Селе, где она и встретила любовь всей своей жизни - Н. Гумилева. Окончила в Киеве Высшие женские курсы, а затем в Петербурге Высшие историко-литературные курсы. В 1910 г. вышла замуж за Гумилева. В 1912-1922 гг. выпустила сборники: «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник». Несмотря на критичное отношение к Октябрьской Революции 1917 г. не покинула Россию, но подвергалась преследованиям со стороны новой власти. В годы Великой Отечественной Войны написала ряд патриотических стихотворений. В 1948 году стала объектом нападок главного идеолога страны Жданова и была исключена из Союза советских писателей.
В 1965 году получила диплом почётного доктора Оксфордского университета.
- Внешне сдержанно, но глубоко неразрывна ее связь с родной землей.
4.Слово предоставляется искусствоведу (учащийся представляет свои полотна) (Слайд 48)
Искусствовед: Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них – Исаак Ильич Левитан. Характерные черты его пейзажа – простота мотива, соединенная с глубоким внутренним содержанием, единство, цельность, материальность предметов. Левитан родился 30 августа 1860 г. в местечке Кибарты, ныне Кибартай в Литве, в семье бедного железнодорожного служащего. Отец был мелким служащим в городском управлении. Вскоре после рождения младшего сына семья переехала в Москву. Левитан с братом поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За успехи Левитан был освобожден от платы за обучение. Как говорилось выше, А.Саврасов сыграл большую роль в воспитании молодых художников-пейзажистов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Особенно волновал художника худой, черноволосый юноша Исаак Левитан, который обладал даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. Саврасов говорил юному Левитану: "Ты будешь великим художником. Я горжусь тем, что учу тебя! Ты обладаешь редким даром - слышать русскую задушевную природу". Пейзажи певца русской природы не просто фотографическое изображение натуры — художнику удалось передать её живое дыхание. Недаром критик В. В. Стасов называл картины Левитана эмоциональными поэмами. Любимым местом Левитана стал живописный городок Плес. Самые разные уголки Плеса и его окрестностей изображал художник. Одна из самых замечательных его картин – «Вечерний звон». В ней передано ощущение природы, когда предзакатное успокоение дарит чувство тихой радости и вечерний звон колоколов плывёт над землёй. Тихое, почти молитвенное состояние вызывает этот пейзаж. (Слайд 49- картин 4) Учитель ИЗО: Жизнь И. Левитана была тяжелой, он постоянно боролся за своё человеческое достоинство: был тяжело болен, но создавал удивительно произведения. В 1894 г., находясь во Франции, И. Левитан писал: " Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси: реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия!". Отрадное приятие природы и взволнованность поэтического образа несёт в себе картина «Весна. Большая вода». Она созвучна музыкальным образам П. И. Чайковского – великого композитора и современника Левитана. (Прослушивание музыки П. И. Чайковского – «Времена года. Апрель»).
-Вы слышите, какая острая любовь к России у И. Левитана. Всмотритесь в картину "Весна - большая вода". (Слайд 50-картины 4)
- как передана атмосфера ранней весны, трепетное состояние природы? (тонкие березки, пронзительно голубая река, прозрачное небо, дымка облаков).
- Ещё одна картина «Март» написана с натуры в имении Турчаниновых, друзей художника.
- Давайте сравним картину "Март" И. Левитана и "Грачи прилетели" А. Саврасова.
- что отличает картины? (скромная сдержанность - у А. Саврасова, яркая красочность, теплая зелень - у И. Левитана)
- Давайте обратимся к картине Левитана «Вечерний звон» и поговорим о ней подробнее.
– Какое время года изображено на картине?
– Что мы видим на переднем плане? – Где церковь?
– Опишите храм. Какое место он занимает?
-В какие краски художник одел деревья? Молодцы.
- Самое масштабное произведение Левитана – «Над вечным покоем». В картине воплотились размышления художника о противоречивости бытия, о вечности мира и бренности человеческой жизни и в то же время о силе вдохновения. Творчество Левитана оказало огромное влияние на судьбу русской пейзажной живописи. Учитель литературы:
Еще одно замечательное стихотворение Анны Андреевны Ахматовой.
2. Читает актриса: «Родная земля». Давайте вместе его послушаем его в исполнении актрисы Инны Чуриковой. (Слайд 51)
И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
- С каким стихотворением, которое мы уже слышали сегодня созвучно стихотворение А. Ахматовой «Родная земля». (Со стихотворениями Н. Рубцова «Тихая моя Родина», «Звезда полей»)
2. Артист: А это стихотворение Анны Ахматовой нам прочитает артист. «Перед весной бывают дни такие…»
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
З. Анализ стихотворения (Слайд 52)
- В чём смысл стихотворения? (Смысл стихотворения в предчувствии весны, самого ожидаемого и самого любимого времени года для большинства людей, потому что природа просыпается после зимней скуки и спячки. Стихотворение показывает перемену настроения в природе и в человеке) Учитель ИЗО:
-Ребята, покажите полотна в классе, которыми можно проиллюстрировать это стихотворение?
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно поклонилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре –улетела.
Но, а пять – на место села.
IV. Практическая работа. Учитель ИЗО:
- Сегодня вы попробуете в живописи отобразить мир окружающей природы.
Проявите фантазию, творчество. Отразите свои чувства и образы родной природы в весеннем пейзаже. Для работы нам потребуется: кисти и гуашь. Гости тоже примут участие в работе, покажут на листе свою весну, выразят пейзажем своё весеннее настроение.
– О природе мы читали и разбирали стихи, слушали музыку Чайковского «Времена года», где композитор с помощью мелодий передал настроение зимы, лета, осени, весны и, конечно, художники на своих полотнах изобразили это прекрасное время года. Посмотрите на выставку картин.
– Какая из размещенных на доске картин наиболее подходит весеннему настроению? Покажите. Почему вы так считаете? (Передает настроение природы, краски). Представьте на минуту, что вы – художники. Закройте глаза и послушайте 6 симфонию (Слайд 52-2) Чайковского из цикла «Времена года». Закройте глаза и подумайте, какие бы краски вы использовали и что бы вы изобразили на вашей картине? (Основная цветовая гамма).
- Ребята, сначала попробуем сделать предварительный набросок, фиксирующий замысел нашей творческой работы. (последовательность изображения). Этапы построения. (Слайды 53-58)
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется по представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Отмечаем линию горизонта: если в пейзажной композиции первичен передний план, то горизонт следует располагать ближе к верхнему краю листа (на уровне 1/3 сверху), если хочется сделать акцент на дальнем плане или небе, то горизонт следует располагать в нижней части листа (примерно на уровне 2/3 сверху).
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Смотря куда-либо мы видим, что удаленные предметы (деревья, дома) кажутся маленькими, а ближние большими, поэтому на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко - этот закон называется линейной перспективой.
Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух художник использует закон воздушной перспективы, поэтому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.
Законы перспективы. (Слайд 59) 1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних. 4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.
5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.
6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.
- Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.
Темы пейзажа представляются вам такие: «Весенний мотив», «Весеннее утро», «Весенний ветерок», «Майский день» или «В преддверии лета». Ваши работы мы оформим и сделаем выставку. (Слайд 60-видеоролик, 2-11 картины весны).
V. Рефлексия.
Составление синквейна на тему «Пейзажная живопись в творчестве поэтов и художников».
- Давайте на слайде вспомним правила составления синквейна (Слайд 61)
Синквейн
«Картины русских художников»
Художник
Талантливый и трогательный
Творил, искал и верил,
Создал прекрасные пейзажные картины –
Гордость России.
Синквейн
«Поэзия русских литераторов»
Поэзия
музыкальная, лиричная
рисует, дарит, зовет
такая красивая и родная
Вдохновение! Учитель ИЗО: А теперь можем ли мы ответить на вопрос: «В чём же сила пейзажного искусства?" (Умение создать в пейзаже образ, запечатлевать ускользающие моменты природы, передавать самое характерное в явлениях природы – это и есть отличительные качества и сила русской пейзажной живописи).
VI. Домашнее задание (Слайд 62)
- Выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Пороша»;
- Творческое задание: А также попытайтесь написать стихи о природе, Родине, любви. Пусть это будет вашей пробой пера.
- Найти пейзажи в графике, подготовить подборку.
– Творческое задание: Я очень хочу, чтобы «святая сила вдохновенья» не покидала и вас, и вы унесли бы с нашего урока ту частицу любви и нежности, которые завещали нам поэты и художники-пейзажисты. Поэтому дома я предлагаю вам составить кроссворд по творчеству русских художников, уже знакомых вам.
VII. Итог урока Учитель ИЗО:
– Вот и подошел к концу наш урок. Потрудились мы на славу. (Оценки)
– К чему же мы прикоснулись на уроке?
– Главная тема их творчества (поэтов и художников)?
– С каким чувством эта тема тесно связана? (Ответы детей) Учитель ИЗО:
- Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, она созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви. Учитель литературы:
- О жизни поэтов, с чьими именами мы познакомились, их творческом пути мы будем знакомиться в старших классах, а те, кому хочется больше узнать о любимых поэтах, могут прочитать о них во вступительных статьях поэтических сборников. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.
Учитель музыки:
- Воспринимать пейзажную лирику вам помогали сегодня фрагменты пьес П.И. Чайковского из цикла «Времена года» и репродукции картин художников.
-Так ярко, красочно, с чистой душой, открытым сердцем, любовью к родной природе обращались поэты, художники, музыканты.
Заключительное слово: (Слайд 63) Учитель литературы:
- Читайте как можно больше, «открывайте для себя «новых» поэтов, художников, учитесь у них любить родную природу, родину, землю, на которой живёте. Учитель ИЗО:
- Вот и подошёл к концу наш урок На уроке вы говорили о судьбах поэтов, художников, читали выразительно стихотворения под музыку, рассматривали полотна русских художников, рисовали свои картины, побывав в роли художников, и, самое главное, мы пытались понять автора, его чувства и переживания, высказать своё мнение, свою точку зрения.
- Мы познакомились только с маленькой капелькой огромного моря под названием ПЕЙЗАЖ в ПОЭЗИИ, ЖИВОПИСИ и в МУЗЫКЕ. Спасибо всем за урок, за то, что мы так творчески плодотворно с вами поработали.
- Весна у наших предков всегда ассоциировалась с птицами-веснянками. Мы с вами на уроке технологии изготовили птичек-веснянок. Давайте мы их подарим нашим гостям и пожелаем, чтобы в их душах всегда пела весна!
Презентация на тему: Пейзаж в лирике, живописи, музыке русских поэтов, художников, музыкантов
Здравствуйте,Елена Александровна! Хочу поздравить Вас с первой публикацией "Интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки: "Пейзаж в лирике, живописи, музыке русских поэтов, художников, музыкантов ". Задумка такого урока необычайно интересна, много полезного и познавательного материала для учеников. Вам только нужно поработать еще с
оформлением публикации. Выделить шрифтами некоторые части конспекта, что бы он читался легко. Обратите на это внимание. Примите мой первый голос!
Спасибо огромное вам! Да, действительно, я ещё плохо редактирую материал и времени совсем не хватает на это-очень большая нагрузка и хочется многое успеть. Мне бы проще было загрузить Word документ, там у меня материал отредактированный, готовый, а на этом сайте материал по другому загружается и двойную работу делать не очень удобно, но я постараюсь. Спасибо.
Здравствуйте,Елена Александровна!
Интересной материал Вы представили! Задумка хороша и глубока. Хотелось бы немного пояснений получить. Это мероприятие было 45 минут или больше? Кто из учителей был инициатором - литератор, музыкант или художник?
ГОЛОС!
Спасибо большое за комментарий. Урок был 2 часовой (2 по 45 мин.), так как интегрированный и материал совпал у литератора и художника. Сначала у меня, я литератор, муж художник, была задумка сделать бинарный, но потом в ходе подготовки подключили и музыканта и вот что из этого получилось. Я руковожу МО гуманитариев и разрабатывала открытый бинарный урок, а получился интегрированный. Урок прошёл на ура, если бы класс был послабее, то не вложились бы по времени, а так всё получилось.